СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Состав слова. Как собрать и разобрать слово.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем; учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Состав слова. Как собрать и разобрать слово.»

Тема: Как собрать и разобрать слово.

(Урок введения нового знания)

Цель: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании морфем; учить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней.

Планируемые результаты

Предметные:

  • сформировать вместе с детьми определение корень слова;

  • познакомить с понятием «морфема»;

  • находить и подбирать родственные слова, выделять в них общую часть.

Метопредметные

Личностные УУД:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формировать представление о значении русского языка в жизни человека.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • формировать умение оценивать совместную с учителем или одноклассником результат своих действий

  • формировать умение высказывать свои предположения.

Познавательные УУД:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать позицию одноклассника.


Этапы учебного занятия

Ход учебного занятия

Формирование УУД



I. Организационный момент

Стадия вызов.

Цель: включение детей в деятельность на личностно- значимом уровне



Утром солнышко проснулось,

Улыбнулось, потянулось.

И, отбросив одеяло

На зарядку побежало.


Личностные:

эмоциональный настрой на урок;

мотивация на учебную деятельность.


Регулятивные:

развиваем умение: планировать свою деятельность.

II. Актуализация знаний.

Словарная работа

Цель: определить тему урока на основе изученных словарных слов, развивать орфографическую зоркость.


- Прочитайте слова на доске (слайде).

В…р…на, в…р…бей, с…р…ка,

С…д, с…довник, пос…дил.

- Что общего у всех этих слов?


- Самостоятельно разбейте слова на группы, в зависимости от вида орфограммы.









- Как проверить правильность написания слов?





- Запишите слова второй групп.

Чем похожи слова второй группы? Сделайте вывод.




- Вспомните, как называются такие слова?

Учащиеся вставляют пропущенные буквы с использованием интерактивной доски.



- Все слова обозначают предмет;

орфограмма – безударная гласная

Работа в парах:

- слова можно разделить на две группы: проверяемые безударные гласные и непроверяемые. Разбивая слова на группы доказывают свою точку зрения, записывают слова, оформляя орфограмму на письме.

I группа: ворона, воробей, сорока.

II группа: сад, садовник, посадил.


- Это словарные слова и необходимо знать их написание.

-Написание слов можно проверить по орфографическому словарю (работа с орфографическим словарем). Дети записывают слова первой группы.


- Называют слова с орфограммой проверяемая безударная гласная в слове. Подбирают проверочное слово. Выделяют корень.

Это родственные слова, у них одинаковый корень.


- Однокоренные или родственные слова, у них одинаковый корень.

Познавательные:

выполнять классификацию,

уметь анализировать и делать вывод.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной речи с учётом жизненной ситуации; обосновывать свою точку зрения, уметь выслушивать и принимать решение партнёра.

Регулятивные:

выполнять учебные задания в соответствии с целью и задачами учебной деятельности.

Предметные:

уметь применять орфографические правила.


III Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: обсуждение затруднений,

проговаривание

задач урока


Физминутка

Работа в группах.


1 группа: Задание: разобрать картинку из готовых пазлов и собрать из этих частиц новую картинку.



2 группа: Разобрать готовый дом из конструктора и собрать из этих же частей новый предмет.


3. Группа: Помочь Ане и Ване решить спор при написании слов в предложении.

Ваня предлагает написать: В лису ребята увидели рыжую лесу.

А Аня наоборот: В лису ребята увидели рыжую лису.

Разбор предложения.





4. Группа: Работа на интерактивной доске со строками:

Проверь слова, да не сп…ши,

Красиво, грамотно, сп…ши!


- Представитель группы вытягивает конверт с заданием.


- Дети проделывая работу делают вывод: что можно разобрать любую картинку и собрать новую из этих же частей. Части не меняются, а сюжет поменялся.



- Дети делают вывод: можно разобрать предмет и из этих же деталей собрать новый предмет.




