- Посмотрите на слайд. На нём записаны названия всех падежей и их сокращённое обозначение. - На странице 71, изучите таблицы. Вам нужно узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного. - Есть ли здесь одинаковые вопросы? В каких именно парах падежей? - Упражнение 59. Работа с толковым словарём. Откройте словарь. Найдите любое слово, называющее предмет. Назови его формы И.п. и Р.п. Таблица в учебнике тебе будет помогать. - Давайте вернёмся к упражнению 58 на странице 69. В каком предложении слово «кошка» стоит в родительном падеже? Миша считает, что во 2-м предложении, а Маша – что в 4-м предложении. Кто прав? - Чтобы не ошибиться в определении падежа, нужно воспользоваться словами-помощниками: ЕСТЬ, НЕТ, ДАМ, ВИЖУ, ВОСХИЩАЮСЬ, ДУМАЮ О. - Какое окончание у слова «кошка» во 2-м предложении? А в 4-м? - В каком же предложении слово «Кошка» стоит в Р.п.? Чтобы определить падеж имени существительного нужно: 1.Определить словосочетание, в которое входит это слово «скучает без кошки» 2.Поставить к этому слово вопрос от слова-командира «Скучает (без кого?) без кошки». 3. Проверить, какой именно это падежный вопрос. «Вопрос «кого?», могу подставить слово-помощник «нет кошки» окончание «И», значит это Р.п.». - Давайте просклоняем слово ум. Какая это часть речи? На какой вопрос оно отвечает? - А теперь поработайте в парах. - На слайде пословицы и простые предложения. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать, в каком падеже стоит слово «труд». - Что изменяется в словах при изменении его по падежам? | Именительный падеж – ЕСТЬ – Кто? Что? Родительный падеж – НЕТ – Кого? Чего? Дательный падеж – ДАМ – Кому? Чему? Винительный падеж – ВИЖУ – Кого? Что? Творительный падеж – ВОСХОЩАЮСЬ – Кем? Чем? Предложный падеж – ДУМАЮ О – О ком? О чём? - Есть. У И.п., у В.п. и у Р.п. Выполняют задание. Ответы детей. - Во втором предложении окончание «И» - Р.п., а в четвёртом «У» - В.п. - Во втором предложении. - Ум. Это существительное. Отвечает на вопрос «Что?». И.п. что? ум. Р.п. чего? ума. Д.п. чему? уму. В.п. что? ум. Тв.п. чем? умом. П.п. о чем? об уме. - Изменяется окончание. - 5. Человек трудом красен. (Т.п.) 1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.) 2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.) 3. По труду о человеке судят. (Д.п.) 4.Человек воспевает труд. (В.п.) 6. Есть много пословиц о труде. (П.п.) | На слайде: Именительный падеж – И.п. Родительный падеж – Р.п. Дательный падеж – Д.п. Винительный падеж – В.п. Творительный падеж – Т.п. Предложный падеж – П.п. Алгоритм «Как определить падеж существительного» 1.Определить словосочетание, в которое входит это слово. 2.Поставить к этому слово вопрос от слова-командира. 3. Проверить, какой именно это падежный вопрос. На слайде: И.п. - Ум да разум надоумят сразу. Р.п. - Нет ума, считай калека. Д.п. - Сила уму уступает. В.п. - Старость придет – веселье на ум не пойдет. Т.п. - Всяк живи своим умом. П.п. - Что на уме, то и на языке На слайде: Человек трудом красен. Терпенье и труд всё перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. По труду о человеке судят. Человек воспевает труд. Есть много пословиц о труде. Проверка. На слайде меняются цветом окончания и приписывается падеж: 5. Человек трудом красен. (Т.п.) 1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.) 2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.) 3.По труду о человеке судят. (Д.п.) 4.Человек воспевает труд. (В.п.) 6. Есть много пословиц о труде. (П.п.) |