Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных.
Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
1. Предметные:
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
2. Метапредметные:
-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
3. Личностные:
- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент. Цель: проверка готовности обучающихся | -Прочитайте пословицу: Знания собираются по капле . Как вы понимаете её смысл? Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. | Каждый день мы узнаём что- то новое | |
2. Мотивирование к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний? | | Формирование мотивации |
3. Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | На доске написаны слова: в..р..б..и, т…трад(ь,-), п…л…то, учител(ь,), к…н…ки ,в…рнут(ь,), к..рабл(ь,), к…ртоф…л(ь,-). -Прочитайте данные слова. Что в них общего? -Назовите имеющиеся в этих словах различия? Слова какой части речи представлены больше всего? - Что такое имя существительное? - Назовите грамматические признаки имени существительного?
- Какие ещё можно назвать различия в данных словах?
- Цепочку букв для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных . Какая цепочка у вас получилась?
-Напишите эту цепочку до конца строки. Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга. |
Словарные слова, пишутся с ь. Относятся к разным частям речи.
Имя существительное
Дают определение имени существительного, его признаки.
Нахождение и роль ь.
Получилась: вькь
Оценивают работу |
Умение производить операцию анализа
Формирование умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения
Формирование умения работы по инструкции
Формирование умения работы в парах |
4. Создание ситуации, приводящей к постановке темы урока. | -Внимательно прочитайте написанные на доске слова. -Определите слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нем имеется парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.
-Что такое ужин?
- Перед вами пословицы, в которых пропущено слово ужин или слова ужин и обед одновременно: Ехал к … ,а и …. не застал. От доброго….и к ….останется. …не нужен, был бы ….. Без … подушка в головах вертится. Поставьте пропущенные слова на свои места. - Объясните смысл каждой пословицы. - Напишите по памяти пословицу, которая означает, что человек сильно опоздал. -Вспомните, какую букву мы писали на чистописании и как находили слово для словарной работы. Скажите, чему будет посвящена новая тема урока? - Вы правильно предполагаете. Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в именах существительных. | Щепка, ужин, шайба, трубач.. Ужин, в нём согласный звук Ж – парный звонкий, всегда твердый шипящий.
Ужин- это вечерний приём пищи.
Ехал к обеду, а и ужина не застал. От доброго обеда и к ужину останется. Ужин не нужен, был бы обед. Без ужина подушка в головах вертится.
Объясняют смысл пословиц и записывают одну по памяти.
На минутке чистописания мы писали ь , в словарной работе слова с шипящими. Наверное, новая тема связана с правописанием ь в словах, в которых есть шипящие. |
Умение производить операцию анализа
Формирование умения контролировать свою речь
Формирование умения понимать прочитанное, формирование умения синтеза, развитие памяти
Формирования умения формулировать тему урока
|
5. Открытие детьми нового знания. | Давайте прочитаем слова.
Как вы думаете, что объединяет эти слова?
-Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика. -Какие существительные определили в 1 группу? -Что объединяет эти существительные? -Какие существительные определили во 2 группу? -Что их объединяет ?
-Почему в одних существительных после шипящих пишется ь,а в других-нет.
-Кто может сделать вывод.
-Где мы можем проверить наш вывод. -Откройте учебники на с.142 и прочитайте правило. -Правильно вы сделали вывод? -Какова же роль ь в словах: помощь, речь?
-Является ли ь орфограммой? -Правильно, мягкий знак является орфограммой и выполняет грамматическую роль, он указывает на род имени существительного
| Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь
- Все слова являются именами существительными. -Шипящий согласный на конце.
Нож врач товарищ ковш
-С шипящим на конце без ь.
Мышь рожь дочь вещь С ь после шипящих звуков на конце.
В первом столбике слова мужского рода и в них ь не пишется , а во втором столбике слова женского рода и в них ь написан.
-На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода - не пишется.
-В учебнике.
-Читают правило.
-Да, правильно. -ь показывает, что это имена существительные женского рода. -Является. |
Формирование познавательных УУД(логическое мышление, внимание, память)
Формирование умения классифицировать по группам
Формирование умения доказывать свою точку зрения |
6. Первичное усвоение новых знаний | -А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. -Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. - Что по- вашему мнению, мы должны выяснить сначала?
-А дальше?
-Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих. | Составляют памятку. Группа заполняет карточку и поднимают руки над головой, соединив ладошки.
--Надо определить сначала часть речи, ведь нам может встретиться другая часть речи. -Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. | коммуникативные УУД: - формировать умение работать в парах; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; |
7. Первичная проверка понимания | Работа по учебнику. -Рассмотрите задание № 1 на стр.143 в учебнике. -Какое задание в упражнении? -Выполните это упражнение самостоятельно, используя наш алгоритм. -Проверяем. -Кто выполнил так же? -Кто не согласен? -У кого возникли затруднения? - Молодцы! Замечательно справились с предложенным заданием!
|
-Надо записать слова в два столбика, объяснить особенности написания слов каждого столбика.
Два ученика на доске записывает ответы. | Формирование умения применять полученные знания и работать по алгоритму |
8. Первичное закрепление | -Чему мы учились сегодня на уроке?
-К какому выводу пришли?
А сейчас проведем небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания. 1. Мягкий знак может выполнять: у) 3 роли; и) 2 роли; о) 1 роль. 2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного... м) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова; н) пишется только на конце слова; к) после приставок между согласными; 3. Разделительный мягкий знак пишется… с) между двумя согласными; н) между согласной и гласной в корне слова; т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными; 4. На конце существительных ж. р. после шипящих: и) всегда пишется мягкий знак; ы) не пишется мягкий знак. 5. На конце существительных м. р. после шипящих: ц) не пишется мягкий знак; щ) пишется мягкий знак. 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает: а) на род существительных; я) на число; -Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось? - Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. | -Учились определять, когда надо писать ь, а когда не надо. - На конце имён существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак. -На конце имён существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
Ребята на листочках выбирают и записывают одну из предложенных букв.
УМНИЦА | Формирование умения делать вывод |
9. Домашнее задание | -Открываем дневники и записываем д/з:упр3, стр 144, -по желанию – составить рассказ, в котором будет как можно больше существительных с шипящей на конце.
-Выполните одно из предложенных заданий, с которым вы сможете справиться самостоятельно. | | |
10. Рефлексия | -Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями. Отдохнём одну минуту, Восстановим зоркость глаз, И почувствуем всем телом, Как тепло согрело нас. Как уютно в нашем классе, Ни печали, ни тревог, Потрудились славно дети, Завершается урок! -Открываем глазки. -У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета. Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке. -Жёлтую- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме. - А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. -Урок закончен. Всем большое спасибо. |
Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску. | |