Конспект открытого урока по теме:
И.А.Бунин. Рассказ «Лапти».
Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребёнку.
Особенность языка и построения рассказа.
Стихотворение «Родина»
Цель урока: обучение работе с эпическим текстом (рассказ «Лапти») и поэтическим (стихотворение «Родина»).
Задачи урока:
обучающая: обучение навыкам анализа сюжетно-композиционных особенностей рассказа «Лапти» (проникновение в замысел автора, выявление способов раскрытия образа главного героя); обучение навыкам анализа поэтического текста;
развивающая: развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать; продолжить формирование навыков выразительного чтения;
воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся; гуманного отношения к людям.
Вид урока: урок усвоения нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование урока:
- текст рассказа и стихотворения (учебник);
- портрет И.А. Бунина
- запись на доске (теория литературы: эпитет, олицетворение, стих, метафора, строфа)
- иллюстрации на тему «Зимний день»;
- музыка.
Методические приемы:
- рассказ учителя;
- выразительное чтение;
- анализ текстов,
- беседа по вопросам,
- выбор художественно-изобразительных средств.
План урока:
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент
2.Выход на тему урока.
3. Работа с текстом.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание. Чтение наизусть, подготовка к тесту.
Методы и формы работы:
Приветствие
Слово учителя.
Выразительное чтение; фронтальный опрос с элементами эвристической беседы, анализ.
Аналитическая деятельность
Рефлексия.
Выучить наизусть стихотворение «Родина», подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти»
Ход урока
«И проза ваша, и стихи с одинаковою
красотой раздвигали пред русским
человеком границы однообразного бытия…»
А.М.Горький
Запишите в тетрадях тему урока и эпиграф к нему.
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Вам уже известно, что судьба его как писателя и поэта складывалась счастливо. Его именовали «певцом осени, грусти и дворянских гнёзд», отдавали должное его прекрасному языку. Бунин писал на многие темы: это и красота природы, и патриотизм, и нравственность, и жизнь деревни, изображение мелко-поместного быта.
К деревенской теме относится и рассказ «Лапти», который был написан им за границей, где автор находился в эмиграции.
II. Знакомство с рассказом.
Выразительное чтение рассказа учителем.
III. Беседа по рассказу:
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- Кто является главным героем рассказа?
- Каким мы видим Нефеда в первое его появление в доме?
/мотнул шапкой, задумался; шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки – всё в снегу, всё обмёрзло…/
- Расскажите, что увидел Нефёд, приоткрыв дверь в комнату ребёнка?
/мать, плачущую горькими слезами от страха и от безысходности, у постели тяжело больного ребёнка/
- Что задумал Нефед?
/пойду, ничего дойду/
- Куда и зачем он собрался?
/В Новосёлки, в лавку за фуксином, чтобы покрасить лапти в красный цвет/
- Почему Нефёд решает непременно выполнить просьбу больного мальчика?
/«Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»./
- Как характеризуют Нефёда его немногословность и авторские замечания (сказал «твёрдо», «ещё подумал»)?
/ как человека дела; человека, умеющего принимать взвешенные серьёзные решения/
- Как бы вы могли охарактеризовать Нефеда, оценивая его поступок?
/Он не считает свои действия чем-то особенным. Это для него само собой разумеющееся. Ради исполнения желания больного ребенка он готов на всё./
- Почему же Нефед не остался в Новосёлках? Что заставило его пуститься в обратный путь в такую погоду?
/Жалость, любовь к ребёнку/
-Какие выражения использует автор, чтобы показать то состояние, которое переживают в доме? Какие художественно-изобразительные средства?
/сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем – эпитет;
дом гудел – олицетворение;
бездна снежного урагана и мрака – метафора;
бешено несущееся степное море – метафора;
причудливые, несказанно великолепные и грозные видения – эпитеты;
зловещий стук – эпитет/
- Какое значение имеет в рассказе эпизод со спасшимися мужиками?
/ Во-первых, внешнесобытийное: благодаря мужикам, герои рассказа узнают о гибели Нефёда. Во-вторых, идейно-значимое: Нефёд, даже мёртвый, сдержал своё обещание – принёс лапти и пузырёк с фуксином. Наконец, неизвестно, поправится ли мальчик, но жертва Нефеда не бессмысленна: благодаря ему спаслись в метель заплутавшие новосельские мужики./
- Почему же рассказ назван «Лапти»?
- А теперь попробуйте, воспользовавшись ОП-1, ответить на вопросы: «О чём заставляет задуматься рассказ? Какими человеческими качествами своего героя восхищается автор?
ОП-1: Рассказ «Лапти» заставляет задуматься о … / смысле человеческой жизни, о назначении человека, о взаимоотношениях людей/
Автор восхищается такими человеческими качествами своего героя, как …/самоотверженность, самопожертвование, бескорыстие, душевная доброта/
Запишите в тетради данный вывод.
IV. Работа с учебником и ОП-2
Прочитайте статью учебника «В творческой лаборатории Бунина» и, используя ОП-2, ответьте на вопрос:
- Как вы поняли выражение писателя «найти звук»?
ОП-2: «Найти звук»- это найти…/ ритм прозы и найти основное звучание. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и как музыка…/
V. Поэтическое наследие И.А. Бунина.
Бунин, конечно же, не мог не чувствовать этот ритм прозы, так как был не только прозаиком но и поэтом.
Послушайте стихотворение «Родина». (См. раздел «Край ты мой, родимый край!»)
Чтение учителем стихотворения наизусть на фоне музыки.
- Какое настроение создает это стихотворение?
- Что объединяет иллюстрации на доске и стихотворение, прочитанное мною?
/время года –зима, снег, деревья --- тема общая/
-Давайте попробуем проанализировать стихотворение?
- Как в этом пейзаже присутствует человеческое настроение?
/Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман ... смягчает»./
- Какие эпитеты использует автор в стихотворении?
/небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, сумрачная даль, кроткая печаль./
- Попытайтесь заменить эпитеты другими словами. Например: «под небом облачно-грозовым», «лесам огромным», «над этой грозною пустыней» и т. д. Как изменяется смысл стихотворения?
/пейзаж изменяется/
- Найдите в этом стихотворении олицетворение.
/туман смягчает сумрачную даль/
- Какую рифмовку использует автор?
/ перекрестная рифмовка с мужскими окончаниями./
- Используя ОП-3, запишите в тетрадях, что вы думаете о стихотворении «Родина».
ОП-3:
Это стихотворение о … / родной природе в зимний вечер/. Когда я его слушал (а), то видел (а) …/ сосновые леса, мертвенно-свинцовое небо, молочно-белый туман, снежную пустыню/. Стихотворение названо «Родина», потому что …/автор выражает своё отношение к Родине, говорит о ней, выражает свои чувства к ней/.
- Обратите ещё раз ваше внимание на записи в тетрадях (ОП-1, ОП-3). Что вы могли бы сказать о Бунине как о прозаике и поэте?
Вывод (делает учитель): Бунин – тонкий психолог: проникая в нашу душу, он заставляет нас переживать вместе с ним и с его героями; оценивать поступки героев. Каждым своим произведением Бунин дарит нам огонёк душевной теплоты. Я тоже хочу подарить вам огонёк душевной теплоты и сердечности и поблагодарить вас за работу на уроке. /вручаются сердечки/
Оценки!!!
Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение Бунина наизусть.
2. Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти» - по желанию.