СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по познанию мира. Растения и животные лесов и тугаев

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по познанию мира . Тема : растения и животные лесов и тугаев .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира. Растения и животные лесов и тугаев»

Познание мира

Дата «___»________ 200_г Класс 4

Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев

Цели: обобщить и систематизировать знания о степной зоне; уточнить и расширить представления учащихся о лесе; формировать умения работать с картой природных зон; воспитывать любознательность, речь, память, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон Казахстана, выставка книг, таблицы «Лес», «Смешанный лес», запись песни «Лесной марш».

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Постарайтесь получать

Только лишь отметку «пять».

II. Обобщение изученного.

  1. Что такое пустыня?

  2. Опишите пустыню в безветренную погоду.

  3. Как описывается буря в пустыне?

  4. Какие изменения происходят в жизни растений пу­стыни весной?

  5. Как размножаются растения в пустыне?

  6. Используя рисунки, опишите такие растения, как степная акация, ковыль, саксаул, селин. Расскажите, как они закрепляются в песках.

  7. Почему илак называют «сено на корню»?

  8. В какое время года наблюдается «красная метели­ца» и отчего она образуется?

  9. Какое растение окрашивает пустыни в голубоватый цвет?

  1. Какие растения растут на глинистых почвах? Опи­шите устно тамариск и солянку.

  2. Почему на таких землях не растут овощи и фрукты?

  3. Какую пользу приносят глинистые земли человеку?

  4. Как появляются солончаковые земли? Почему там не могут расти растения?

  5. Какие растения растут на каменистой почве? По­чему не другие растения?

  6. Почему появляются пустыни вследствие деятель­ности человека? Как можно исправить ошибку человека?

.

III. Введение в тему. Постановка целей урока.

– Давайте вспомним, почему степь называют «житницей». (За плодородные почвы, земледелие.)

– Как вы думаете, какую зону называют «легкими планеты», «фабрикой кислорода»? Докажите свою точку зрения. (Растения выделяют кислород, а также вещества, убивающие микробов.)

– Прочитайте тему нашего урока. Что надо изучить о зоне лесов? (Географическое положение, климат, почвы, растения и животных, значение леса для жизни человека.) Я хочу внести небольшие изменения в ваш план и добавить еще два пункта: виды лесов и сезонные изменения в лесу. Где определим место этим вопросам в плане?

План записывают в тетради.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

У п р а ж н е н и е «В лесу».

Скрылись в лес мы от жары, появились комары.

Раз – хлопок над головой, руки вниз – хлопок другой.

Дальше мы идем, идем, перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.

Раз-два, не беда, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем, ноги выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко. Нам спокойно, легко.

(Ходьба на месте.)

(Хлопки.)

(Ходьба на месте.)

(Прыжки.)

(Прыжки.)

(Ходьба на месте.)

(Вдох–выдох.)

IV. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а с к а р т о й.

– Рассмотрите по карте природных зон, где находится в нашей стране зона лесов. (Широким кольцом опоясывает с запада на восток, к северу от степной зоны.)

– Каким цветом обозначена на карте? (От темно-зеленого до светло-зеленого.)

– Как вы думаете, почему используются разные оттенки, а не один цвет, как в раскраске зоны степей? Тем, кто затрудняется ответить на этот вопрос, рекомендую обратиться к тексту учебника.

– Что можно рассказать о климате по карте? (стр 77 - прочитать) Климат умеренно-континентальный. Зима четыре-пять месяцев, лето умеренно-теплое и влажное (3–3,5 месяца), много осадков.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Прочитайте о разных типах леса на стр. 76. Пояснение названий: лиственный, смешанный, дубрава, ленточный бор, тайга. (В лиственном лесу растут лиственные деревья, но это может быть и березняк, если в нем березы, и дубрава – там дубы, то есть все деревья в таком лесу только лиственные.К другой картинке подходит название «хвойный лес», так как растут в нем хвойные деревья, к третьей – смешанный, так как встречаются и хвойные, и лиственные деревья.)

V. Растения и ярусы леса.

1. Б е с е д а.

– Как вы думаете, что же это такое? Какой ярус самый высокий? (Деревья.)

– Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь. (На доске заготовка: ярусы леса.Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса: деревья; кустарники, травы; мхи, лишайники.)

В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам разгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

З а г а д к и к к р о с с в о р д у «Растения леса»:

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой расту под горой.

(Береза.)

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

(Липа.)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина.)

4. Летом с него снег – просто смех!

Снег по городу летает, почему же он не тает?

(Тополь.)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

(Сосна.)

7. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки опадают те иголки.

(Лиственница.)

8. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Рябина.)

В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово? (Растения.) Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники.)

Дети делают запись в тетради под цифрой 2.

– Какие кустарники вы знаете? (Шиповник, бересклет, калина, лощина.)

– Спускаемся еще на один ярус. Что находится ниже кустарников? (Травы, сюда же относятся маленькие кустарники – брусника, черника.)

– Переходим ко второй части кроссворда.

