СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ НА ТЕМУ "Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение)"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение)

Цели урока:

  • образовательная – изучение понятий «физические явления» и «химические явления»; проведение исследовательской работы по выявлению физических и химических явлений, определению их сущности; приобретение навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
  • развивающая – развитие наблюдательности, логического мышления, умения делать выводы на основании наблюдений, развитие познавательного интереса.
  • воспитательная – воспитание умения работать в малых группах.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ НА ТЕМУ "Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение)"»

Природоведение 5 класс

УРОК 24 ТЕМА 1

Дата____________

Тема урока:

Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение)

Цели урока:

  • образовательная – изучение понятий «физические явления» и «химические явления»; проведение исследовательской работы по выявлению физических и химических явлений, определению их сущности; приобретение навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;

  • развивающая – развитие наблюдательности, логического мышления, умения делать выводы на основании наблюдений, развитие познавательного интереса.

  • воспитательная – воспитание умения работать в малых группах.

Ход урока
  1. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Для повторения основных классов неорганических соединений проводится работа с карточками. Учитель показывает учащимся карточки с формулами веществ, а учащиеся должны распределить их по классам неорганических соединений.

  1. Основная часть урока.

Тема нашего урока «Физические и химические явления. Признаки химических реакций».

Если бы миллионы разнообразных веществ, а следовательно, и тела, из них состоящие, не претерпевали никаких изменений, мир был бы скучным и застывшим, лишенным движения, развития. К счастью, мир устроен иначе. Под воздействием внешних условий (температуры, давления, укльтрафиолетового света и т.д.) вещества изменяются. Вода закипает и переходит в пар, лед тает, роаспускаютс и опадают листья, расцветают и увядают цветы. Течет жизнь.

Изменение веществ и тел обычно подразделяют на два типа: физические процессы и химические превращения.

Давайте проведем несколько опытов и понаблюдаем, что будет происходить с веществами. (Учащиеся самостоятельно проводят опыты).

Опыт 1. Таяние снега.

Учащимся предлагается понаблюдать изменения, происходящие со снегом в стакане у них на столах.

Учащиеся самостоятельно делают вывод: снег тает и переходит в воду, то есть мы наблюдаем переход вещества из твердого состояния в жидкое.

Опыт 2. Кипение воды.

Учащимся предлагается ангреть воду в пробирке до кипения.

Перед началом опыта учитель вместе с учащимися повторяют правила безопасности при проведении опыта: как закрепить пробирку в держателе; как правильно поджечь спиртовку; необходимо прогреть пробирку с водой по всей длине, далее аккуратно нагреть вещество в пробирке.

Учащиеся самостоятельно делают вывод: вода закипает и переходит в пар, то есть мы наблюдаем переход вещества из жидкого состояния в газообразное.

Учитель отмечает, что эти два опыта показали, что снег – вода – пар это три агрегатных состояния одного и тго же вещества вода (твердое – жидкое – газообразное).

Далее учитель на магнитной доске с помощью моделей молекул воды объясняет, что при повышении температуры пооисходит увеличение расстояния между молекулами вещества, что обуславливает переход воды из одного агрегатного состояния в другое. При этом учитель отмечает, что с самими молекеулами воды никаких изменений не происходит, а изменяется лишь рассотяние между ними.

Опыт 3. Плавление парафина.

Учащимся предлагается нагшреть парафин в пробирке до его плавления, а затем прекратить нагревание.

Перед началом опыта учащиеся повторяют правила безопасности при проведении опыта.

По окончании опыта учащиеся делают вывод, что при повышении температуры парафин плавится, то есть переходит из твердого состояния в жидкое, а при понижении температуры происходит переход парафина из жидкого состояния в твердое.

Далее учитель демонстрирует учащимся кристаллическую и порошкообразную серу, обращая внимание на то, что вещество одно и тоже, а размеры частиц разные; алюминевые фольгу, стружку, пластину, гранулы, отмечая разную форму тел, состоящих из одного и того же вещества.

