Ход урока
1.Орг.момент.
Учитель: Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы. (На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой.) Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листочках. (Слайд 1).
1. Гордость - …….? (Стыд)
2. Здоровье - ……..? (Болезнь)
3. Ложь - …….?(Правда)
4. Трусость - …….? (Смелость)
5.Тьма - ……? (Свет)
6. Грязь - ……..? (Чистота)
7. Смерть - ………? (Жизнь)
Учитель: Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ) Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.
Учитель: -Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
Учитель:- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?(ответы детей)
Учитель:- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? ?(ответы детей)
Учитель:- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное).Слайд 2
(щелчок)- В православии “добро” - это то, что:
(щелчок)- - помогает росту души человека;
(щелчок)- - помогает другим людям;
(щелчок)- - радует Бога.
Дифференцированная работа.
Учитель:- Дома вы выполняли различные задания со словом “добро”: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте.
Учитель:- Расскажите, как вы справились с данной работой.
Учитель:- Какие словосочетания вы составили со словом “добро”? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро)
(Слайд 3. Определение “добра”.)
Учитель:- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья” построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев “Цветик-самоцветик”, героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева “Три товарища”, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей).
Учитель:– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?
(Ответы детей)
(Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.)
Учитель:- А какого человека можно назвать добрым?
Учитель:-Давайте послушаем и посмотрим «притчу о доброй старушке и ее молодой душе» в исполнении учеников.(сценка)
Притча о доброй старушке и ее молодой душе.
Автор:
У старушки мудрой и сердечной,
Так и льётся доброта из глаз,
И любовью светлой, бесконечной
Озаряет каждого из нас!
Как её душа струилась Светом!
Лик святой, открытый и простой...
Дети:
- Поделитесь, бабушка, секретом,
Как душа осталась молодой?
Ваш полёт души, на удивленье,
Жизнь украсит чистотой своей,
Вы душой моложе, к восхищенью,
Молодых по возрасту людей!
Бабушка:
- Милые, для вас секрет открою,
Хоть я не скрывала никогда:
Чтоб душа осталась молодою -
Нужно с Богом жить в душе всегда!
Только в своём сердце оставляла
Всё хорошее, что пожелали мне,
А плохое быстро забывала,
Словно уплывало по воде...
Если бы копила я обиды,
Боль, страданья, беды и печаль,
Было б сердце ранами разбито -
Лет лихих удары и печать.
И вода невзгоды уносила,
Все обиды растворялись в ней.
Лишь с любовью к людям приходила,
Приносила благости елей!
Удалите прочь тоску из сердца,
Радость пусть вам дарит день любой,
Для любви откройте шире дверцу -
Будет в сердце только рай земной!
Рай благоуханный, поднебесный,
Будет вас сопровождать во всём,
Чтобы ваша жизнь была как песня,
Наполнялась солнечным дождём!
Людям лишь добро всегда творите,
Помогайте бедным и больным,
Чтоб душой, сочувствием открытой,
Были милосердием полны!
Дал Господь нам драгоценность-память:
Помнить всех, кто делал нам добро,
Забывая зло, тушить, как пламя,
Всё прощать с любовью и теплом.
Автор:
Бабушка с улыбкой, озарённо,
Говорила нежно, не спеша...
И цвела-сияла в жизнь влюблённо
Молодая чистая душа!
Учитель:- Так какого человека можно назвать добрым? (ответы детей).
Учитель:- Назовите антоним слова “добро”. (Зло).Определение слова “зло”.
(слайд 3). «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)(Слайд 4).
Учитель:-А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)
(щелчок) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: (щелчок) злодей – делающий беду, наносящий вред; (щелчок) зло-мыслити – иметь вредное намерение, желать несчастья; (щелчок) зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать; (щелчок) зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.
Учитель: - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)
- В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех) (слайд 5)
- В православии грех – это…(щелчок)
промах;
ошибка.
Учитель:- Просмотрите иллюстрации к рассказу А.Гайдара “Совесть”. (слайд 6)
Учитель: Ребята, давайте вспомним какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом).