З а г а д к и к к р о с с в о р д у «Растения леса»:

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик.)

10. На припеке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

(Земляника.)

11. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я … (подосиновик).

12. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

– Какая фраза получилась? (Растения леса.) Все ли здесь растения? (Нет, грибы – это отдельное, самостоятельное царство.)

– Почему они были загаданы вместе с травами? (Без них лес погибнет, грибы занимают один ярус с травами.)

– Все ли ярусы мы рассмотрели? Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен). Запишите в тетрадь под цифрой четыре: мхи, лишайники.

– Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? (Да, это почва.) В почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу? Перечислите их.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Откройте учебник на с. 85. Объясните, почему мы выделили 5 ярусов

– Прочитайте. Составьте схему ярусов по учебнику. (1. Высокие деревья. 2. Деревья пониже. 3. Кустарники. 4. Травы. 5. Почва с населяющими ее живыми организмами, мхи.)

– Прочитайте про грибы. По названиям каких грибов можно узнать где они растут? Найдите на странице учебника правильный ответ. (….)

3. П е р в и ч н о е з а к р е п л е н и е.

– Распределите данные растения по ярусам: осина, черника, ветреница, береза, мох, калина, сосна, орешник.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учитель называет растения леса (дуб, осина, боярышник, береза, ель, орешник, одуванчик, медуница и т. д.). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприседом – кустарники, поднимают руки вверх – деревья.

4. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Почему растения в лесу растут «этажами»? (Растениям нужно разное количество света, есть светолюбивые растения, а есть – теневыносливые.)

– Послушайте рассказ Н. Надеждиной «Белые фонарики» и скажите, как растения с нижних ярусов приспособились к отсутствию света.

Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ты с ребятами собирал подснежники. И совсем другие в лесу цветы.

Как правило, белые. И любка цветет белым, и калина, и рябина, и малина. Опять пepeд нами загадка.

Почему с майского ландыша начинается в лесу время белых цветов?

Цветы живут в нижнем этаже леса. Второй этаж – кустарники. Ещё выше – один или два этажа деревьев. Их огромная тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живёт внизу.

Синий подснежник, дикая жёлтая примула-баранчик, калужница, хохлатка, сон-трава, медуница – все цветы ранней весны не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут мёдом, а больше – лесной свежестью.

Запах – это хитрость цветка: надо приманить пчёл и шмелей. Лишь у того цветка, который они опылили, завяжутся семена.

Но зачем хитрить подснежнику и хохлатке? Ранней весной у пчёл и шмелей в почете каждый цветок.

Его легко разыскать глазами. В апреле лес ещё прозрачный, ещё не одетый листвой, и в нижнем этаже светло. Но пришёл май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась в верхнем этаже, словно закрыли ставни, сумрачно стало внизу. Теперь уже трудно разглядеть лиловое и синее пятнышко, теперь цветок должен сверкать и манить. Только один цвет можно различить в темноте – белый. Словно белые фонарики, светятся в чаще цветы ландыша, указывая путь мошкам, которые их опыляют: «Мы здесь! Летите сюда». Если белый фонарик запутался в траве, мошка найдет его и вслепую, по сильному аромату. Белым ландышем кончается лесная весна, наступает тенистое лето.

VI. Животные леса.

1.Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Звучит в записи песня «Метель» (сл. Н. Новикова). Дети кружатся, имитируют движения «метели» и подпевают.

– Пришла зима – спасайся кто может! А кто не может? Синицы, воробьи, овсянки, поползни. Что им делать? Они не улетают в жаркие страны, не прячутся в мох, не впадают в спячку. Им каждый день надо есть. А еда вся под снегом. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется.

Посмотри, как все бело, сколько снегу намело!

А следов-то на снегу! Разгадать я их смогу!

2. Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а «Кто оставил след?».

О т в е т ы. По горизонтали: 2. Белка. 3. Лось. 4. Куница. По вертикали: 1. Барсук. 2. Бобер. 5. Заяц.

На снегу следы – как книжка:

Куропатка, горностай,

Волк, сохатый, даже мишка –

Пишут все. А ты читай!

В. Головин

– Зарисуйте следы этих животных. Может, когда-нибудь вам удастся встретить их в лесу.

– След какого хищного зверя похож на след человека? (След медведя.)

– Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей? Если снега мало, это хорошо лосю, косуле, птицам. Плохо тем, кто спит в норах, берлогах.

Животные ложатся спать

Каждый год с наступлением зимы многие животные исчезают: одни переселяются туда, где потеплее, другие впадают в спячку. Зимняя спячка животных называется «гибернация». Во время гибернации звери «довольствуются малым»: перестают есть, сокращают сердечный ритм, интервалы между вдохами и выдохами удлиняются, и дыхание становится едва заметным.

Но спячка спячке рознь. В случае с медведем долгая спячка не имеет ничего общего с настоящим сном, а больше походит на зимнюю лень. Даже сурок время от времени шевелится.

3. И г р а «Колодец желаний».

