СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по произведению И.Бунина "Лапти"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  открытого  урока по теме: И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребёнку. Особенность языка и построения рассказа.Стихотворение «Родина»

Данный урок органично входит в систему уроков по творчеству И.А.Бунина в программе 7-ого класса.  В порядке следования он второй. Специфика данного урока в том, что по типу  это урок усвоения  нового материала.

Цель урока:  обучение работе с эпическим текстом  (рассказ «Лапти») и поэтическим (стихотворение «Родина»).

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по произведению И.Бунина "Лапти"»

Конспект открытого урока по теме:

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».

Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребёнку.

Особенность языка и построения рассказа.

Стихотворение «Родина»



Цель урока: обучение работе с эпическим текстом (рассказ «Лапти») и поэтическим (стихотворение «Родина»).


Задачи урока:


  1. обучающая: обучение навыкам анализа сюжетно-композиционных особенностей рассказа «Лапти» (проникновение в замысел автора, выявление способов раскрытия образа главного героя); обучение навыкам анализа поэтического текста;


  1. развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать; продолжить формирование навыков выразительного чтения;



  1. воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся; гуманного отношения к людям.


Вид урока: урок усвоения нового материала


Тип урока: комбинированный урок


Оборудование урока:

- текст рассказа и стихотворения (учебник);

- портрет И.А. Бунина

- запись на доске (теория литературы: эпитет, олицетворение, стих, метафора, строфа)

- иллюстрации на тему «Зимний день»;

- музыка.

Методические приемы:

- рассказ учителя;

- вырази­тельное чтение;

- анализ текстов,

- беседа по вопросам,

- выбор художественно-изобразительных средств.

План урока:

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент

2.Выход на тему урока.

3. Работа с текстом.



4. Подведение итогов.


5. Домашнее задание. Чтение наизусть, подготовка к тесту.


Методы и формы работы:

Приветствие

Слово учителя.


Выразительное чтение; фронтальный опрос с элементами эвристической беседы, анализ.

Аналитическая деятельность

Рефлексия.


Выучить наизусть стихотворение «Родина», подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти»

Ход урока


«И проза ваша, и стихи с одинаковою

красотой раздвигали пред русским

человеком границы однообразного бытия…»

А.М.Горький

Запишите в тетрадях тему урока и эпиграф к нему.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?


I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Вам уже известно, что судьба его как писателя и поэта складывалась счастливо. Его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнёзд», отдавали должное его прекрасному языку. Бунин писал на многие темы: это и красота природы, и патриотизм, и нравственность, и жизнь деревни, изображение мелко-поместного быта.

К деревенской теме относится и рассказ «Лапти», который был написан им за границей, где автор находился в эмиграции.


II. Знакомство с рассказом.

Выразительное чтение рассказа учителем.


III. Беседа по рассказу:

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

- Кто является главным героем рассказа?

- Каким мы видим Нефеда в первое его появление в доме?

/мотнул шапкой, задумался; шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – всё в снегу, всё обмёрзло…/

- Расскажите, что увидел Нефёд, приоткрыв дверь в комнату ребёнка?

/мать, плачущую горькими слезами от страха и от безысходности, у постели тяжело больного ребёнка/

- Что задумал Нефед?

/пойду, ничего дойду/

- Куда и зачем он собрался?

/В Новосёлки, в лавку за фуксином, чтобы покрасить лапти в красный цвет/

- Почему Нефёд решает непременно выполнить просьбу больного мальчика?

/«Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»./

- Как характеризуют Нефёда его немногословность и авторские замечания (сказал «твёрдо», «ещё подумал»)?

/ как человека дела; человека, умеющего принимать взвешенные серьёзные решения/

- Как бы вы могли охарактеризовать Нефеда, оценивая его поступок?

/Он не считает свои действия чем-то особенным. Это для него само собой разумеющееся. Ради исполнения желания больного ребенка он готов на всё./

- Почему же Нефед не остался в Новосёлках? Что заставило его пуститься в обратный путь в такую погоду?

