Урок по окружающему миру
2- класс
Тема: «Внешнее и внутреннее строении тела человека»
Цель: Формирование умения различать внешнее и внутреннее строение тела человека.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с внешним и внутреннем строением тела человека;
дать первоначальное представление о работе внутренних органов человека;
ввести в словарь учащихся понятия: «части тела», «органы».
Развивающие:
развивать умения работать со схемами, моделями;
развивать наблюдательность, внимание, память
закреплять навыки самостоятельной работы в тетрадях.
Воспитательные:
воспитывать желание учиться и делать открытия;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся научатся различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- научатся показывать расположение внешних и некоторых внутренних органов, а также познакомятся с функциями этих органов;
- учащиеся научатся использовать в речи слова «части тела», «органы».
Оборудование:
силуэты человечка и внутренних органов (для индивидуальной работы), клей;
учебники, рабочие тетради;
верёвочка длиной 8 м;
поролоновая губка;
презентация, проектор.
(Слайд 1)
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 2)
- Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме. Почему эта тема очень важна, вы постараетесь ответить сами в конце урока. А сейчас наш урок можно назвать так: «Строение тела человека»
Актуализация знаний.
1.
- Вы готовы к работе? Тогда внимание на экран. (Слайд 3)
- Что вы видите? (Кораблик.)
- Какие части кораблика вы видите снаружи? (труба, иллюминаторы, фонари, якорь.)
- А, как вы думаете, что находится внутри дома? (штурвал, каюты, двигатель, мебель, …)
Вывод: Строение бывает внешнее и внутреннее.
2. Проблемно-диалогическая беседа.
- Возьмите конверт, достаньте карточки и разложите перед собой.
- Рассмотрите картинки перед собой. (Слайд 4) (Корень, ствол, ветка, листок, голова, сердце, нога, желудок)
Задание: распределите на 2 группы.
Корень голова
ствол сердце
ветка нога
листок желудок
- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 5)
- Какое обобщающее слово подходит к 1 группе, а ко 2 группе? (Части дерева, органы человека.)
- делаем вывод, что у человека есть органы. Ребята назовите, какие еще есть органы у человека. (Дети называют.)
- Предлагаю выполнить следующее задание.
Слова второго столбика (голова, сердце, нога, желудок) распределите на 2 группы.
- По какому признаку вы их распределили? (Внутренние и внешние органы.) (Слайд 6)
3. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, из нашей беседы вы поняли, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке. (Дети называют)
Тема урока: «Внешнее и внутреннее строение тела человека»
Цель нашего урока – изучить названия частей тела человека (внешних и внутренних), узнать, где они расположены и какую работу выполняют в нашем организме. (Слайд 7)
III. «Открытие» нового знания.
1. Внешнее и внутреннее строение.
- Органы бывают внешние и внутренние. (Слайд 8)
- Работа в паре по учебнику с. 6-7
- Что изображено на с.6? (внешнее строение)
- Что изображено на с.7?(внутреннее строение)
- Покажите и назовите, какие у вас есть внешние органы. (Слайд 9)
- Теперь на слайде проверим ваши ответы. (Слайд 10)
- Ребята, вы знаете внутренние органы человека? А как они расположены?
- Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. Каково же его внутреннее строение?
- Расскажите, что вы об этом знаете. (высказывания детей)
- Тело человека внутри состоит из органов. О них нам может рассказать наш учебник с.8-9.
- Каждый орган человека выполняет свою работу (функцию).
Я помогу вам узнать об этом более подробно и уточнить ваши знания.
Первый орган, с которым мы познакомимся – это мозг человека.
(рассказ учителя)
Головной мозг. (Слайд 11)
Самая большая ценность человеческого организма – головной мозг, недаром он так надежно упакован в крепкую черепную коробку. Это вместилище разума, памяти, различных навыков и знаний – всего того, что делает человека человеком. Весит наш мозг в среднем 1 кг 400 г и устроен очень сложно. Он состоит из нескольких отделов, которые отвечают за разные стороны нашей жизнедеятельности.
Мозг управляет работой всего организма. Мы смотрим вокруг и видим различные предметы. Мы читаем, пишем. Мы без труда вспомним, что происходило в прошлом году, сегодня утром и т.д. Вы решаете примеры или задачу. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг. Чтобы человек не делал, всем управляет мозг.
- В какой части тела располагается этот орган? (в голове) (возврат к слайду 8)
2. Лёгкие. (Слайд 12)
- Как долго вы можете не дышать? Давайте проверим. По моему сигналу вы задержите дыхание. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимаете руку.