- Доказывают, что была права Аня. Что Ваня неправильно подобрал проверочные слова и перепутал лексическое значение слов. Слова леса и лиса не родственные, не однокоренные. Подбирая родственные слова, доказывают их написание:

- лиса – лис, лисонька

- леса – лес

Делают синтаксический разбор предложения: находя в предложение грамматическую основу и признак.

- Работают со словами, доказывая их написание–

сп…ши – сп…ши.

В одном случае надо вписать букву е, проверочное слово – спешка; в другом надо писать и -, проверочное слово спишет. Дети доказывают, что написание слов различно, лексическое значение разное, а звуковая транскрипция будет одинакова.

Делают вывод: что слово состоит из слогов, звуков и буков.

Познавательные:

учиться искать информацию из разных источников.

Коммуникативные:

уметь формулировать высказывание, обосновывать собственные позиции; работать в группе.

Регулятивные:

выделять и формулировать познавательные цели с помощью учителя, планировать совместно с учителем свои действия для достижения целей.


III.Формулирование темы и целей урока.

Цель: получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.


- Посмотрите внимательно, сегодня, чтоб выполнить задание, сделать что – то новое и более интересное необходимо было разобрать или собрать предмет, предложение.

- С сегодняшнего дня мы туже самую работу будем делать, но только со словами. Попробуйте сформулировать тему урока, оттолкнувшись от нашей работы на уроке.

- Правильно мы должны научиться находить части в слове и собирать слова из частей. Выполнять разбор слова по составу.

Работа по учебнику и интерактивной доске.

- Как называется раздел?

- Как звучит тема урока?

- Послушайте, что сообщает профессор Самоваров. Какой секрет он вам открыл?

- Почему надо знать эти части?



Упр. 57, 59,60

Первичное знакомство с понятиями приставка, суффикс.

Выполняя упражнения: дети отрабатывают нахождение общей части слова – корень, находят перед корнем общую часть – приставку, после корня общую часть – суффикс.

- Разбор слова по составу:

наклейка









- Разбирать и собирать слово – подбирая родственные слова – однокоренные.











- Состав слова.

- Как собрать и разобрать слово.

- Слово можно разобрать на части.



- Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.


- с. 45 правило. Вывод профессора Самоварова.







- Окончание, основа, корень (подбирание однокоренных слов), приставка, суффикс.

Личностные:

понимание глобального значения корня для любого предмета.

Познавательные:

использовать графические средства, строить логические цепи рассуждения.

Коммуникативные:

уметь слушать, уметь формировать высказывания.

Регулятивные:

аргументировать свои мнения,

уметь делать умозаключение.

Предметные:

формирование определений корень слова, однокоренные слова, знакомство с понятием морфема.



IV. Закрепление изученного материала.

Цель этапа: создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся.


Физминутка

- Задание на карточках.

Подчеркните карандашами разных цветов три группы родственных слов.

1 вариант – Сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, посадка, переход.

2 вариант – Дом, часовщик, лесник, домовой, часовой, лес, домашний, час, перелески.


- Работа с интерактивной доской.

Собрать слова. Соотнести с правильной схемой.




- Проверка на интерактивной доске.

Личностные:

осознание ответственности за выполнение учебного действия.

Познавательные:

уметь структурировать знание.

Коммуникативные:

грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

выполнять учебные задания в соответствии с целью; умение соотносить учебные действия с известными правилами.

Предметные:

Знать части слова.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: оценить свою работу на уроке.

- Какую цель мы с вами ставили на уроке?

- Как вы считаете, мы справились с поставленной задачей?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Оцените свою работу на уроке с помощью наших Светофорчиков.

Л.: определить свою степень усвоения данной темы, степень эмоционального удовлетворения от процесса работы на уроке.

П.: умение анализировать свою деятельность.

Р.: адекватно понимать причины успеха/ не успеха в учебной деятельности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя