СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 6 класс Тема: «Степени сравнения качественных имён прилагательных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 6 класс Тема: «Степени сравнения качественных имён прилагательных»»

Конспект урока по русскому языку

Класс: 6

Учитель: Пастухова Наталья Викторовна

Тема: «Степени сравнения качественных имён прилагательных»

Тип урока: открытие и первичное закрепление новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Цель урока: дать новые знания о способах образования форм степеней сравнения имен прилагательных, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен прилагательных, осознавать их функции  в языке, грамотно использовать в речи;

    • способствовать формированию лингвистических  понятий;

    • осваивать методы комплексного анализа слова;

    • обогащать словарный запас учащихся;

    •  закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен прилагательных;

  • Развивающие:

    • осуществление системно-деятельностного подхода;

    • развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения

    • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    • развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию;

    • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • Воспитательные:

    • воспитание любви и ценностного отношения к Родине и малой Родине, к школе и родному дому;

    • воспитание уважения к родному языку, бережного отношения к слову;

1. Организационный этап, мотивация учебной деятельности

Приветствие учителя:

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

На прошлом уроке мы начали изучение такой части речи, как имя прилагательное. Давайте все вместе вспомним, что мы уже знаем об этой части речи.

  1. Блиц-опрос (вопрос-ответ)(Слайд)

1.Что такое имя прилагательное?

2.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

3.Как изменяются имена прилагательные?

4.Как согласуются имена прилагательные с существительными?

5.Какую форму могут иметь имена прилагательные?

6.На какие вопросы отвечает полная форма прилагательного, а на какие - краткая форма прилагательного?

7.В зависимости от формы прилагательного, какими членами предложения они могут быть?

- Скажите, ребята, а вы считаете школу своим родным домом, могли бы назвать школу среди других любимых, близких вашему сердцу мест? Что вы понимаете под словосочетанием «родные места»?
Что бы мы ни называли родными местами: дом, школу, город, край, родину – все это очень дорого человеку. Об этом свидетельствуют многие русские пословицы. Обратите внимание на пословицы на слайде(№2)

Родина краше солнца, дороже золота.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
За морем теплее, а у нас светлее.

– Ребята! Определите, какая мысль объединяет эти пословицы. 
– Действительно, только в родных стенах человек чувствует себя спокойно и уютно. Я думаю, что в стенах нашей уютной школы вы сегодня с удовольствием поработаете и обязательно сделаете свои открытия в процессе изучения русского языка.

2. Постановка проблемы. Актуализация знаний Слайд 3

– Ребята, определите, какие слова в этих пословицах являются ключевыми и помогают выразить основную мысль данных народных изречений (слова: «краше», «дороже», «милей», «светлее»).
– Какова особенность этих слов? Какое отношение к Родине помогают выразить эти слова? (Данные слова помогают сравнить родину с чужой стороной, выявить и подчеркнуть ее достоинства).
– Как вы думаете, от какой части речи образованы эти формы слов? Вспомните, какая часть речь нам помогает охарактеризовать признаки предмета. (Имя прилагательное)
– А какие разряды имен прилагательных существуют? Каковы различия между названными разрядами? (Учащиеся воспроизводят по слайду знания о качественных, относительных и притяжательных прилагательных). Слайд 4

- Сегодня, мы более подробно, поработаем с качественными именами прилагательными.
Перед нами стоит много проблемных вопросов.

– От всех ли прилагательных мы можем образовать слова с функцией сравнения? (нет, только от качественных)

Как правильно образовать слова со значением сравнения?

А какую синтаксическую роль будут выполнять подобные слова в предложении? Все их нам предстоит решить на сегодняшнем уроке. Какова же, по вашему мнению, тема нашего урока? Сформулируйте ее.

(Учитель корректирует тему урока и озвучивает)
– Итак, тема нашего урока: «Степени сравнения качественных имён прилагательных».  Слайд 5

3. Постановка учебных задач Слайд 6

–  Какие же учебные задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке?
(Познакомиться с правилами образования форм степеней сравнения имен прилагательных, выявить их роль и особенности употребления в речи.) 4.Введение новых знаний

– Ребята! Сегодня на уроке мы уже говорили о том, как дороги человеку его родные места и какими необыкновенно красивыми кажутся они человеку. Мы также сказали о том, что передать чувства человека нередко помогают имена прилагательные в форме сравнения.
(Учитель формулирует задание)
– Сейчас я предлагаю вам послушать песню на стихи М. Пляцковского «Родные места», замечательную музыку к которым написал композитор Ю. АнтоновСлайд №7

Во время прослушивания песни выпишите в тетрадь имена прилагательные  в форме сравнения. Слова расположите столбиком.

– Итак, мы прослушали прекрасные стихи и музыку.  Теперь давайте назовем, какие слова вы выписали из прослушанного текста («серебристей», «синее», «просторнее», «прямее», «стройнее» и т.д.). Слайд №8
– А сейчас пришло время проверить правильность выполненной работы: сопоставим выписанные вами слова с текстом песни. Слайд №9

(Учитель организует проверку, контролирует выполнение работы, на доске появляется текст М. Пляцковского)

В родных местах ромашкой пахнет ветер 
И до травинки вся земля своя. 
В родных местах и солнце ярче светит, 
И серебристей голос у ручья. 
припев: Пусть мне твердят, что есть края иные, 
Что в мире есть иная красота, 
А я люблю свои места родные- 
Свои родные милые места! 
В родных местах у неба цвет синее, 
В родных местах просторнее луга. 
Стволы берёз прямее и стройнее 
И разноцветней радуги дуга.
– Итак, мы выписали слова  в форме сравнения. Ребята, в ваших тетрадях рядом с этими словами запишите имена прилагательные, от которых образовались эти формы слов. Слайд №10.