- Итак, сделайте вывод, как долго человек может не дышать.
- Человеку нужно всё время вдыхать и выдыхать воздух. Дыхание происходит при помощи лёгких.
Люди часто говорят «нужен, как воздух», когда имеют в виду что-то жизненно необходимое. Действительно, без воздуха человек погибает через 5 минут. Воздух – это смесь разных газов, содержится в нем и необходимый нам газ кислород. Ведь для работы всех частей организма постоянно нужна энергия.
(учитель проводит опыты)
- У каждого из нас два лёгких – правое и левое. Лёгкие похожи на две губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, когда делаем вдох, лёгкие наполняются воздухом и расширяются.
Делая всего лишь один вдох, мы втягиваем в себя пол-литра воздуха. А воздухом, который человек вдыхает в течение дня, можно было бы надуть несколько тысяч воздушных шаров.
- В какой части тела расположены лёгкие? (в груди) (возврат к слайду 8)
3.Сердце. (Слайд 13)
Неутомимый насос, который гонит кровь по сосудам, - сердце. Это один из самых важных органов, ведь если сердце остановится всего на несколько минут, человек погибнет.- Скажите, как узнают, жив человек или умер?
- Прежде всего, прослушивают, бьётся ли у него сердце.
Где оно находится? (возврат к слайду 8)
Сердце расположено почти посередине грудной клетки. Приложив руку к груди, можно ощутить его биение.
- Приложите ладонь к сердцу.
4.Желудок. (Слайд 14)
- Представьте себе, что вы пришли домой. Пора обедать, а мама подаёт вам на тарелке кусок сырого мяса и две сырые картофелины. Станете вы есть такой обед?
- Точно так же и нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Всё, что попало в рот: и котлета, и каша, и хлеб, и конфета - должно перевариться и впитаться в кровь. Этим занимаются органы «внутренней кухни».
- Главное отделение «внутренней кухни» - это желудок.
Желудок – это небольшой мешочек с мускулистыми стенками. Его внутренняя оболочка содержит железы, выделяющие желудочный сок. Этот сок способен переварить питательные вещества, содержащиеся в мясе, хлебе, овощах и т.д. а чтобы дело шло быстрее. Стенки желудка сжимаются и расширяются, интенсивно перемешивая питательную массу. Все, с чем желудок не смог справится сам, он небольшими порциями проталкивает дальше в кишечник.
-Где находится желудок? (в верхней части живота, под рёбрами) (возврат к слайду 8)
5.Кишечник. (Слайд 15)
Полупереваренная пища из желудка поступает в свернутую петлями трубку – кишечник. У человека его длина составляет 6-8 метров.
(опыт) Кишечник тянется почти на 8 метров. (учитель показывает верёвку длиной 8 метров)
- Где расположен кишечник? (возврат к слайду 8)
6. Печень. (Слайд 16)
Печень вырабатывает желчь – жидкость, которая поступает в кишечник, содержащую ферменты, необходимые для переваривания жирной пищи,
- Печень живёт с правой стороны от желудка в верхней части живота. (возврат к слайду 8)
8.Физминутка. (Слайд 17)
IV. Первичное закрепление.
1. Фронтальная работа.
- Следующую часть нашего урока мы посвятим закреплению изученного.
- На первом этапе мы изучали внешнее строение человека. Я показываю на человечке-модели внешние органы, а вы называете.
- А теперь повторим внутреннее строение. (Модель-человечка). (Слайд 18)
2. Самостоятельная работа.
- Вы сегодня хорошо работали, были внимательными и активными. Думаю, вам легко будет выполнить самостоятельно работу в тетрадях. Эта работа покажет, как вы усвоили сегодняшнюю тему (запомнили внешнее строение человека и названия внутренних органов). Откройте тетради на стр. 3, прочитайте задание 1. (Учитель даёт подробные рекомендации по выполнению самостоятельной работы).
3. Взаимопроверка.
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга первое задание. Поднимите руку, если заметили ошибки. Помогите друг другу их исправить.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Каждый человек хочет быть здоровым. А наше здоровье зависит от правильной работы каждого нашего органа. О том, как поддерживать здоровье и укреплять его, вы узнаете на следующих уроках по окружающему миру.
VI. Домашнее задание:
стр. 6-7: повторить строение тела человека.
-Ребята, я очень довольна вашей работой, вашими ответами.
СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд 19)