Тема урока. Чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урок: проблемно-диалогическая
Цель урока: организовать учебную деятельность учащихся на умение находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме и правильно писать в безударных слогах слов.
Задач: образовательные: уточнить представления учащихся об ударных и безударных гласных в слове; наблюдение над произношением и написанием ударных и безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах;
развивающие: развивать умение осуществлять поиск нужной информации в учебнике; развивать наблюдательность внимание; создать условия для активизации работы в паре;
воспитательные: формировать навыки учебного сотрудничества с учителем; с пониманием необходимости ориентироваться на позицию партнёра; развивать чувство взаимопомощи, поддержки.
Технологии: технологии системного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Фомы контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Основные термины, понятия: звук, буква, алфавит, азбука, гласный звук, буква, обозначающая гласный звук, ударный гласный звук, безударный гласный звук, проверяемое слово, проверочное слово.
Планируемый результат
Предметные умения
Правописные умения:
находить в двусложных словах букву безударного гласного, написание которой нужно проверять;
различать проверочное и проверяемое слово;
подбирать проверочные слова путем изменения формы слова
Учебно-языковые умения:
- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить
-уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения: владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствие гостей. (Ребёнок)
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в этом классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
(Учитель) Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем зря время терять.
Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. (Слайд- солнышко)
Улыбнитесь друг другу. Пусть сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. и творческих удач.
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (План работы на доске)
Пальчиковая гимнастика. Подготовим пальчики к работе
Чистописание
Ребята, сегодня у нас необычный, волшебный урок.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Положите ручки и скажите, о каком времени года говорится в стихотворении И. Никитина? (портрет, картинка)
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём. (Зима)
В тетрадях мы изобразим необычные снежинки. (Учитель показывает, а дети обводят по доске)
Какие буквы спрятались в них? (а,е,о,и,я) Обратить внимание на посадку детей.
Запись букв.
Что вы можете о них сказать? (Гласные буквы, которые нужны для обозначения звуков)
На какие группы можно разделить гласные звуки? (ударные и безударные; делают согласный звук в паре мягким и твёрдым)
Прочитайте слова и скажите, что в них общего? (Заяц, мороз, ветер, пальто, лимон) (Слова-предметы, словарные слова, состоят из двух слогов, имеют в записи гласные, которые повторили)
Спишите слова и поставьте в них ударение и подчеркните безударный гласный. (Проверьте задание в паре по образцу и оцените работу друга на листочках)
Сможем ли мы проверить написание этих гласных букв или их нужно запомнить?
Первый этап пути пройден. Эти буквы возьмём с собой, пусть согревают нас зимой. (а,е,о,и,я)
3 Постановка проблемы урока. Введение в тему.
Миша получил записку от друга. Прочитайте предложение.
«Миша, приходи к нам вечером с мечом» (с м.чом- листок с буквой выставляют на доску)
Миша записку прочитал и взял с собой деревянный меч, который ему недавно подарили.
Ребята, увидев его, расстроились, что не придётся поиграть в футбол.
-Почему так произошло?
-Какое правило не знал друг Миши?
-Как правильно записать это слово? Спишите это предложение правильно. Оцените свою запись.
С м…чом- мяч -с мячом Вот какая горячая буква я и её подружки
Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока.(Чтение темы по учебнику) стр. 122
Какую цель мы ставим перед собой?(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
Я вам предлагаю ответить на вопросы:
-Что надо проверять?(безударные гласные а,е,и,о,я) (Слайд)
-Где надо проверять? (в корне слова)
-Когда надо проверять? (в безударном положении)
-Как надо проверять? (надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.)
-Чем надо проверять?(проверяем ударением)
4. Работа над темой урока.
Безударный - хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
На письме какая буква?
Здесь поможет нам наука.
А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
1) Работа по учебнику в группах. (Стр. 122-123) Посмотрите на правила работы в группах.
Прочитайте текст и составьте план проверки безударной гласной.
2) Физминутка.(под музыку. Вальс снежинок)
3) Составление алгоритма. (Рассуждения детей)
Выполняют прикрепление записей с помощью степлера. (отдельные листочки для каждой команды)
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную
Подбери проверочное слово.
4) Упражнение в написании безударных гласных. Упражнение 91 (Устно) (на доске: леса (лес) лиса (лисы),
Спишите Словосочетания под цифрой 1. Оцените свою запись.
5) Самостоятельная работа в парах.
Работа по тетради упражнение 46.
(Дополнительно* упражнение92 по учебнику) Оцените свою запись
6) Самостоятельная работа.
Слуху вы не доверяйте, удареньем проверяйте.
(Карточки со словами)
З.ма, р.ка, в.да, сн.га, г.ра, н.га, п.ля, сл.ды, в л.су, за л.сой. Оцените свою запись
5. Закрепление пройденного. Фронтальная работа. (на доске)
Миша выполнял задание и просит вас помочь ему проверить.
Пришла зема. Снига покрыли паля, лиса. На снигу слиды лесы.
6.Подведение итогов урока.
1)Фронтальная беседа.
-Какую цель вы перед собой ставили?
-Что надо проверять?(безударные гласные а,е,и,о,я) (Слайд)
-Где надо проверять? (в корне слова)
-Когда надо проверять? (в безударном положении)
-Как надо проверять? (надо подобрать однокоренное слово с ударным звуком в корне.)
-Чем надо проверять?(проверяем ударением)
На память я даю вам стихотворение памятку, вы прочитайте его и оно поможет вам в работе.
2) Рефлексия. (снежинки)
− Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.
− Кто встретил трудности? В чем? Почему?
− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберите картинку с изображением номера. Осталось прежнее настроение?
Все этапы плана урока мы выполнили?
- Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли?
7. Домашнее задание. Тетрадь. Задание по выбору упр. 47 или упр. 48.