- Подумайте, каким видом разбора слова мы сейчас должны с вами воспользоваться, чтобы определить, каким способом образовались в языке прилагательные в форме сравнения? (Словообразовательный разбор) 
– А теперь выделите морфему, с помощью которой образовались данные формы слов. (Суффикс)
– Итак, каким же способом образованы данные слова? (Суффиксальный способ) Попробуйте образовать сравнительную степень от слов старый, мелкий. Слайд №11
– Ребята, сейчас вы самостоятельно  открыли способ образования простой сравнительной степени имен прилагательных. Запомним правило: простая сравнительная степень имен прилагательных образуется путем прибавления формообразующих суффиксов -ее (-ей), -е, -ше к основе прилагательного в положительной степени. Слайд №12-13


Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные в сравнительной степени:


«луга просторнее, цвет неба синее»?

Слайд №14. (Роль сказуемого)

Слайд №15

Задание 1.

Спишите пословицы, образовав простую сравнительную степень; обозначьте суффиксы и определите каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени.

Правда (светлый) солнца. Правда светлее солнца.

Старый друг (лучший) двух. Старый друг лучше новых двух.

Утро вечера (мудреный). Утро вечера мудренее

Здоровье ( дорогой ) золота. Здоровье дороже золота.

Дождливое лето (плохой) осени. Дождливое лето хуже осени.

Слайд №16 проверяем.

Задание 2. Слайд №17

В предложениях допущены ошибки. Найдите ошибки и исправьте их, результат запишите в тетрадь. Слайд №18 проверяем.

Эта ложка железнее, чем та.  -

Моя мама молодее твоей. Моя мама моложе твоей.

Осенью в лесу очень красивее, чем зимой. Осенью в лесу красивее, чем зимой.

Это самый огромнейший салют, который я видел. Это самый огромный салют, который я видел.

Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе. Река Волга – длиннейшая в Европе.

Конфета сладче пряника. Конфета слаще пряника.

Мое новогоднее платье самое блестючее. Моё новогоднее платье самое блестящее.

Добрые слова хорошее мягкого пирога. Добрые слова лучше мягкого пирога.

Вывод: качественные прилагательные образуют степени сравнения, а относительные прил. не образуют.
– Составьте словосочетания по теме «Родной край», используя притяжательные прилагательные. Например, «дедушкина родина». Могут ли притяжательные прилагательные образовывать форму простой сравнительной степени? (Нет)
– Ребята! Мы сегодня уже не раз говорили, что для человека нет ничего дороже его родных мест. Находясь вдалеке от них, он скучает по родным краям и, как бы ни складывались обстоятельства, все равно стремится однажды вернуться домой. Вспомните героиню хорошо известного вам произведения – девочку Элли. О чём она мечтала? (она мечтала вернуться домой )

Ребята, запишите в тетради предложение: Слайд №12
Элли и ее друзья отправились в прекраснейший Изумрудный город к мудрейшему, добрейшему и величайшему волшебнику Гудвину.

– Объясните постановку знаков препинания в предложении.
– Внимательно проанализируйте слова в данном предложении и найдите среди них те, в которых заложено значение сравнения. Назовите эти слова и выпишите в тетрадь.
– Установите, от каких слов и с помощью, каких морфем образованы данные имена прилагательные.  (Используя словообразовательный разбор, ученики выявляют суффиксы -ейш-, -айш-, участвующие в образовании простой превосходной степени)
– Определите значение данных слов.
– Итак, данные прилагательные показывают, что признак предмета проявляется в самой большой степени по сравнению с другими предметами.

Таким образом, ребята, мы сейчас увидели, как происходит процесс образования форм простой превосходной степени качественных имен прилагательных. Определите, способны ли данные формы прилагательных изменяться? Какую синтаксическую функцию выполняют прилагательные в превосходной степени?
– Сегодня на уроке мы уже познакомились с правилами образования простой сравнительной и простой превосходной степени. Поскольку существует данная форма, значит, есть и другая? Слайд №21

- Откройте ваши учебники на стр. 136-137 и прочитайте текст. Проанализируйте процесс образования сложной формы сравнительной и превосходной степени прилагательных. Определите, изменяются ли прилагательные в составной форме? Какую синтаксическую роль они выполняют?

5. Закрепление новых знаний

– Ребята! Сейчас я вам предлагаю следующее задание. Самостоятельно сформируйте таблицу или алгоритм по нашей теме.

6. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

– Итак, ребята, сегодня на уроке вы сыграли несколько ролей: вы были учениками, исследователями, путешественниками.
Теперь же, как настоящие исследователи, которые открыли все знания о степенях сравнения прилагательных, сформулируйте научные выводы.
(Учащиеся отвечают на вопросы: Слайд №22
(Учащиеся воспроизводят и обобщают знания, полученные на уроке.)
Подведение итогов урока, выставление оценок с учетом мнения учащихся.

7. Домашнее задание Слайд № 23

1)

Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!