Познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека, показать значение почвы для растений и живых организмов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 | 3 |
1.Организация класса. - Добрый день, ребята. Поздоровайтесь глазами, друг другу улыбнитесь. Сегодня будет на уроке интересно! - В названии темы урока «…- кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав мою загадку. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и добром плачу. (Земля) - Как вы думаете, почему землю называют «кормилицей»? - Сформулируйте тему урока. Какая цель может быть поставлена? | Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу. Учитель пишет вопросы на доске | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности. Повторение изученного ранее. - Вспомните, как называется верхний слой земли. (слайд № 1) | Коммуникативное взаимодействие, беседа. | - Верхний слой земли называется почвой |
3. Работа над новой темой Практическая работа (опыт№1) - Возьмем стакан с землёй и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите? - О чём это говорит? | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения опытным путем делать вывод. - Из почвы идут пузырьки. - В почве есть воздух. |
Практическая работа (опыт№2) - Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожжём. Стряхнём почву в лоток. - Что осталось на салфетке? | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения опытным путем делать вывод. - Влажное пятно, значит, в почве есть вода |
Подведение итога (слайды № 2,3,4) | | |
Практическая работа (опыт№3) - Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы - Что вы видите на дне стакана? - Какой делаем вывод? | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | - Вода в стакане стала мутной. - На самом дне видны песчинки, а сверху – глина -В состав почвы входит песок и глина |
Подведение итога (слайды № 5,6,7) | | Ученик Николаев Павел представляет свой проект |
Практическая работа (опыт№4) - Нагреем немного почвы. Что вы видите? - Почему это происходит? Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | Развитие умения опытным путем делать вывод. - Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. - Это горят остатки травы, старые листья и остатки насекомых. |
Затем подводим итоги. (слайд № 8,9) | | |
Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?» (слайд № 10) | | |
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатываю: пашут, удобряют, поливают. (слайд № 11) И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно сажать собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. (слайд № 12) Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи. (слайды № 13,14,15,16) | Коммуникативное взаимодействие, беседа. | |
Сделаем вывод - Что называют волшебной кладовой? - Почему? - Что издавна делает земля-матушка? - А кого кроме людей кормит земля-матушка? | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | - Землю. - Посеешь горсточку зёрен, а соберёшь сто горстей. -кормит людей: на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу. - насекомых, птиц, зверей, поэтому мы называем её кормилицей. |
4.Физкультминутка: Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят. Тихо присядем – в норках зверюшки сидят. Быстренько встанем – дети работать хотят. | Здоровьесберегающая деятельность на уроке. | |
5. Продолжение новой темы. - Работа в парах. Работа с учебником (стр.162 - 163) - Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет? - Что необходимо делать для защиты почвы? | Направляющая и контролирующая деятельность учителя | -Высаживание полезащитной лесной полосы, снегозадержание, распахивание почвы, умеренное применение удобрений. |
6. Закрепление изученного материала. Работа в группах. - Что называют почвой? - Составь кластер «Состав почвы» (1группа) - Кроссворд (Т.Н.Максимова «Поурочные разработки» с.161) – 2 группа | | Развитие умения делать вывод. - Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли. |
7. Рефлексия деятельности: - Исправь ошибки. Текст (Слайды № 17,18) - Проверь себя. Оцени. | | Самооценка, анализ и самоконт-роль |
8. Итог урока: -Что нового узнали? -Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке? -С каким настроением уходим с урока? - Поблагодарим за работу друг друга глазками…. | | |
9.Домашнее задание Стр.160 – 163, составь памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях»- 1 группа, подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле – кормилице – 2 гр. | | |
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4класса начальной школы в 2 частях – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – (Зеленый дом).
2. Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель
1.Плешаков А.А. Методическое пособие к системе учебных курсов «Зеленый дом»
3. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 кл.
4.О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир 4класс