СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру буден полезен для использования учителям начальных классов. Урок построен на практическом опыте детей. Ребята с помощью опытов узнают, каким образом нужно очищать воду, и как важно её беречь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

Дата: 28.11.16

Класс: 1

Название дисциплины: окружающий мир

УМК «Школа России» А.А.Плешаков

Название раздела: «Как, откуда и куда?»

Тема урока: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит»

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель: познакомить с источниками воды в природе и в быту, с процессами загрязнения и очистки воды.

Задачи урока:

1) Актуализировать знания детей о воде; объяснить детям процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды; раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

2) Продолжать развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (логические познавательные УУД); формулировать учебную задачу, работать с различными источниками информации; рефлексировать свою учебную деятельность и одноклассников (регулятивные УУД); умение работать в парах и микрогруппах, вести диалог, рассказывать, пополнять словарный запас (коммуникативные УУД); развивать наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся (личностные УУД).

3) Воспитывать понимание важности бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

Планируемые результаты:

1) Дети узнают о воде; поймут процесс: откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит; с помощью опытов покажут процессы загрязнения и очистки воды; раскроют опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

2) Дети будут продолжать учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; формулируют учебную задачу, работают с различными источниками информации; рефлексируют свою учебную деятельность и одноклассников; умение работать в парах и микрогруппах, ведут диалог, рассказывают, пополняют словарный запас; развивают наблюдательность, внимание, память и кругозор учащихся.

3) Дети осознают необходимость бережного отношения к природе; умение сотрудничать.

Средства обучения:

  1. Книгопечатная продукция: учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, и тетрадь.

  2. Экранно-звуковые: презентация.

  3. Демонстрационно-дидактические: светофор зеленого и желтого цвета, фотографии.

  4. Технические средства: компьютер, медиапроектор.

  5. Для опытов – стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки

2 стакана с солёной и пресной водой, глобус.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:  деятельностный, исследовательский. ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

Информационные источники:

на электронных носителях http://doc4web.ru/okruzhayuschiy-mir/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-nasha-druzhnaya-semya-kla.html; на бумажных носителях Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 1 класс»/ Е.М.Тихомирова – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с. – (Серия «Учебно-методический комплект») Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК А.А.Плешакова (М.:Просвещение) 1 класс









Этапы УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


1. Мотивационный этап


Регулятивные УУД, Личностные УУД

Коммуникативные УУД

- Здравствуйте, дети.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность. (Слайд 1)

- Чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким человеком?

-Давайте мы с вами пожелаем, друг другу удачи на уроке (Пожимают друг другу руки).



Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на познавательную деятельность

2. Актуализация опорных знаний и способов действий

Познавательные: формирование умения выделять сущность, особенности объекта; умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные: формирование умения строить взаимодействие и сотрудничество с партнером и учителем.















Выявление проблемы

Познавательные: формирование умения на основе анализа объекта делать вывод; умения устанавливать аналогии; умения обобщать.

Регулятивные: формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем.



Регулятивные УУД






Регулятивные УУД



Коммуникативные УУД



Познавательные УУД




Личностные УУД
















3. Решение проблемы

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; выявлять сущность, особенности объекта; обобщать и классифицировать по признакам.




Коммуникативные УДД




Коммуникативные: формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; планировать учебное сотрудничество.

Личностные: формирование межличностных отношений.

Регулятивные: умение контролировать действия.









Регулятивные: формирование умения определять успешность своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.



Личностные УУД








- Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы, что…».

Вопросы: 

  1. …наша страна называется Россия?

  2. …столица России Санкт- Петербург?

  3. …наша планета называется Марс?

  4. …загрязненную воду можно очистить?

  5. ...грязная вода полезна для реки и ее обитателей?

- Посмотрите на глобус. (Слайд 2)

- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)

-Какого цвета был сейчас глобус? ( Голубым)

-Почему?

