Тема: "Детство и юность Петра 1"
Цели по содержанию:
образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.
Планируемые результаты.
•Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.
Тип урока по этапам формирования навыка: тренировочный урок.
Тип урока по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум;
Тип урока по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: урок организации работы в группах.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверьте готовность рабочего места.
2. Актуализация знаний. Родина начинается с истории. Каждый человек должен знать историю своего государства. И сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с историей развития нашей страны-России.
Ребята, давайте вспомним имена русских князей, правителей, которые оставили след в истории.
Что можете сказать про каждого из них?
Князя Ивана Даниловича москвичи любили за милосердие к нищим. Он всегда носил с собой кошель (калиту) и раздавал из него деньги бедным. При нём владения Московского княжества значительно расширились; многие из них он скупил. (Иван Калита)
Князь Александр разбил на реке Неве полчища шведов(Александр Невский)
Князь Ярослав Владимирович составил для Руси первый свод законов: правила наказания за убийство, оскорбление, кражу. Его умом и стараниями Русь прославилась(Ярослав Мудрый)
4)Князь Дмитрий прославился битвой с монголо-татарами на Куликовом поле, где река Непрядва впадает в Дон(Дмитрий Донской)
5) Юрий, сын Владимира Мономаха, стремился завладеть Новгородом и даже Киевом. При Юрии появилось много новых городов(Юрий Долгорукий) (СЛАЙД 7)
6) Один из первых русских князей – Владимир был заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу(Владимир Красное Солнышко
-Какой правитель стал первым именовать себя «Царем Всея Руси»? (Иван IV Грозный)
Каждый из этих людей оставил след в истории нашей страны.
3. Биография Петра Первого.
Петр I — самый знаменитый представитель рода Романовых. Ему посвящены многие научные труды и художественные произведения как в нашей стране, так и за ее пределами. В его царствование был резко изменен ход российской истории: страна превратилась в мощную империю, ставшую вровень с современными европейскими державами. Весь имперский период России прошел по пути, начертанному этим государем.
Петр Алексеевич родился 30 мая 1672 года в Москве, крещен 29 июня 1672 года в московском Чудовом монастыре. На шестом месяце жизни он уже начал ходить. С пяти лет к нему приставили дьяка Никиту Моисеевича Зотова. Тот помог своему подопечному овладеть грамотой, но хорошего образования в детстве Петр так и не получил.
Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожуховым. Художник А.Д. Кившенко
Петр I и Лефорт (Маневры потешного флота на Плещеевом озере). Художник Д.Н. Кордовский
Портрет Петра I. Художник Г. Неллер
| |
Петр I изучает теорию кораблестроения. Неизвестный художник | Петр I за изготовлением руля. Художник М.П. Клодт |
Петр I в Заандаме обучается кораблестроению. Художник К.В. Лебедев
В 1697 году Петр совершил поездку в Европу с образовательной целью. Он побывал в Лифляндии, Курляндии, Голландии, Англии, Германии и в Австрии. Там царь изучал корабельное дело, анатомию, научился удалять зубы и приобрел еще много навыков в разных ремеслах.
После смерти Федора Алексеевича 27 апреля 1682 года царем был избран десятилетний Петр. Однако в результате интриг царевны Софьи и клана Милославских, приведших в мае того же года к стрелецкому бунту в Москве, в государстве установилось двоевластие с провозглашением Софьи правительницей. После этих событий мать Петра царица Наталья Кирилловна была вынуждена уединиться с сыном в подмосковном селе Преображенском. Некогда любимое царем Алексеем Михайловичем имение, являвшееся, по словам историка В.О. Ключевского, «станционным двором на пути к Петербургу», стало временной царской резиденцией.
Утро стрелецкой казни. Художник В.И. Суриков
Петр I накрывает заговорщиков. Художник А.И. Шарлемань
Назад
4.Рефлексия
5Подведене итогов урока