Учитель: - По православным понятиям она совершила грех.
Учитель: - Чем заканчивается данный рассказ? (“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть”)
Учитель: - Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть)
Учитель: - Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке)
Учитель: - Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии).
Учитель: - Девиз урока.(на доске записан).
Учитель:-А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни”.
(Слайд 7) “Совесть и раскаяние”.
Открытие новых знаний. Работа с понятием “Совесть”.
- Работаем в группах.
Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова “Совесть”, а вторая – “Раскаяние”. (Работа с книжным и электронным словарём на компьютере.
Учитель: - Проверяем работу.
Учитель: - Так что же такое “Совесть”? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом,глас Божий.)
Учитель: – Что подсказывает совесть?
(Слайд 8-11).
Учитель: - Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36.
- Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”.
(Слайд 12) « ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА»
Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». (щелчок), Панов Игорь. Отречение Петра) Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. (щелчок), Карл Генрих Блох. Отречение Петра) Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.
И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (щелчок), Раскаяние Петра) Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. (щелчок), Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской.) Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача (из «Закона Божия» прот. Серафима Слобосдского). Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.
Учитель: - Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)
Учитель: - Посмотрите на его портрет.(слайд 12)
Учитель: - Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)
Учитель: - Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)
Учитель: - Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)
Учитель: - Обоснуйте свой ответ.
Учитель: - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)
Учитель: - Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас).
Учитель: - Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой)
Учитель: - Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно)
(Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда.)
“Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.
Учитель: - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
Учитель: - Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.(ответы детей)
Учитель: - Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
Учитель: - Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.
Учитель: - Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие.
Учитель: - А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.
Учитель: - Какие важные дела совершает совесть? ( Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.)
Учитель: - Какая особенность есть у совести? (Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.)
Учитель: - Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм, то есть раскаиваются.
Учитель: - Что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)(слайд 13).
Учитель: - Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. Стр 37. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.)
Дифференцированная работа.
I группа. Задание 1.
Учитель: - Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть?
Учитель: - Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.(ответы детей устно)
II группа. Задание на карточках.
Учитель: - Внимательно прочитайте стихотворение “Что такое совесть?” и скажите, как авторы понимают, что такое совесть.
Учитель: -Ответьте на вопрос “Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ”.
Что такое совесть?
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
(А. Лопатина, М. Скребцова)
5. Работа с понятием “раскаяние”.
Учитель: Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?
Учитель:-Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)
Учитель:-Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.
(Слайд 14)
Учитель:
- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)
Учитель:- В чём состоит первый шаг в раскаянии?
(щелчок)(Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете?
Учитель:- В чём состоит второй шаг в раскаянии? (щелчок). Переворот своих стремлений.)Как вы его понимаете?
Учитель: В чём состоит третий шаг в раскаянии? (щелчок).
(Покаянные молитвы к богу) (щелчок)
Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).
Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.
Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.
Учитель: -Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). (слайд 15)
Учитель: -Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее).
6. Закрепление.
Учитель: - Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого “Детство” и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке.
(Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).
Учитель читает отрывок из повести:
После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савична со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: “Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!”. Меня так это обидело, что я разревелся от злости.
“Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савична, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!”
Когда Наталья Савична увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
– Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.
Вопросы учителя по тексту:
- Как меняется настроение мальчика?
(Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь).
- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?(ответ детей)
8. Работа с репродукцией картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. (слайд 16)
Учитель:- Как вам кажется, кто изображен на картине?
Учитель:- В какой момент жизни изображены два человека?
Учитель:- Почему один из них не показан лицом зрителю?
Учитель:- Почему он стоит на коленях?
Учитель:- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю.
Учитель:- Знаете ли вы, как называется картина?
Учитель:- Какой сюжет лёг в её основу?
Учитель:- Из какой книги этот сюжет?
9. Рефлексия.
Учитель:- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на доске, и которые я попрошу вас закончить:
- Теперь я знаю … .
-Теперь я умею … .
-Теперь я (буду) не буду … .
10. Итог урока.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.
«Спешите делать ДОБРО» (слайд 17)
11. Домашнее задание.
Учитель: Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.