По окончании демонстрации учитель подводит итог первой части исследований:

Мы наблюдали с вами изменение агрегатного состояния веществ, размера и формы тел. Такие явления нываются физическими. Физический процесс не затрагивает молекул веществ. Их химический состав остается прежним, меняется лишь форма тела (на примере алюминия), размер частичек (на примере серы) и агрегатное состояние (на примере воды и парафина).

Явления, при которых состав вещества не изменяетися, а меняются агрегатное состояние или форма, называются физическими.

Далее учащимся предлагается провести самостоятельно ряд опытов, а учитель параллельно проводит эти же опыты на демонстрационном столе.

Перед проведением опыта учитель напоминает правила растворения кислоты: необходимо кислоту осторожно приливать в воду, помешивая стеклянной палочкой.

Учащиеся наблюдают нагревание пробирки, то есть в результате растворения выделяется теплота.

По окончании опытов учитель задает вопрос: Как вы думаете, наблюдаемые явления будут являться физическими?

Учащиеся делают предположение, что явления, наблюдаемые ими при проведении опытов, не являются физическими явлениями, так как в результате опытов возможно образуются новые вещества.

Учитель подтверждает, что действительно, в результате проведенных опытов из одних веществ образовались новые вещества, и дает определение:

Явления, при которых одни вещества преращаются в другие (новые вещества), называются химическими. В химии их принято называть химическими реакциями.

Учитель с помощью моделей молекул на магнитной доске объясняет, что при химических явлениях происходит взаимодействие частиц, из которых состоит вещество, или разных веществ друг с другом, которое приводит к разрыву старых связей и образованию новых связей. При этом изменяется состав и строение исходных веществ.

Затем учитель спрашивает учащихся, как они определили, что в процессе опытов произошло образование новых веществ.

Учащиеся должны ответить, что в первом опыте образовался, а затем растворился осадок, во втором опыте изменился цвет, в третьем – выделился газ, в четвертом – образовался запах, и в пятом – выделилось тепло.

Учитель делает вывод, что наблюдаемые учащимися изменения при выполнении опытов являются признаками химических реакций.

Признаки химических реакций: 1) образование или растворение осадка, 2) изменение цвета, 3) выделение газа, 4) образование запаха, 5) выделение тепла и света.

  1. Закрепление материала.

Учитель демонстрирует опыты, а учащиеся делают вывод к физическим или химическим относятся наблюдаемые явления.



Природоведение 5 класс

УРОК 25 ТЕМА 2

Дата____________

Тема урока:

СУША ПЛАНЕТЫ

Суша планеты. Материки, острава

Тип урока: урок изучение новой темы.

Вид: комбинированный.

Оборудование: презентация "Суша", компьютер, проектор, рабочая тетрадь, карта полушарий.

Цели урока:

1. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

2. Развитие у школьников умения излагать мысли, в подготовленной заранее презентации.

3. Повторение и закрепление основного программного материала.

4. Показать, что природоведение интегрированный курс на примере данной темы и знания, полученные, на уроке пригодятся при изучении географии. 5. 5. Воспитать уважение, умение работать в команде.

Задачи урока:

1.Обучающая: способствовать осознанию нового материала по теме суша планеты Земля -различать материки и части света, острова и архипелаги, дать общую характеристику материков.

2.Воспитательная - воспитывать у учащихся навыков самопрезентации, воспитывать навыки работы в группе, ответственное отношение к окружающему миру, своим действиям и поступкам.

3.Развивающая - развивать коммуникативную и информационную компетенции учеников, целостное восприятие окружающего мира, исследовательского труда, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

Ход урока

Учитель говорит слова приветствия.  На прошлых уроках мы с вами познакомились с внутренним строением Земли, рассмотрели, из чего состоит земная кора. Давайте вспомним,  какие грозные природные явления, связанные со строением земной коры, вы, знаете?

