6 класс. Тема: «Правописание суффиксов -чик (-щик)
в именах существительных»
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора букв Ч и Щ в суффиксах -чик- и -щик-.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Коррекционные:
Оборудование: интерактивная доска, электронная лупа Onyx, портативная электронная лупа Ruby, карточки с раздаточным материалом (задание 1, 2, 3), учебник по программе Т.А. Ладыженской.
Ход урока:
Орг.момент
Проверка дз (упр. 291)
Актуализация опорных знаний (задание 1). Постановка темы и цели урока.
Перед выполнением задания давайте вспомним, что такое суффикс?
Задание 1. Спишите слова, выделите суффиксы: лётчик, гонщик.
Как вы считаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Какую цель мы поставим перед собой?
Открытие нового знания (задание 2)
Задание 2. Распределите слова на два столбика: с суффиксом ЧИК и с суффиксом ЩИК. Выделите в словах корни и суффиксы. Найдите сложное слово. (Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске. Слова уже напечатаны вперемешку посередине доски (программа Power point), их нужно «растащить» по столбикам и выполнить основную часть задания)
Разведчик, фонарщик, буфетчик, грузчик, квартиросъёмщик, подписчик, перебежчик, барабанщик, зачинщик.
Обратите внимание, на какие буквы оканчивается корень перед суффиксом ЧИК. Перечислите их. Попробуйте сформулировать правило, в каких случаях мы пишем в словах суффикс ЧИК? Откройте учебник (параграф 52) и проверьте, верна ли ваша догадка. А в каких случаях мы пишем суффикс ЩИК?
Первичное закрепление (упр. 293)
Вставьте пропущенные суффиксы, объясните условия выбора Ч или Щ.
Камен…, водопровод…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, перевод…, буриль…, разнос…, пулемёт…, компьютер…
Для чего мы выполняли данное упражнение? (Что мы отрабатывали, выполняя данное упражнение?)
Физминутка. Разминка для глаз.
Закрепление изученного материала (задание 3)
Задание 3. От данных описаний образуйте имена существительные с суффиксами ЧИК и ЩИК. Объясните графически условия выбора суффикса.
1. Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебежчик).
2. Рабочий по проходке горных выработок (проходчик).
3. Рабочий, специалист по типографскому набору (наборщик).
4. Работник, ведущий учёт кого-нибудь, что-нибудь (учётчик).
5. 1) Лицо, которое снимает, арендует помещение; 2) тот, кто делает съёмку местности (съёмщик).
6. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смазчик).
7. Работник бани, обслуживающий посетителей (банщик).
Подведем итоги урока. Рефлексия.
Над каким орфографическим правилом мы сегодня работали (прошу проговорить правило)? Какая цель перед нами стояла? Достигли ли мы этой цели?
Что я узнал? Чему я научился? Что у меня не получилось?