Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №2 г. Охи
Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
УМК «Система развивающего обучения»
3 класс
Тема урока: «Устное народное творчество»
Конспект составила учитель начальных классов
Ткаченко Александра Михайловна
2013 г.
Вид кейса: Обучающий
Тип кейса: Обучающий
Цель: формировать умение решать учебную задачу, используя различные источники информации; воспитывать патриотизм; развитие интереса к истории своего народа.
Планируемые результаты:
Личностные
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога;
организовать и упорядочить знания;
принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
отстаивать свои права.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
учиться работать в группе, брать на себя ответственность;
формировать умение работать с информацией.
Познавательные УУД:
Предметные
План урока.
Этапы урока | Время | УУД | Методы | Формы организации учебной деятельности | Виды деятельности |
учителя | ученика |
1. Организационный | 2мин | | Мотивация работы учащихся на уроке | | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Михайловна, и я очень рада с вами познакомиться. -Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку (учебник, конверт, простой карандаш). -Как вы думаете, ученым легко даются великие открытия? - Значит, они сталкиваются с трудностями? - А вы сталкивались когда-нибудь с трудностями? -А что нужно для того, чтобы добиться успеха? Давайте тогда и мы сегодня побудем в роли ученых, проявим терпение и сделаем открытия. | Обучающиеся отвечают на вопросы, проверяют готовность к уроку. |
2. Подготовка к активной учебной деятельности | 3мин | Познавательные, регулятивные | Объяснительно-иллюстративный. | Беседа | - Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи. -Ребята, какая наука изучает жизнь наших предков? - Все исторические источники делятся на три большие группы. Давайте обратимся с вами к табличке (Приложение 1). - Посмотрите на картину и скажите, пожалуйста, кто изображен на ней? (Приложение 2) - Откуда вы узнали имена богатырей? -А как называется жанр этих произведений, в которых рассказывается о подвигах этих героев? Обращаемся к таблице (-Перед вами словарь терминов, прочитайте, вы найдете ответ на наш вопрос.) -А как появились былины? Кто сочинял? -Как былины дошли до нашего времени? -Какие жанры устного народного творчества вы знаете еще? | Учащиеся отвечают на вводные вопросы. |
3. Сообщение темы и целей урока | 3мин | Регулятивные | Выдвижение проблемы. | | - Кто сможет сформулировать тему урока? Тема нашего урока: «Устное народное творчество, былины». | Формулируют тему урока. |
4. Усвоение новых знаний | 10мин | Коммуникативные, познавательные, регулятивные | Объяснительно – иллюстративный. Проблемно-поисковый. | Беседа. Самостоятельная работа в группах. | На ваших стола есть карточки с заданиями, для того, чтобы выполнить эти задания, вам понадобится информация. Таким источником информации у вас будет учебник, словарик (Приложение 3) и статьи (Приложение 4). Такой пакет документов называется кейсом. Для выполнения работы у вас будет 10 минут, значит нужно выбрать хранителя времени. Ответы вы будете подчеркивать простым карандашом. Кейс для I группы - учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова; -словарик терминов; -дополнительный материал; -карточка с вопросами: 1. В каком веке появились былины? 2. Что такое былина? 3. Как называли былины на Севере? 4.Что такое старина? Кейс для II группы - учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова; -словарик терминов; - дополнительный материал; -карточка с вопросами: 1. Что такое былина? 2.На какие 2 группы делятся былины? 3.Как былины помогают историкам? Кейс для III группы - учебник Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова; -словарик терминов; - дополнительный материал; -карточка с вопросами: 1.Кто такой богатырь? 2. Какими чертами народ наделил русских богатырей? 3.Что такое устное народное творчество? | Обучающиеся знакомятся с кейсами и выполняют задания. |
5. Физическая минутка | 2 мин | | | | Игра «Паровоз» | Выполняют упражнения |
6. Анализ работы в группах | 5мин | Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные | Моделирование | Фронтальная | Руководит обсуждением. | Заслушиваются выступления представителей от каждой группы Коллективное обсуждение изученного материала. |
7.Обобщение. | 2 мин | Регулятивные | Рефлексия | Фронтальная | Итак, ребята, сегодня мы с вами побывали в роли ученых. Возникли ли у вас трудности при работе? -Вы сегодня узнали что-нибудь новое на уроке? (-Как называется пакет документов, с которым мы работали? -Вы когда-нибудь работали с кейсами? -Понравился ли вам такой вид работы?) | |
Приложение 1
Письменные | Вещественные | Устное народное творчество |
Надписи, дающие возможность изучать события прошлого | Все, что сделано руками человека | Культура, которая передается через песни, сказания, предания |
Надписи, рисунки на посуде, на монетах, на стенах пещер, различные указы правителей. | Орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения. | Былины, сказки, песни, поговорки, устные предания |
Приложение 2
Приложение 3
Словарик
Богатырь – это герой русских былин и сказок, защитник Родины, воин, отличающийся необычной силой, мужеством, удалью. Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
Былина – русские народные песни о подвигах богатырей, один из видов устного народного творчества.
Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.
Старина – 1) то же, что былина; 2) время, давно прошедшее.
Приложение 4
Кейс №1
Слово БЫЛИНЫ происходит от слова БЫЛЬ.
Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти, как сохранилось от предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя. На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.
Продолжение приложения 4
Кейс №1
Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить нечасто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.
Продолжение приложения 4
Кейс №2
Прежде всего, былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Это былины, посвященные событиям, связанные с Киевом, называются КИЕВСКИМИ. Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси – Новгорода.
В былинах много исторически достоверных примет, по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки, как были устроены древние города, их крепости и защитные башни, какое было оружие у мужчин, какие наряды носили женщины и многое - многое другое.
Продолжение приложения 4
Кейс №2
Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить нечасто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.
Продолжение приложения 4
Кейс №3
В былинах изображаются могучие герои, жестокие поединки, необычные происшествия. Богатырей отличает огромная физическая сила, они даже едят и пьют как существа необыкновенные: выпивают единым духом чару в полтора ведра. Богатыри бьются-рубятся с недругами по двенадцать дней «не пиваючи, не едаючи», подбрасывают тяжёлые палицы в поднебесье; их шлемы весят по нескольку пудов, мечи у них такие, что никому из простых смертных не поднять.
Продолжение приложения 4
Кейс №3
Мхи – любители сырого сумрака таежных лесов. В сухих местах мхи можно встретить не часто. Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы для них почти недоступна. Довольствуются они росой и дождем. Но уж если идет дождь, то мхи не пропускают мимо себя ни одной капли. Они как гигантские губки впитывают влагу в себя, а затем постепенно и расчетливо отдают эту влагу большим и малым рекам, не давая им пересохнуть даже в разгар летней жары. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25 – 30 раз больше своей массы. Это своеобразный рекорд растительного мира! Оказавшись в лесу рядом с болотцем, сожми в ладони мох, и ты увидишь, как много из него вытечет воды. Поскольку всё тело сфагнума напитано водой, корень ему ни к чему. Рядом со сфагнумом часто встречается другой мох – кукушкин лён. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение. В сухом торфе можно хранить фрукты и овощи. Они долго сохраняют вкусовые качества.