1. Мотивационный этап Регулятивные УУД, Личностные УУД Коммуникативные УУД | - Здравствуйте, дети. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. (Слайд 1) - Чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким человеком? -Давайте мы с вами пожелаем, друг другу удачи на уроке (Пожимают друг другу руки). | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на познавательную деятельность |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером и учителем.
Выявление проблемы Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать. Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем. Регулятивные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД
![]()
3. Решение проблемы Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УДД Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество. Личностные: формирование межличностных отношений. Регулятивные: умение контролировать действия.
Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Личностные УУД
| - Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…». Вопросы: …наша страна называется Россия? …столица России Санкт- Петербург? …наша планета называется Марс? …загрязненную воду можно очистить? ...грязная вода полезна для реки и ее обитателей? - Посмотрите на глобус. (Слайд 2) - Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус) -Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым) -Почему? -Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки) Постановка проблемы урока. (Слайд 3) - Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Целеполагание и мотивация. - Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку. (Слайд 3) Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? – О чём сегодня пойдёт речь на уроке? - Что вы хотите узнать на уроке? - А чтобы определить правильно ли вы предположили, откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. - Что вы сами знаете по теме урока? (Слайд 4) - Поднимите руки те, кто пробовал воду на вкус. - Давайте попробуем воду на вкус (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную). - Какой была вода в ваших стаканах? - Где содержится солёная вода? - А как называется вода, которая была во втором стакане? - Ребята, а кто еще кроме человека пьет воду? - Зачем вода растениям? (Слайд 5) - Нужна ли вода животным? (Слайд 6) - Нужна ли вода человеку? (Слайд 7) - Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным? - Вода - добрый друг и помощник человека. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.
«Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы. - Кто сегодня пользовался водой? - Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей) - Где начало этого пути? (Слайд 9) - Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода. - Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. (Слайд 10) Физминутка (капелька) - Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу. (Слайд 11) - Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей. - Ребята, кто внимательно слушал, кто живет в капельке? Как очищают воду? - Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт? - Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий? (Слайд 12) - выключить - Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку? | Выполняют соответствующие действия. Анализируют модель глобуса и отвечают на вопросы. Слушают учителя. Отвечают на вопросы, ищут выход из создавшейся ситуации. Анализируют загадку, на основе общих признаков делают выводы. Открывают учебник, сравнивают свои ответы с эталоном. Поднимают руки. Пробуют воду, определяют её по свойствам. Отвечают на вопросы. Делают выводы. Отвечают на вопросы. Предполагают и ищут выход по схеме. Слушают информацию. Выполняют движения за героем – Капелькой в презентации. Слушают учителя, анализируют материал, на основе его делают выводы. Анализируют материал, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. |
4. Организация самостоятельной работы Познавательные: использование полученных знаний для решения поставленной задачи. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
5. Первичное закрепление
Коммуникативные УУД, Личностные УУД, Познавательные УУД | Практическая работа в группах: «Выполняем опыты с водой». Опыт 1. Моделируем загрязнение воды. - Что мы делаем? - Что наблюдаем? - Делаем вывод. - Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязючки? Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду. - Что мы делаем? - Пока вода очищается, мы поможем капелькам воды подружиться. Практическая работа в группах: «Выполняем опыты с водой». - Что наблюдаем? - Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? - Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. - Вывод: В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку. Общий вывод: (Слайд 13) 1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды. 2. Очищенная вода приходит в наш дом. 3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения. 4. Очищенная вода возвращается в реку.
Итог урока - Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос? - Откуда в наш дом приходит вода? - Куда загрязнённая вода уходит? - Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? (ответы детей) - Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома (один учащийся рисует на интерактивной доске, остальные показывают путь воды в рабочих тетрадях). | Работают в группе. Делают по плану совместно с учителем. Делают выводы. Используют фильтр для очищения воды. Наблюдают за состоянием воды. Делают выводы. Анализируют материал, делают выводы. Отвечают на вопросы. |