СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на подготовку к ОГЭ  в 9 классе. Даётся анализ работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку»

Урок русского языка по теме "Текст как средство подготовки к ГИА" 9-й класс Учитель: Мясникова Наталья Робертовна

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Тема: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА )

ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)

Задачи:

  • Образовательные

  • Продолжить работу с текстом, с его частичным текстоведческим анализом,

  • Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения,

  • Закреплять языковедческий материал путем выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ЕГЭ;

  • Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.

  • Развивающие:

  • Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

  • Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  • Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;

  • Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

  • Воспитательные:

  • Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения технологической карты.

  • Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.

Оборудование урока: мультимедийный комплекс, технологические карты (на каждого учащегося), презентация хода урока с тестовыми заданиями, аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста», «Как писать сочинение-рассуждение».

Ход урока.

  1. Оргмомент

Добрый день, ребята!

  • Вступительное слово учителя. Актуализация.

- Совсем скоро вам предстоит сдавать экзамен. Структура экзаменационной работы вам известна. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (учащиеся формулируют цели урока).

Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность.

- А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия: (слайд 1)

Текст

Тема текста

Идея текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы и пунктограммы (знаки препинания в сложном предложении, в простом с обособленными членами)



2. Слово учителя об авторе - публицисте. (слайд 3)

- Работать сегодня мы будем с текстом Д. С. Лихачева.



Дмитрий Сергеевич Лихачев получил мировую известность как литературовед, историк культуры, текстолог, популяризатор науки, публицист. Его книги, статьи, беседы являются тем великим наследием, изучение которого поможет хранить духовные традиции русской культуры, служению которым он посвятил свою жизнь.



3. Представление текста «Доброта».

- Давайте поработаем над первой частью – сжатым изложением. Я предлагаю вам прослушать текст Д. С. Лихачева. (аудиозапись). Слушание текста будет целенаправленным. По ходу прослушивания текста постарайтесь определить характерные для текста признаки: тема, стиль, тип, идея.

2 мин

Прослушайте текст.

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д. С. Лихачёву. 157 слов)



2 мин

4. Работа с текстом: комплексный анализ.



  • Повторение теоретических сведений

А) – Докажите, что данный отрывок является текстом.

(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Каковы основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)



Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится)

- О чём этот текст?

- Об умении человека делать добро.

- Какова главная мысль текста?

- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.


- Подберите синонимы к слову «доброта». (это тестовое задание 6)

(чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)

-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

- К какому стилю речи относится текст? (проверка записей в тех.карте). Устно аргументируйте свой ответ. (Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что доброта раскрывается в умении чувствовать другого человека и сопереживать ему)

В-третьих, в тексте используется особая эмоционально-психологическая лексика (познание, чувствование, отзывчивость и др.). Это тоже характерно для публицистического стиля).

- Какой тип речи представлен в этом тексте? (рассуждение)

2 мин

В)- Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста. Вы можете сформулировать их своими словами или цитатами из текста.

Чтобы определить количество микротем и главную мысль каждой микротемы подчеркнём ключевые фразы.

1 абзац. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людейэто не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

2 абзац. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

3 абзац. Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Выводы по тексту:

  1. Текст состоит из трёх микротем, в которых говорится об умении человека делать

добро.

  1. Доброта – это не только нравственное качество, но и достоинство человека.

  2. Умение человека делать добро говорит о его высокой культуре.


№ абзаца

Микротема

1

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

2

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство, чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

3

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.


IV. Применение умений и навыков

Используя известные способы и приёмы компрессии текста, попробуйте сжать исходный текст изложения

Исходный текст

Сжатый текст

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Мы часто желаем друг другу добра и не задумываемся над тем, что это не просто проявление вежливости, но и нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи - это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретает новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.


Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются.


Учитель: Перечислите способы сжатия текста

В науке известны три способа сжатия текста:

1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единичных явлений;

3) упрощение

Итак, запоминаем

1) При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

2) При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Приемы сжатого изложения текста:

1) сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;

2) образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3) сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4) разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5) перевод прямой речи в косвенную;

6) пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7) пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.


Желать друг другу добра – это проявление нашей человеческой сущности. Человек, умеющий видеть доброту вокруг себя, культурный и душевный человек.

Такой человек не откажет другому в помощи. Отказ от помощи – это не просто равнодушие, но и душевное уродство. Уберечься от равнодушия помогут сострадание и сочувствие.

Человек, стремящийся делать добро, имеет высокую цель. Слагаемыми добра являются любовь и дружество. Лишь распространяясь на многое, они крепнут и увеличиваются. (65 слов.) (Слайд 11)

4-5 мин


V. Совершенствование умений и навыков. Сейчас перейдём ко второй части экзаменационной работы – выполнению тестовых заданий.

Проблемным для нас пока является задание 3: определение средства речевой выразительности.

1 задание Найдите в тексте изложения средства речевой выразительности


сила духа

метафора

видеть по-доброму

метафора

работы духа

метафора

порыв души

метафора

потерять достоинство

олицетворение

душевное уродство

эпитет

безобидные слабости

эпитет

калечащие душу слабости

метафора

увеличивать добро

олицетворение

большая цель

эпитет

жизнь ставит задачу

олицетворение

любовь и дружба становятся выше

олицетворение


Сделайте вывод: для чего нужны в тексте средства речевой выразительности?

Ответ ученика: Они помогают определить тему и главную мысль текста.

2 задание. (тестовое задание 7). Замените словосочетание Порыв души, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.Напишите получившееся словосочетание.

(Порыв души – душевный порыв)


  1. Найдите в тексте изложения сложносочинённое предложение. (задание 14)

  2. Найдите в тексте изложения сложноподчинённое предложение. Определите тип придаточного.

  3. Найдите в тексте изложения бессоюзное сложное предложение.


Проверяем написанное:

Сложносочинённое предложение

Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Сложноподчинённое предложение

Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Бессоюзное сложное предложение

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста.


Задание В4. Найти предложения, осложнённые обособленными членами предложения.


Проверяем написанное:

Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

3-4 мин

Выводы.1) Ребята, мы с вами увидели, как на материале небольшого связного текста можно организовать подготовку к экзамену в 9 классе. Важным для каждого выпускника является умение работать с текстом

2) Перед вами лист самооценки. Заполните соответствующие графы, исходя из результатов работы. Ставьте знак «+», где вы точно знаете ответ на вопрос, знак «- «- там, где у вас возникли проблемы (этот материал нужно еще раз проработать). Эти пробелы в знаниях мы с вами устраним в оставшееся до экзамена время


VI. Домашнее задание. Работа над текстом.

написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?» (это третья часть С3 В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не менее 50 слов.(слайд Памятка «Как писать сочинение-рассуждение»).

  • Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение





















Качество это серьезное,
Главное, важное. 
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество 
В сердце у многих живет
И о боли других 
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Это качество -
Наших сердец  ДОБРОТА.




- Помните эти строки, и пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью, находчивостью, живет ценное человеческое качество – доброта, без которой невозможна душевная красота.

буклеты

О «Весенней неделе добра»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!