СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Ход урока 1.Орг.момент.  Учитель: Узнать тему сегодняшнего урока нам поможет кроссворд. Нужно к указанным словам подобрать антонимы. (На слайде слова-ответы появляются по щелчку на ячейку с цифрой.) Кроссворд (прилагается) можно распечатать и раздать детям на листочках. (Слайд 1). 1. Гордость - …….? (Стыд) 2. Здоровье - ……..? (Болезнь) 3. Ложь - …….?(Правда) 4. Трусость - …….? (Смелость) 5.Тьма - ……? (Свет) 6. Грязь - ……..? (Чистота) 7. Смерть - ………? (Жизнь) Учитель: Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ) Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев, и постараемся понять, что же такое совесть и нужно ли человеку раскаяние.   Учитель: -Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека. Учитель:- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?(ответы детей) Учитель:- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? ?(ответы детей) Учитель:- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное).Слайд 2 (щелчок)- В православии “добро” - это то, что: (щелчок)- - помогает росту души человека; (щелчок)- - помогает другим людям; (щелчок)- - радует Бога. Дифференцированная работа. Учитель:- Дома вы выполняли различные задания со словом “добро”: одни составляли словосочетания, другие вспоминали добрые поступки литературных героев, третьи подбирали пословицы о добре, доброте. Учитель:- Расскажите, как вы справились с данной работой. Учитель:- Какие словосочетания вы составили со словом “добро”? (Творить добро, сеять добро, добрый поступок, добрые люди, излучать добро) (Слайд 3. Определение “добра”.) Учитель:- Какие добрые поступки литературных героев вы можете назвать? (Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья” построили Дом дружбы и подружили многих героев повести; В. Катаев “Цветик-самоцветик”, героиня сказки Женя с помощью последнего лепестка помогла вылечить больные ноги мальчика Вити; В. Осеева “Три товарища”, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей).  Учитель:– Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти? (Ответы детей) (Добро век не забудется. Доброму Савве добрая и слава. Жизнь дана на добрые дела. Мир не без добрых людей.) Учитель:- А какого человека можно назвать добрым?  Учитель:-Давайте послушаем и посмотрим «притчу о доброй старушке  и ее молодой душе» в исполнении учеников.(сценка)  Притча о доброй старушке и ее молодой душе.  

Автор: У старушки мудрой и сердечной, Так и льётся доброта из глаз, И любовью светлой, бесконечной Озаряет каждого из нас! Как её душа струилась Светом! Лик святой, открытый и простой...

Дети: - Поделитесь, бабушка, секретом, Как душа осталась молодой? Ваш полёт души, на удивленье, Жизнь украсит чистотой своей, Вы душой моложе, к восхищенью, Молодых по возрасту людей!

Бабушка: - Милые, для вас секрет открою, Хоть я не скрывала никогда: Чтоб душа осталась молодою - Нужно с Богом жить в душе всегда! Только в своём сердце оставляла Всё хорошее, что пожелали мне, А плохое быстро забывала, Словно уплывало по воде... Если бы копила я обиды, Боль, страданья, беды и печаль, Было б сердце ранами разбито - Лет лихих удары и печать. И вода невзгоды уносила, Все обиды растворялись в ней. Лишь с любовью к людям приходила, Приносила благости елей! Удалите прочь тоску из сердца, Радость пусть вам дарит день любой, Для любви откройте шире дверцу - Будет в сердце только рай земной! Рай благоуханный, поднебесный, Будет вас сопровождать во всём, Чтобы ваша жизнь была как песня, Наполнялась солнечным дождём! Людям лишь добро всегда творите, Помогайте бедным и больным, Чтоб душой, сочувствием открытой, Были милосердием полны! Дал Господь нам драгоценность-память: Помнить всех, кто делал нам добро, Забывая зло, тушить, как пламя, Всё прощать с любовью и теплом.

