СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету «Окружающий мир», УМК «Система развивающего обучения», 3 класс, Тема урока: «Устное народное творчество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид кейса: Обучающий

Тип кейса: Обучающий

Цель: формировать умение решать учебную задачу, используя различные источники информации; воспитывать патриотизм; развитие интереса к истории своего народа.

Планируемые результаты:

Личностные

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога;
  • организовать и упорядочить знания;
  • принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
  • отстаивать свои права.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • учиться работать в группе, брать на себя ответственность;
  • формировать умение работать с информацией.

Познавательные УУД:

  • расширять представления учащихся об устном народном творчестве и летописях;

Предметные

  • познакомить учащихся с древнерусской культурой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету «Окружающий мир», УМК «Система развивающего обучения», 3 класс, Тема урока: «Устное народное творчество»»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №2 г. Охи



Конспект урока по предмету «Окружающий мир»

УМК «Система развивающего обучения»

3 класс

Тема урока: «Устное народное творчество»





















Конспект составила учитель начальных классов

Ткаченко Александра Михайловна

2013 г.























Вид кейса: Обучающий

Тип кейса: Обучающий

Цель: формировать умение решать учебную задачу, используя различные источники информации; воспитывать патриотизм; развитие интереса к истории своего народа.

Планируемые результаты:

Личностные

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога;

  • организовать и упорядочить знания;

  • принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

  • отстаивать свои права.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

  • учиться работать в группе, брать на себя ответственность;

  • формировать умение работать с информацией.

Познавательные УУД:

  • расширять представления учащихся об устном народном творчестве и летописях;

Предметные

  • познакомить учащихся с древнерусской культурой.









План урока.


Этапы урока

Время

УУД

Методы

Формы организации учебной деятельности

Виды деятельности

учителя

ученика

1. Организационный


2мин


Мотивация работы учащихся на уроке


-Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Михайловна, и я очень рада с вами познакомиться.

-Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку

(учебник, конверт, простой карандаш).

-Как вы думаете, ученым легко даются великие открытия?

- Значит, они сталкиваются с трудностями?

- А вы сталкивались когда-нибудь с трудностями?

-А что нужно для того, чтобы добиться успеха?

Давайте тогда и мы сегодня побудем в роли ученых, проявим терпение и сделаем открытия.


Обучающиеся отвечают на вопросы, проверяют готовность к уроку.

2. Подготовка к активной учебной деятельности


3мин

Познавательные, регулятивные

Объяснительно-иллюстративный.

Беседа

- Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи.

-Ребята, какая наука изучает жизнь наших предков?

- Все исторические источники делятся на три большие группы.

Давайте обратимся с вами к табличке (Приложение 1).

- Посмотрите на картину и скажите, пожалуйста, кто изображен на ней? (Приложение 2)

- Откуда вы узнали имена богатырей?

-А как называется жанр этих произведений, в которых рассказывается о подвигах этих героев?

Обращаемся к таблице

(-Перед вами словарь терминов, прочитайте, вы найдете ответ на наш вопрос.)

-А как появились былины? Кто сочинял?

-Как былины дошли до нашего времени?

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете еще?


Учащиеся отвечают на вводные вопросы.

3. Сообщение темы и целей урока


3мин

Регулятивные

Выдвижение проблемы.


- Кто сможет сформулировать тему урока?

Тема нашего урока: «Устное народное творчество, былины».



Формулируют тему урока.

4. Усвоение новых знаний


10мин


Коммуникативные, познавательные, регулятивные


Объяснительно – иллюстративный. Проблемно-поисковый.


Беседа. Самостоятельная работа в группах.

На ваших стола есть карточки с заданиями, для того, чтобы выполнить эти задания, вам понадобится информация. Таким источником информации у вас будет учебник, словарик (Приложение 3) и статьи (Приложение 4). Такой пакет документов называется кейсом.

Для выполнения работы у вас будет 10 минут, значит нужно выбрать хранителя времени.

Ответы вы будете подчеркивать простым карандашом.


Кейс для I группы

- учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова;

-словарик терминов;

-дополнительный материал;

-карточка с вопросами:

1. В каком веке появились былины?

2. Что такое былина?

3. Как называли былины на Севере?

4.Что такое старина?


Кейс для II группы

- учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова;

-словарик терминов;

- дополнительный материал;

-карточка с вопросами:

1. Что такое былина?

2.На какие 2 группы делятся былины?

3.Как былины помогают историкам?



Кейс для III группы

- учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова;

-словарик терминов;

- дополнительный материал;

-карточка с вопросами:

1.Кто такой богатырь?

2. Какими чертами народ наделил русских богатырей?

3.Что такое устное народное творчество?



Обучающиеся знакомятся с кейсами и выполняют задания.

5. Физическая минутка


2 мин




Игра «Паровоз»


Выполняют упражнения

6. Анализ работы в группах

5мин

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные

Моделирование

Фронтальная

Руководит обсуждением.



Заслушиваются выступления представителей от каждой группы Коллективное обсуждение изученного материала.

7.Обобщение.

2 мин

Регулятивные

Рефлексия

Фронтальная

Итак, ребята, сегодня мы с вами побывали в роли ученых. Возникли ли у вас трудности при работе?

-Вы сегодня узнали что-нибудь новое на уроке?

(-Как называется пакет документов, с которым мы работали?

-Вы когда-нибудь работали с кейсами?

-Понравился ли вам такой вид работы?)






Приложение 1



Письменные

Вещественные

Устное народное творчество

Надписи, дающие возможность изучать события прошлого

Все, что сделано руками человека

Культура, которая передается через песни, сказания, предания

Надписи, рисунки на посуде, на монетах, на стенах пещер, различные указы правителей.

Орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения.

Былины, сказки, песни, поговорки, устные предания





























Приложение 2



Приложение 3

Словарик

Богатырь – это герой русских былин и сказок, защитник Родины, воин, отличающийся необычной силой, мужеством, удалью. Рослый, крепкого сложения, сильный человек.

Былина – русские народные песни о подвигах богатырей, один из видов устного народного творчества.

Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.

Старина – 1) то же, что былина; 2) время, давно прошедшее.

























Приложение 4

Кейс №1


Слово БЫЛИНЫ происходит от слова БЫЛЬ.

Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти, как сохранилось от предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя. На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.








Продолжение приложения 4

Кейс №1


Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить нечасто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.

















Продолжение приложения 4

Кейс №2



Прежде всего, былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Это былины, посвященные событиям, связанные с Киевом, называются КИЕВСКИМИ. Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси – Новгорода.

В былинах много исторически достоверных примет, по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки, как были устроены древние города, их крепости и защитные башни, какое было оружие у мужчин, какие наряды носили женщины и многое - многое другое.






Продолжение приложения 4

Кейс №2


Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить нечасто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.






















Продолжение приложения 4

Кейс №3



В былинах изображаются могучие герои, жестокие поединки, необычные происшествия. Богатырей отличает огромная физическая сила, они даже едят и пьют как существа необыкновенные: выпивают единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются-рубятся с недругами по двенадцать дней «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжёлые палицы в поднебесье; их шлемы весят по нескольку пудов, мечи у них такие, что никому из простых смертных не поднять.











Продолжение приложения 4

Кейс №3

Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!