СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") «Милосердие – закон жизни»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») 4 класс, тема: «Милосердие – закон жизни» по программе «Перспектива», учебник А.И.Шемшуриной «Основы светской этики». На уроке ставятся задачи:

- анализировать и объяснять понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;

-учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков;

-организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") «Милосердие – закон жизни»»

Основы религиозных культур и светской этики

(модуль «Основы светской этики»)

4 класс

Выполнила Рохина С.А.

Учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 77 г.Челябинска»

Тема: «Милосердие – закон жизни»

Задачи урока: - анализировать и объяснять понятия: сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие;

-учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков;

-организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Давайте посмотрим на ваши деревья добра (выставка детских работ) СЛАЙД 2

-Каким сказочным героем вы хотели бы стать, чтобы изменить мир к лучшему? (высказывания детей)СЛАЙД 3

2.Актуализация знаний

-Составьте пословицы и высказывания. Как вы их понимаете? СЛАЙД 4

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

добро нашло тебя.

Твори добро, чтобы любя,

От доброго – добро,

От злого – зло родится.

Худо тому,

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

кто добра не делает никому.



3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

-Какое чувство вызывает у вас одинокий человек, который не ждет для себя ничего доброго от жизни? (жалость)СЛАЙД 5

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

-Как вы думаете, человеку приятно увидеть это по отношению к себе? (Наверно, нет)

-Какое же чувство будет более действенным? (Сочувствие)СЛАЙД 6

-Как вы понимаете, что такое сочувствие? (высказывания детей)

4.Решение проблемы, открытие новых знаний.

-О чем же будем говорить на уроке? Прочитайте тему урока

Прочитайте в учебнике, что говорит Ф.И.Тютчев на с.90, что имел в виду поэт? СЛАЙД 6

СЛАЙД 7 ВИДЕО, ТЕКСТ ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ

Однажды старец гулял по морскому  берегу и вдруг заметил  мальчика, поднимавшего что-то с песка и  бросавшего  в море. Когда он подошел поближе то увидел, что тот берет  с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды  окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но  если  они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего  погибнут, - ответил малыш, не прерывая  своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи  морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!

 Старец  ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет  возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.

-Зачем мальчик бросал морские звезды в море?

-Но ведь он не сможет один спасти все звезды?

-Почему он все равно это продолжает делать?

-Есть еще одно чувство, близкое к сочувствию, какое? (милосердие)СЛАЙД 8

-Как вы понимаете, что означает это слово? Запишите в рабочей тетради с.59 №1.

Расскажите, что вы записали.

Прочитайте в учебнике, что говорит автор, что же такое милосердие?

-Почему важно, не унижать человека жалостью?

-Что значит проявлять участие в делах и переживаниях другого человека?

-Каким людям свойственно милосердие?

5.Выполнение продуктивных заданий по теме.

СЛАЙД 9 КАРТИНКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПО ЩЕЛЧКУ, ПО МЕРЕ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

  • Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!...

-Что вы скажите про этих ребят?

-Зачем они бросили камень?

Послушайте продолжение:



  • Простите меня, мистер, - ответил мальчик. - У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат - инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.

Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце,

-Почему он не хотел отремонтировать вмятину?

потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

-Каким был этот человек?

-Почему мальчику пришлось бросить камень?

-Каким был мальчик?

-Какие чувства проявил молодой человек?

Запишите в тетрадь с.60 №4 слова: сочувствовать, сопереживать, сострадать. СЛАЙД 10

-Какие между ними различия?

Эти слова расположены по мере увеличения чувства сопричастности переживаниям другого человека.

-Какое слово выражает самое сильное чувство? (сострадание)

Часто ли мы разделяем чувства другого человека? Рядом с этими словами поставьте вопрос (кому?), напишите ответы, это будет ваш опыт милосердия.

Давайте попробуем расширить этот опыт. Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие? СЛАЙД 11

СЛАЙД 12,13,14

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».



-Какое действие проявил этот человек?

-Чем же отличаются эти действия?

Прочитайте в учебнике с.91 последний абзац, вы согласны с этими рассуждениями?

Рассмотрите иллюстрацию с.91

-Что делает девочка?

-Какое чувство она проявляет? –Как вы помогаете своим близким людям, домашним животным?

-Какие чувства проявляете вы?

-Как вы думаете, все ли нуждаются в милосердии? Можно ли прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью?

Конечно, нет. Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека. СЛАЙД 15

-Что вы скажите о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни? (учебник с.92)

-Какие профессии относятся к профессиям милосердия? Хотели бы вы иметь такую профессию? СЛАЙД 16

Важно ли человеку выражать чувство благодарности за проявленное милосердие?

Подумайте, кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Запишите в тетрадь с.61 №8

Существует мнение, что самый большой человеческий порок – неблагодарность. Сейчас вы преодолели это, высказав свои слова благодарности!

Старайтесь быть милосердными и способными на благодарность!

6.Итог урока. Рефлексия.

-Как вы понимаете высказывания: СЛАЙД 17

Благодарность – признак благородства души (Эзоп)

У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит (П.Бомарше)

Закройте глаза, вспомните весь наш урок и подумайте, можете ли вы себя назвать милосердным и благодарным человеком?

7.Домашнее задание. СЛАЙД 18

Приведите примеры милосердия из художественной литературы.

СЛАЙД 19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!