– Представьте, что вы находитесь у колодца, где загадывают желания. «Если бы я был каким-либо животным, я бы… потому что…» (дети называют существенные признаки животных, особенности их питания, зимовки, наличие врагов).

4.Калейдоскоп животных.

– Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какие интересные названия у них! Дома вы подготовили этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей русского леса. Начнем с хозяина леса – медведя. Почему его так назвали? (Различают два корня в слове «медведь»: -мед и -ед; его так назвали потому, что он очень любит есть мед.)

Волк – корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк – хищное животное, он уволакивает домашний скот.

Заяц – это слово буквально означает «прыгун». Пришло из польского языка.

Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.

Бобр – строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр – буквально значит «бурый», «коричневый»).

5. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Откройте учебник. Что вы еще знаете об этих животных.

– Кто охотится за мышами, зайцами? Часто из-за своего прекрасного пушистого меха становится добычей охотников. Хорошо знаком вам по сказкам. (Лиса.)

– Кто спит с открытыми глазами? (Заяц-беляк.)

– Кто из зверей может переплыть речку? (Еж.)

– Кто из зверей делает ходы в земле? (Барсук.)

– Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу? Что вы о них знаете? (Волки очень умны. Летом, когда в логове у волчицы рождаются волчата, волки не охотятся близко от логова, чтобы люди не нашли волчат. Выжить волку помогает его выносливость. Волки могут не есть по много дней. Бурундук перед спячкой просушивает и перебирает заготовленные в ранние сроки запасы; хранятся они в образцовом порядке: отдельно сложены семена трав, кедровые орешки, зерно. Съедает запасы весной, когда просыпается.)

– Барсук зимой спит. Как же получается, что на снегу обнаружены его следы? Почему самого барсука не видно? (Он поел запасы, подкрепился и опять спать улегся.)

– Совсем другое дело, если проснулся зимой медведь. Если он плохо ел летом, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

6. В и к т о р и н а о з а й ц а х.

– Самый крупный из зайцев в наших лесах. (Русак.)

– Какое название получили зайчата, родившиеся в июне, когда колосится рожь и цветет гречиха? (Колосовичок.)

– Летом рыжевато-коричневый, а зимой белый. (Беляк.)

– Это средство защиты. Зимой зайцы белые. Почему? (Маскировка.)

– От врагов спасают… (Ноги.)

– Какая пища насыщает на несколько дней? (Молоко.)

  1. Самостоятельная работа.

– Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры от 1 до 5: 1 – заяц; 2 – медведь; 3 – лиса; 4 – волк; 5 – белка.

1) У кого зимой появляются детеныши? (2.)

2) Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)

3) Кто к зиме собирается в стаи? (4.)

4) У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1.)

5) Про какого зверя так говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3.)

6) Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по много дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)

7) Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)

8) Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)

9) Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1.)

– Подумайте, кто это мог пожаловаться: «Меню однообразное: хлебные крошки. Да и те часто снегом засыпаны. Вспотеешь, пока докопаешься. То ветер еду сдует, а то и совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто».

Спаси птиц

Посинели от холода птицы,

Потому и зовут их – синицы.

Ты их желтым пшеном накорми,

Чтоб совсем не замерзли они.

Г. Новицкая

Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя птицам давать жареные семена, крошки черного хлеба.

8.Пернатые.

Оседлым птицам приходится трудно зимой. Многие наверняка бы погибли, если б мать-природа не позаботилась одеть их в перья. Возьмем, к примеру, оседлого скворца. У этой птицы на морозе сокращается теплообмен, и она начинает кутаться: перья увеличиваются в размерах. Промежутки между перьями заполняются воздухом, что повышает изоляцию тела. Чем холоднее, тем больше раздувается скворец – вплоть до того, что превращается в маленький шарик, без лапок и клювика.

– Что это за птица? Эти черные с красной грудкой птицы появляются у нас с первым снегом. Питаются семенами рябины, клена, трав. С наступлением весны они улетают от нас в более северные места. (Снегири.)

– Что вы о ней знаете? (Снегирь – доверчивая и общительная птица.Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему.)

– Какие птицы еще прилетают к нам зимой? Почему их называют кочевники? Как помочь им выжить в трудных условиях? (Белые куропатки, пуночки, белые совы летом живут у самого Ледовитого океана, и наши леса для них уже юг. Такая у них там зима лютая и свирепая, что наша им теплой кажется. Как помочь выжить? Устраивать птичьи столовые.)

– Посмотрите на наших пернатых гостей на иллюстрации. Что вы о них знаете? (Глухарь – оседлый основательный житель. Зимой в борах, по болотам. Вылетает утром и вечером щипать сосновую хвою. Если мороз под 30°, то пешком к соснам добирается. Закружит вьюга, ударят свирепые холода, глухари по трое-четверо суток безвылазно сидят под снегом: голод – плохо, стужа – того хуже.)

– Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева, рябчики, белые куропатки? (Под снегом.)

VII.. Обобщение изученного. Итог.

Р а б о т а п о п а р а м:

– Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

Домашнее задание: подготовить материал о растениях и животных смешанного леса по учебнику на с. 76-79.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!