Автор: Бабушка с улыбкой, озарённо, Говорила нежно, не спеша... И цвела-сияла в жизнь влюблённо Молодая чистая душа! Учитель:- Так  какого человека можно назвать добрым? (ответы детей). Учитель:- Назовите антоним слова “добро”. (Зло).Определение слова “зло”. (слайд 3). «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)(Слайд 4). Учитель:-А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают) (щелчок) В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «беда, несчастье, вред; худо». Попробуйте расшифровать слова: (щелчок)  злодей – делающий беду, наносящий вред; (щелчок) зло-мыслити – иметь вредное намерение, желать несчастья; (щелчок) зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать; (щелчок) зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое. Учитель: - Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное) - В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех) (слайд 5) - В православии грех – это…(щелчок) промах; ошибка.  Учитель:- Просмотрите иллюстрации к рассказу А.Гайдара “Совесть”. (слайд 6) Учитель: Ребята, давайте вспомним какой плохой поступок, совершила Нина Карнаухова из рассказа “Совесть” Аркадия Гайдара? (Не приготовила уроки, прогуляла школу, подшутила над малышом). Учитель: - По православным понятиям она совершила грех. Учитель: - Чем заканчивается данный рассказ? (“И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть”) Учитель: - Как вы понимаете это предложение? (Её мучает совесть) Учитель: - Как вы думаете, будет ли Нина поступать так и дальше? (Нет, она раскаялась в своём поступке) Учитель: - Как вы думаете, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (О совести и раскаянии). Учитель: - Девиз урока.(на доске записан). Учитель:-А девизом нашего урока пусть будут слова философа, римского императора Марка Аврелия “Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни”. (Слайд 7) “Совесть и раскаяние”.  Открытие новых знаний. Работа с понятием “Совесть”.  - Работаем в группах.  Первая группа ищет в словаре Ожегова С.И. определение слова “Совесть”, а вторая – “Раскаяние”. (Работа с книжным  и электронным словарём  на компьютере. Учитель: - Проверяем работу. Учитель: - Так что же такое “Совесть”? (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом,глас Божий.)  Учитель:  – Что подсказывает совесть? (Слайд 8-11). Учитель: - Давайте обратимся к понятию “Совесть” Учебник страница 36. - Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”. (Слайд 12) « ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА» Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». (щелчок), Панов Игорь. Отречение Петра) Он сделал несколько шагов, и вновь люди заголосили: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. (щелчок), Карл Генрих Блох. Отречение Петра) Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он  трижды отрёкся от Христа.  И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос  сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». (щелчок), Раскаяние Петра) Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. (щелчок), Апостол Петр. Мозаика ломоносовской мастерской.)  Сохранилось  еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача (из «Закона Божия» прот. Серафима Слобосдского). Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен. Учитель: - Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа) Учитель: - Посмотрите на его портрет.(слайд 12) Учитель: - Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех) Учитель: - Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его) Учитель: - Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился) Учитель: - Обоснуйте свой ответ. Учитель: - Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть) Учитель: - Про совесть говорят, как про живое существо: “Совесть без зубов, а грызёт”. Помните, она грызла сердце Нины Карнауховой. Совесть может разговаривать с человеком. О чём говорит совесть с человеком? (Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Она мучает нас). Учитель: - Что же происходит с человеком, когда его мучает совесть? (Он не может спать спокойно, постоянно думает о своём плохом поступке; мучается; ходит с поникшей головой) Учитель: - Почему голова у человека поникла? (Ему стыдно) (Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда.) “Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье. Учитель: - Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей) Учитель: - Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.(ответы детей) Учитель: - Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести) Учитель: - Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха. Учитель: - Прочитаем через абзац, как объясняет связь совести и греха православие. Учитель: - А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике. Учитель: - Какие важные дела совершает совесть? ( Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.   После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.) Учитель: - Какая особенность есть у совести? (Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.) Учитель: - Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм, то есть раскаиваются.  Учитель: - Что такое “Раскаяние”? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке)(слайд 13). Учитель: - Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться?  Найдите ответ в учебнике. Стр 37. (Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.) Дифференцированная работа. I группа. Задание 1. Учитель:  - Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? Учитель:  - Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть.(ответы детей устно) II группа. Задание на карточках. Учитель:  - Внимательно прочитайте стихотворение “Что такое совесть?” и скажите, как авторы понимают, что такое совесть. Учитель: -Ответьте на вопрос “Согласны ли вы с их точкой зрения? Обоснуйте свой ответ”. Что такое совесть? - Мама, что такое совесть? - Совесть, дочка, - это повесть Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт – Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей, Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит. (А. Лопатина, М. Скребцова) 5. Работа с понятием “раскаяние”. Учитель: Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Учитель:-Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться) Учитель:-Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38. (Слайд 14) Учитель: - Сколько шагов существует в раскаянии? (Три) Учитель:- В чём состоит первый шаг в раскаянии? (щелчок)(Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? Учитель:- В чём состоит второй шаг в раскаянии? (щелчок). Переворот своих стремлений.)Как вы его понимаете?  Учитель: В чём состоит третий шаг в раскаянии? (щелчок).  (Покаянные молитвы к богу) (щелчок)   Покаяние совсем не похоже на признание своей математической ошибки. Песенка крокодила Гены хороша именно по отношению к тем ошибкам, которые бывают в школьных тетрадках. Понял, что был неправ, – ничего, учись дальше… Но когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет (твердое решение больше так не поступать).  Представь: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него  стало поводом для глубочайшего стыда и позора. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху. Украл? – Верни. Солгал? – Наберись сил сказать правду. Пожадничал? – Подари. Сказал злое слово? – Попроси прощения. К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро. Учитель: -Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). (слайд 15) Учитель: -Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее).  6. Закрепление. Учитель: - Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого “Детство” и постарайтесь понять чувства Николеньки в этом отрывке. (Действие сцены, которое будет прочитано, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть). Учитель читает отрывок из повести:      После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савична со скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: “Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!”. Меня так это обидело, что я разревелся от злости. “Как! – говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савична, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!” Когда Наталья Савична увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление. Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать: – Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам. Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда. Вопросы учителя по тексту: - Как меняется настроение мальчика? (Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь). - Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?(ответ детей) 8. Работа с репродукцией картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. (слайд 16) Учитель:- Как вам кажется, кто изображен на картине? Учитель:- В какой момент жизни изображены два человека? Учитель:- Почему один из них не показан лицом зрителю? Учитель:- Почему он стоит на коленях? Учитель:- Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Учитель:- Знаете ли вы, как называется картина? Учитель:- Какой сюжет лёг в её основу? Учитель:- Из какой книги этот сюжет? 9. Рефлексия. Учитель:- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, начало которых вы видите на доске, и которые я попрошу вас закончить: - Теперь я знаю … .  -Теперь я умею … .  -Теперь я (буду) не буду … . 10. Итог урока. Учитель: Наш урок подошёл к концу. Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.  «Спешите делать ДОБРО» (слайд 17)

11. Домашнее задание. Учитель: Прочитайте высказывания рубрики “Это интересно”. Ответьте на вопросы и выполните задания на странице 39. Вспомните, в каких изученных нами литературных произведениях описываются совесть и раскаяние.

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!