/Жалость, любовь к ребёнку/

-Какие выражения использует автор, чтобы показать то состояние, которое переживают в доме? Какие художественно-изобразительные средства?

/сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем – эпитет;

дом гудел – олицетворение;

бездна снежного урагана и мрака – метафора;

бешено несущееся степное море – метафора;

причудливые, несказанно великолепные и грозные видения – эпитеты;

зловещий стук – эпитет/

- Какое значение имеет в рассказе эпизод со спасшимися мужиками?

/ Во-первых, внешнесобытийное: благодаря мужикам, герои рассказа узнают о гибели Нефёда. Во-вторых, идейно-значимое: Нефёд, даже мёртвый, сдержал своё обещание – принёс лапти и пузырёк с фуксином. Наконец, неизвестно, поправится ли мальчик, но жертва Нефеда не бессмысленна: благодаря ему спаслись в метель заплутавшие новосельские мужики./

- Почему же рассказ назван «Лапти»?


- А теперь попробуйте, воспользовавшись ОП-1, ответить на вопросы: «О чём заставляет задуматься рассказ? Какими человеческими качествами своего героя восхищается автор?


ОП-1: Рассказ «Лапти» заставляет задуматься о … / смысле человеческой жизни, о назначении человека, о взаимоотношениях людей/

Автор восхищается такими человеческими качествами своего героя, как …/самоотверженность, самопожертвование, бескорыстие, душевная доброта/

Запишите в тетради данный вывод.


IV. Работа с учебником и ОП-2

Прочитайте статью учебника «В творческой лаборатории Бунина» и, используя ОП-2, ответьте на вопрос:

- Как вы поняли выражение писателя «найти звук»?

ОП-2: «Найти звук»- это найти…/ ритм прозы и найти основное звучание. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и как музыка…/



V. Поэтическое наследие И.А. Бунина.

Бунин, конечно же, не мог не чувствовать этот ритм прозы, так как был не только прозаиком но и поэтом.

Послушайте стихотворение «Родина». (См. раздел «Край ты мой, родимый край!»)

Чтение учителем стихотворения наизусть на фоне музыки.

- Какое настроение создает это стихотворение?

- Что объединяет иллюстрации на доске и стихотворение, прочитанное мною?

/время года –зима, снег, деревья --- тема общая/

-Давайте попробуем проанализировать стихотворение?

- Как в этом пейзаже присутствует человеческое настрое­ние?

/Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман ... смягчает»./

- Какие эпитеты использует автор в стихотворении?

/небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, сумрачная даль, кроткая печаль./

- Попытайтесь заменить эпитеты другими словами. Например: «под небом облачно-грозовым», «лесам огромным», «над этой грозною пустыней» и т. д. Как изменяется смысл стихотворения?

/пейзаж изменяется/

- Найдите в этом стихотворении олицетворение.

/туман смягчает сумрачную даль/

- Какую рифмовку использует автор?

/ перекрестная рифмовка с мужскими окончаниями./

- Используя ОП-3, запишите в тетрадях, что вы думаете о стихотворении «Родина».

ОП-3:

Это стихотворение о … / родной природе в зимний вечер/. Когда я его слушал (а), то видел (а) …/ сосновые леса, мертвенно-свинцовое небо, молочно-белый туман, снежную пустыню/. Стихотворение названо «Родина», потому что …/автор выражает своё отношение к Родине, говорит о ней, выражает свои чувства к ней/.


- Обратите ещё раз ваше внимание на записи в тетрадях (ОП-1, ОП-3). Что вы могли бы сказать о Бунине как о прозаике и поэте?


Вывод (делает учитель): Бунин – тонкий психолог: проникая в нашу душу, он заставляет нас переживать вместе с ним и с его героями; оценивать поступки героев. Каждым своим произведением Бунин дарит нам огонёк душевной теплоты. Я тоже хочу подарить вам огонёк душевной теплоты и сердечности и поблагодарить вас за работу на уроке. /вручаются сердечки/


Оценки!!!

Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение Бунина наизусть.

2. Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти» - по желанию.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!