1.Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения?

2. Каково строение вулкана?


Люди с древности интересовались, как устроена поверхность Земли, есть ли конец света. Первый человек, который увидел, Землю из космоса был Гагарин Ю.А., и, увидев, ее воскликнул: "Какая она красивая!"

Площадь поверхности земного шара составляет 510 млн. км. Общая площадь суши составляет примерно 29 % поверхности Земли, остальная часть Земли покрыта Мировым океаном - 71%.

- Как вы думаете, чем представлена суша?

Суша - часть земной поверхности, не покрытая океанами и морями (материки и острава).

- Сколько материков на Земле? Назовите их. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

- А всегда ли было на Земле 6 материков? (нет, 180 млн лет назад существовал единый материк Пангея, который раскололся на 2 материка. 135 млн лет Лавразия и Гондвана. Это связано с движением плит.)

- Что такое материк?

Материк - это крупнейший массив суши, со всех сторон окруженный водами Мирового океана.

- Что такое остров?

Остров - участок суши, со всех сторон окруженный водами океана или моря.

- Чем отличается материк от острова?

Острова отличаются от материков относительно небольшими размерами и происхождением.

Самый большой остров в мире – о. Гренландия.

Самый крупный остров России – Сахалин.

Архипелаг - группа островов расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и тоже происхождение и сходное геологическое строение.  Много архипелагов можно найти на карте нашей страны ( Северная Земля) и  в составе Океании.

В отличие от географический понятий "материк" и "океан" понятие "часть света" - историческое. Части света сформировались за долгий период открытия и изучения новых земель разными народами. Части света, кроме территории материков, включают и относящиеся к ним острова. Различают следующие части света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

В тетради записывают материки и части света.

А теперь отправляемся в путешествие по материкам!

Каждая группа учащихся представляет материк по самостоятельно подготовленной презентации.

По ходу показа презентаций  вы должны заполнить таблицу, за которую получите оценку.

Название материка

Климат

Рельеф

Реки и озера

Евразия




Африка




Северная Америка




Южная Америка




Австралия




Антарктида




 Мы познакомились  с материками и какой же можно сделать вывод из этого?

1.На нашей планете – 6 материков.

2.Каждый материк по-своему интересен и уникален.

3.Все материки можно назвать одним общим словом – суша

Закрепление изученного материала урока.

А) Какие утверждения верны?

1. Суша Земли составляет от всей поверхности земного шара 49%.

2. Самое глубокое озеро мира - Эйр.

3. Самый большой остров мира - Гренландия.

4. Миссисипи - самая длинная река планеты.

5. Российская Федерация расположена на территории Евразии.

6. Нил - самая длинная река Австралии.

7. Самым влажным континентом Земли является Южная Америка.

8. Анды - горы, расположенные в Северной Америке.

9. Льды Антарктиды содержат от всех запасов пресной воды Земли около 90%.

10. Австралия - это континент, на котором нет крупных и полноводных рек.

11. Самый большой остров в мире - Сахалин.

Б) Соотнесите материк и географический объект:

1) Евразия

а) Гималаи

2) Австралия

б) Сахара

3) Африка

в) Кордильеры

4) Северная Америка

г) Муррей

5) Южная Америка

д) Анды


е) Байкал


ж) Миссисипи


з) Янцзы


и) Амазонка

Итог урока. Выставление оценок.

Вот и закончилось наше путешествие, но можно путешествовать по разным материкам с помощью географического атласа. Совершите такое путешествие и отыщите интересные горы, реки, озера, острова. Постарайтесь запомнить их названия и расположение.

Запишите дом. зад:

  1. Учебник - стр. 78-84

  2. Раб. тетрадь стр.

  3. Уметь показывать на карте материки, крупные острова.

  4. Отыскать интересные горы, реки, озера, острова, постараться запомнить их названия и расположение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!