1
Тема урока: Е.И.Замятин. Роман «Мы».
Цель: знакомство с личностью писателя, развитие понятия о жанрах утопии и антиутопии; в ходе анализа произведения помочь учащимся понять мысли автора, его тревогу за будущее человечества, раскрыть актуальность произведения.
У каждого заслужившего известность писателя есть книга, название которой служит чем-то вроде визитной карточки. Для Евгения Замятина - это роман «Мы».
Евгений Иванович Замятин, один из известных русских писателей 20 века, родился в 1884 году в городе Лебедянь Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Родился в краю, богатом талантами, заповедном для русской литературы. Здесь, недалеко, родные места Тургенева, Лескова. Пришвина, Бунина. О себе Евгений Замятин писал: «Рос под роялем; мать
- хорошая музыкантша. Гоголя в 4 года уже читал. Детство почти без товарищей: товарищи-книги. Гоголь был другом».
Гимназию будущий писатель окончил в Воронеже, в 1902 году стал студентом Петербургского политехнического института. Революционные события 1905 года - это пестрый калейдоскоп, закруживший, словно щепку в водовороте, юношу Замятина. Он был с большевиками и прошел всю положенную школу испытаний: арест в декабре 1905 года, одиночная камера, высылка из Лебедянь, нелегальное проживание в Петербурге, а затем в Финляндии. Об этой романтической поре своей жизни Замятин писал позднее: «Революция была юной, огнеглазой любовницей - и я был влюблен в революцию».
Ему приходилось, скрываясь от полиции, менять места проживания и одновременно изучать судостроение и корабельную архитектуру.
Два увлечения владели Замятиным: литература и кораблестроение. Писательский успех пришел к нему с 1913 года с повестью «Уездное», в которой отразились его впечатления от провинциальной жизни. Незаурядное инженерное дарование Замятина полно и ярко раскрылось во время двухгодичной командировки в Англию, куда он отправился в марте 1916 года. Здесь, на заводе в Нью-Кастле, при самом его непосредственном участии строились для России ледоколы («Святой Александр Невский» («Ленин»), «Святогор» («Красин»), «Минин», «Пожарский»). Искусный корабельный архитектор, Замятин был влюблен в ледоколы, он создавал их с думой о России и для России.
Литература и кораблестроение благотворно воздействовали друг на друга. Художественная фантазия помогала смелому чертежу на ватмане; мир точных чисел и геометрических линий, в свою очередь, вторгался в творчество. Замятин - «гроссмейстер литературы», - так точно сказал о нем писатель Константин Федин.
Переход от России к Англии был для Евгения Замятина, конечно, разительным. «Каменная, асфальтовая, железная, бензинная, механическая страна» - так обобщил он свои впечатления о Лондоне 20-го столетия. Здесь он убедился, что сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке. Отсюда - из машинизированной Англии - вынес он замысел своего романа «Мы».
Октябрьскую революцию Замятин встретил в Петрограде, пережил события гражданской войны, разруху и голод. Писатель принял революцию, как то, чего он ждал; как силу, способную уничтожить мертвую, уездную жизнь, знакомую ему с детства. В эту пору он сближается с Горьким и участвует почти во всех его начинаниях по спасению культуры.
Однако к концу 20-х годов вокруг Замятина складывается враждебная полоса отчуждения. Поводом послужил роман «Мы», появившийся за границей. В России роман не печатали, но пространно цитировали только для того, чтобы осудить. (Роман напечатан в 1988 году.) Доступ Замятина к читателям был прегражден. Обреченный на творческое молчание, он обратился с письмом к Сталину с просьбой о выезде за границу. В июне 1932 года он поселяется во Франции, живет уединенно, избегая контактов с эмигрантской средой. Покидая Россию, писатель определенно надеялся вернуться и жил в Париже с советским паспортом. Но в марте 1937 года он умер от сердечного приступа в возрасте пятидесяти трех лет. Умер в нищете.
Среди немногих друзей и знакомых, провожавших его в последний путь, была Марина Цветаева. На следующий день после похорон она писала Ходасевичу: «Вчера на свежей могиле Замятина бросила щепотку глины на гроб. Было ужасно бедно - и людьми, и цветами - богато глиной и ветрами -четырьмя встречными».
Евгений Замятин любил новую Россию, можно сказать, жил ею, хотя его чаяния оказались далекими от реальности. Тем более свой писательский долг и долг гражданский он видел не в сочинении хвалебных од, а в обращении, прежде всего,к болевым точкам времени. Он всегда находил случай сказать неприятную правду. В своем главном произведении он предстает перед нами как вечный бунтовщик, экспериментатор и оппозиционер.
Роман «Мы» принадлежит к жанру антиутопии. Чтобы понять сущность этого жанра, надо обратиться к его истокам.