-Да, вода занимает большую часть земного шара.

Ребята, ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)

Постановка проблемы урока. (Слайд 3)

- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. Так ли всегда было? Целеполагание и мотивация.

- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку. (Слайд 3)

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

– О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Что вы хотите узнать на уроке?

- А чтобы определить правильно ли вы предположили, откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка.

- Что вы сами знаете по теме урока? (Слайд 4)

- Поднимите руки те, кто пробовал воду на вкус.

- Давайте попробуем воду на вкус (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).

- Какой была вода в ваших стаканах?

- Где содержится солёная вода?

- А как называется вода, которая была во втором стакане?

- Ребята, а кто еще кроме человека пьет воду?

- Зачем вода растениям? (Слайд 5)

- Нужна ли вода животным? (Слайд 6)

- Нужна ли вода человеку? (Слайд 7)

- Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным?

- Вода - добрый друг и помощник человека. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов.



«Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы.

- Кто сегодня пользовался водой?

- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

- Где начало этого пути? (Слайд 9)

- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами. (Слайд 10)

Физминутка (капелька)

- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу. (Слайд 11)

- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

- Ребята, кто внимательно слушал, кто живет в капельке? Как очищают воду?

- Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязючка. В какой воде она живёт?

- Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий? (Слайд 12) - выключить

- Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?


Выполняют соответствующие действия.



Анализируют модель глобуса и отвечают на вопросы.



Слушают учителя.




Отвечают на вопросы, ищут выход из создавшейся ситуации.


Анализируют загадку, на основе общих признаков делают выводы.


Открывают учебник, сравнивают свои ответы с эталоном.


Поднимают руки.

Пробуют воду, определяют её по свойствам.

Отвечают на вопросы.


Делают выводы.






Отвечают на вопросы.


Предполагают и ищут выход по схеме.


Слушают информацию.




Выполняют движения за героем – Капелькой в презентации.


Слушают учителя, анализируют материал, на основе его делают выводы.





Анализируют материал, отвечают на вопросы.



Отвечают на вопросы.

4. Организация самостоятельной работы

Познавательные: использование полученных знаний для решения поставленной задачи.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД









Познавательные УУД



















Регулятивные УУД















































5. Первичное закрепление



Коммуникативные УУД,

Личностные УУД,

Познавательные УУД

Практическая работа в группах:

«Выполняем опыты с водой».

Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.

- Что мы делаем?

- Что наблюдаем?

- Делаем вывод.

- Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязючки?

Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду.

- Что мы делаем?

- Пока вода очищается, мы поможем капелькам воды подружиться.

Практическая работа в группах:

«Выполняем опыты с водой».

- Что наблюдаем?

- Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку?

- Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

- Вывод: В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.

Общий вывод: (Слайд 13)

1. Вода из реки или подземная вода приходит в станцию очистки воды.

2. Очищенная вода приходит в наш дом.

3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

4. Очищенная вода возвращается в реку.








Итог урока

- Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос?

- Откуда в наш дом приходит вода?

- Куда загрязнённая вода уходит?

- Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? (ответы детей)

- Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома (один учащийся рисует на интерактивной доске, остальные показывают путь воды в рабочих тетрадях).



Работают в группе.

Делают по плану совместно с учителем.

Делают выводы.


Используют фильтр для очищения воды.


Наблюдают за состоянием воды.


Делают выводы.




Анализируют материал, делают выводы.









Отвечают на вопросы.




6. Рекомендация по домашнему заданию Личностные УУД,

Регулятивные УУД




Рекомендации для занятий дома.

С помощью родителей придумайте знак - обращение к людям: «БЕРЕГИТЕ ВОДУ!»



Получают рекомендации от учителя.



7. Рефлексия учебной деятельности


Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

- Много ли воды на Земле?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

Оценивание по смайлам (Слайд 14)

- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!





Делают выводы


Показывают смайлики соответствующего цвета











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!