СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс»

Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой « Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;



3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

ТСО: проектор, интерактивная доска, компьютер.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Цель: проверка готовности обучающихся

-Прочитайте пословицу: Знания собираются по капле . Как вы понимаете её смысл? Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.

Каждый день мы узнаём что- то новое


2. Мотивирование к учебной деятельности Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше  море знаний?


Формирование мотивации

3. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

На доске написаны слова: в..р..б..и, т…трад(ь,-), п…л…то, учител(ь,),

к…н…ки

,в…рнут(ь,),

к..рабл(ь,),

к…ртоф…л(ь,-).

-Прочитайте данные слова. Что в них общего?

-Назовите имеющиеся в этих словах различия?

Слова какой части речи представлены больше всего?

- Что такое имя существительное?

- Назовите грамматические признаки имени существительного?



- Какие ещё можно назвать различия в данных словах?



- Цепочку букв для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находиться после каждой из этих согласных . Какая цепочка у вас получилась?



-Напишите эту цепочку до конца строки.

Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга.



 











Словарные слова, пишутся с ь.

Относятся к разным частям речи.



Имя существительное



 Дают определение имени существительного, его признаки.

 





Нахождение и роль ь.





















Получилась: вькь









Оценивают работу




















Умение производить операцию анализа





Формирование умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения





























Формирование умения работы по инструкции

















Формирование умения работы в парах

4. Создание ситуации, приводящей к постановке темы урока.

-Внимательно прочитайте написанные на доске слова.

-Определите слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нем имеется парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.







-Что такое ужин?



- Перед вами пословицы, в которых пропущено слово ужин или слова ужин и обед одновременно:

Ехал к … ,а и …. не застал.

От доброго….и к ….останется.

не нужен, был бы …..

Без … подушка в головах вертится.

Поставьте пропущенные слова на свои места.

 - Объясните смысл каждой пословицы.

- Напишите по памяти пословицу, которая означает, что человек сильно опоздал.

-Вспомните, какую букву мы писали на чистописании и как находили слово для словарной работы. Скажите, чему будет посвящена новая тема урока?

- Вы правильно предполагаете. Тема урока: «Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

Щепка, ужин, шайба, трубач..

Ужин, в нём согласный звук Ж – парный звонкий, всегда твердый шипящий.







Ужин- это вечерний приём пищи.







Ехал к обеду, а и ужина не застал.

От доброго обеда и к ужину останется.

Ужин не нужен, был бы обед.

Без ужина подушка в головах вертится.





Объясняют смысл пословиц и записывают одну по памяти.















На минутке чистописания мы писали ь , в словарной работе слова с шипящими.

Наверное, новая тема связана с правописанием ь в словах, в которых есть шипящие.











Умение производить операцию анализа





























Формирование умения контролировать свою речь



Формирование умения понимать прочитанное, формирование умения синтеза, развитие памяти



















Формирования умения формулировать тему урока






5. Открытие детьми нового знания.


Давайте прочитаем слова.





Как вы думаете, что объединяет эти слова?

 

 





-Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика.

-Какие существительные определили в 1 группу?

-Что объединяет эти существительные?

-Какие существительные определили во 2 группу?

-Что их объединяет ?





-Почему в одних существительных после шипящих пишется ь,а в других-нет.









-Кто может сделать вывод.







-Где мы можем проверить наш вывод.

-Откройте учебники на с.142 и прочитайте правило.

-Правильно вы сделали вывод?

-Какова же роль ь в словах: помощь, речь?



-Является ли ь орфограммой?

-Правильно, мягкий знак является орфограммой и выполняет грамматическую роль, он указывает на род имени существительного




Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь



- Все слова являются именами существительными.

-Шипящий согласный на конце.







Нож врач товарищ ковш







-С шипящим на конце без ь.



Мышь рожь дочь вещь

С ь после шипящих звуков на конце.





В первом столбике слова мужского рода и в них ь не пишется , а во втором столбике слова женского рода и в них ь написан.



-На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода - не пишется.







-В учебнике.



-Читают правило.



-Да, правильно.

-ь показывает, что это имена существительные женского рода.

-Является.



Формирование познавательных УУД(логическое мышление, внимание, память)





















Формирование умения классифицировать по группам













Формирование умения доказывать свою точку зрения

6. Первичное усвоение новых знаний

-А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.

-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать,

чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

- Что по- вашему мнению, мы должны выяснить сначала?





-А дальше?



















-Молодцы! Мы с вами составили памятку, которой можно пользоваться, чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.

Составляют памятку.

Группа заполняет карточку и поднимают руки над головой, соединив ладошки.

















--Надо определить сначала часть речи, ведь  нам может встретиться другая часть речи.

-Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.
Если существительное женского рода, то Ь пишу.


коммуникативные УУД:

-

формировать умение работать в парах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;


7. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику.

-Рассмотрите задание № 1 на стр.143 в учебнике.

-Какое задание в упражнении?

-Выполните это  упражнение самостоятельно, используя наш алгоритм.

-Проверяем.

-Кто выполнил так же?

-Кто не согласен?

-У кого возникли затруднения?

- Молодцы! Замечательно справились с предложенным заданием!














-Надо записать слова в два столбика, объяснить особенности написания слов каждого столбика.













Два ученика на доске записывает ответы.

Формирование умения применять полученные знания и работать по алгоритму

8. Первичное закрепление

-Чему мы учились сегодня на уроке?





-К какому выводу пришли?















А сейчас проведем небольшой тест, который позволит нам  обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

у) 3 роли;

и) 2 роли;

о) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

м) пишется  в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

н) пишется только на конце слова;

к) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется

с) между двумя согласными;

н) между согласной и гласной в корне слова;

т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных

ж. р. после шипящих:

и) всегда пишется мягкий знак;

ы) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

ц) не пишется мягкий знак;

щ) пишется мягкий знак.

 6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

я) на число;

-Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось?

- Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

-Учились определять, когда надо писать ь, а когда не надо.

- На конце имён существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

-На конце имён существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.





Ребята на листочках выбирают и записывают одну из предложенных букв.





















































































УМНИЦА

Формирование умения делать вывод

9. Домашнее задание

-Открываем дневники и записываем д/з:упр3, стр 144,
-по желанию – составить рассказ, в котором будет как можно больше существительных с шипящей на конце.



-Выполните одно из предложенных заданий, с которым вы сможете справиться самостоятельно.




10. Рефлексия

               -Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки.              -У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения, вам не очень понравилась работа на уроке.

-Жёлтую- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

  - А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.

  -Урок закончен. Всем большое спасибо.  























































Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!