Известно, что люди с древних времен мечтали о совершенном, гармоничном устройстве общества. Эта мечта определила рождение жанра, получившего название утопии. Его основоположником считается английский гуманист и писатель Томас Мор, автор книги «Утопия» (16 век, 1478 - 1535).
Как литературный жанр утопия предполагает развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, которая отличается идеальным политическим укладом и всеобщей социальной справедливостью. В русской литературе картина идеального будущего, напоминающая «Утопию» Мора, появится в романе Чернышевского «Что делать?» в знаменитом 4 сне Веры Павловны. (Инсценирование).
Да, перемена декораций в нашей стране обернулась трагедией для миллионов людей. Означает ли это, что утопия - великий бесчеловечный обман, что надо отказаться от утопии? Конечно, нет.
Мир не может жить без утопий, без прекрасной мечты. Но не случайно параллельно с развитием жанра утопии в литературе формируются антиутопичные тенденции, отражающие тревогу писателей по поводу тех пагубных, непредвиденных последствий, к которым может привести построение общества будущего. Антиутопия вскрывает иллюзорность утопии, изображая вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства. Именно в 20 веке, в эпоху жестких экспериментов антиутопия окончательно оформляется как самостоятельный литературный жанр.
Итак, назначение утопии - указать миру путь к совершенству, задача антиутопии - предупредить мир об опасностях, которые ждут его на этом пути.
Первой антиутопией 20 века по праву считается роман Евгения Замятина «Мы», написанный еще в 1920 году. «Самая моя шуточная и самая серьезная вещь» - так сказал о нем сам автор.
Обратимся к произведению. Вопросы по роману.
В какой форме оно написано и в чем вы видите противоречие между формой и названием романа?
(Сама по себе форма дневника для произведений художественной литературы не нова. Но здесь мы видим своеобразный дневник).
Все события, описанные в книге, происходят в Едином Государстве. Именно оно противопоставлено личности. Познакомимся с историей возникновения Единого Государства, его устройством. (инд. сообщение)
Жители воспринимают Благодетеля как божество, если надо, казнящее, но главное, радеющее за свой народ. В жизни своей все нумера руководствуются определенными принципами. Приведите похожие примеры наиболее характерных, подчеркивающих их приверженность нормам Единого Государства.
(учащиеся зачитывают примеры).
Главный руководящий принцип Единого Государства - счастье и свобода несовместимы, несвобода есть наше счастье. Главный герой, автор записей, постоянно ищет все новые подтверждения правоты Единого Государства, верности этого лозунга. Он даже находит эстетичное оправдание несвободе.
Но наш герой - инженер, математик, и чаще всего в основе его доказательств лежит привычный для него язык точных наук. Это особенно проявляется в записи 7-й, где он рассуждает о свободе и преступлении.
А в записи 20-й так же легко обосновывается бесправие личности, необходимость жесткого контроля и беспрекословного подчинения.
- Заметим, все эти рассуждения просты, звучат весьма логично. В этом их сила и убеждение. Как же можно опровергнуть эти доводы, показать их слабость? А в чем же слабость?
(В основе этих рассуждений - взгляд на человека не как на живую личность со своими чувствами, а как на некий механизм. Логика, применимая к технике и производству, механически переносится на человеческую жизнь. Человек заменяется абстрактной единицей, нумером, граммом. Такая замена позволяет подойти к личности, в которой от природы заложено рациональное и эмоциональное, всеобщее и неповторимое, с холодными рационалистическими мерками).
- Естественно, что личность, сформированная Государством с подобными принципами, ощущает себя ничтожеством по сравнению с силой и мощью Государства. Именно так оценивает свое положение главный герой, нумер Д-503, но Замятин изображает духовную эволюцию героя, процесс становления личности.
-Каким вы видите Д-503 в начале романа?( ответы уч-ся, примеры по тексту, цитирование)
Правда, с самого начала герой не лишен сомнений. Что-то смущает его и в себе и в окружающих. Что, например?
Но, несмотря на некоторые сомнения, Д-503 на 100% уверен в прямой, а значит, абсолютной мудрости Единого Государства, существующий порядок считает прочным и незыблемым. Но даже в этом механизме вдруг пробуждается Человек, рождается Душа.
Первое ощущение душевной болезни приходит к герою, когда он вместе с другими нумерами слушает музыку древних. (Героиня 1-330 играет Скрябина).
Вспомните, пожалуйста, этот эпизод. Какова его роль в романе? Звучит музыка Скрябина .Затем анализ эпизода
-Итак, какова реакция всех и нумера Д-503 в частности? (Что-то на миг замерло в его душе).
- Душа героя откликнулась. В глубине сознания он начинает понимать, что есть в мире что-то, не поддающееся логике, рассудку. Конфликт антиутопии завязывается тогда, когда в герое, рационально мыслящем существе, возникают иррациональные, собственно человеческие чувства, просчитать и предвидеть которые оказалось невозможным даже для умнейшего нумера Д-503.
Герой проходит испытание любовью. Замятин - русский писатель, и он проводит своего героя через испытание любовью, и его герой должен был пройти это испытание.
-Что же меняется в Д-503, когда приходит любовь? (Напомнить, что он ощущает свою душу как реальность)
- Запись 18 - эта нелепая душа так же реальна, как моя юнифа, как мои сапоги... И если сапоги не болезнь - почему же душа болезнь?
Исчезло все ясное и понятное, к чему он всегда стремился.
- Однако герой должен скрывать свои чувства. О любви в Едином Государстве не говорят. Интимная жизнь здесь идет, как мы помним, согласно Табелю сексуальных дней.
Почему же Любовь под запретом в Едином Государстве, чем она опасна? (Любовь по сути своей индивидуальна, личностна, избирательна и уже этим противостоит обезличенному миру. В любви участвуют два я, а не мы. Любовь - проявление человеческих чувств, а они все изгнаны, ибо всякие связи, кроме связи с Единым Государством, преступны. Любить можно только Благодетеля. Для удержания власти Благодетелю нужно, чтобы люди равнодушно относились друг к другу, чтобы между ними не существовало никаких привязанностей и симпатий).
Пора сказать больше о той женщине, что произвела переворот в душе Д-503. Чем необычна эта героиня, 1-330? Начните, пожалуйста, с портрета. (Необычность поведения, стремление к индивидуальности, сильная, яркая личность).
В русской литературе традиционна проблема выбора. 1 -330 сделала свой выбор - бунт. Она взваливает на себя ношу, страдает за всех (и за тех, кто не поймет ее жертвенности). Ее образ предстает в трагическом и величественном ореоле.
-А что же Д-503, каков его выбор, выдержал ли он испытание?
(Он оказался слабохарактерным, остался верным рабом Благодетеля. Он прооперирован, лишен души. На его глазах пытают любимую, он равнодушен к происходящему).
- На наших глазах гибнет Личность. Герой отказывается от своего «я» в пользу безликого «мы». Единое Государство неустанно борется с болезнью
под названием «фантазия», «душа», внушает своим гражданам: «Без фантазии вы совершенны, вы - машиноравны, путь к 100% счастью свободен.» И вот уже выстроилась очередь на Великую Операцию, туда ведут и детей, и взрослых. А после операции это уже не люди, а «какие-то человеческие тракторы», готовые раздавить любого, кто станет на их пути.
Государственная система торжествует. Восстание подавлено, I - погибает. Трагический финал!
- Так что же, писатель не оставляет нам надежды? Безысходность?
(Нет. У людей есть еще шанс. Судьба О-90).
Финал романа как бы не завершен: борьба продолжается, т.к. в западных кварталах все еще хаос, рев, трупы. Показана расправа Благодетеля, но не победа.
Критики не раз упрекали Е. Замятина в искажении социалистического будущего. В частности, один из лучших критиков 20-х годов А.К. Воронский, полемизируя с писателем, утверждал, что тот «изобразил коммунизм в виде какой-то сверхказармы».
Но, заметьте, писатель нигде в романе не говорит о том, какой общественный строй был в Едином Государстве. Тоталитарная, несвободная система могла сложиться при любом строе и в любой стране.
Писатель тревожится за будущее всего человечества.
То, что его тревожило в возможном будущем человечества, уже и на нашей памяти находило осуществление в разных местах и в разных формах.
Страшная газовая комната в романе заставляет вспомнить о зверствах фашизма.
Читаем о людях-нумерах и сопоставляем невольно с 30-40-ми годами в истории нашей страны, когда миллионы людей были превращены в лагерные нумера. День Единогласия в романе (выборы Благодетеля) живо напоминает наши недавние выборы без права выбора, с заранее известным результатом, и наше единомыслие и славословие. И нет недостатка в людях, которые этот казарменный лагерный порядок выдают едва ли не за образцовые времена, стремятся внушить, что этот «порядок» надо воскресить. Одни твердят это по простоте душевной, другие - по корыстному социальному расчету. Так что борьба идей продолжается, и роман Замятина по-прежнему остается предупреждением. А потому заключительный и, пожалуй, главный вопрос, вытекающий из романа Замятина, сформулируем так:
- Выстоит ли человек перед все усиливающимся воздействием, давлением на его совесть, волю, душу?
(Учащиеся читают свои миниатюры).
В заключение хочу прочитать стихотворение , созвучное вашим мыслям (). Эти строки появились у Владимира Ходасевича в самом начале 20-х годов.
Всем равный жребий, вровень хлеба
Отмерил справедливый век,
А все-таки порой на небо
Посмотрит смирный человек, -
И одиночество взыграет,
И душу гордость окрылит:
Он неравенство оценит
И дерзновенья пожелает...
Человеческие страсти трудно убить до конца, и всегда в человеке заговорит неповторимая, непредсказуемая душа. И с этим ничего не может сделать никакое Государство, никакой режим.