Урок русского языка в 7 классе
УчительГришко Н.В.
Тема: «Действительные и страдательные причастия»
Цель урока:
Дидактическая – усвоение обучающимися понятий «действительное и страдательное» причастие, их морфемных признаков;
Деятельностная: Развивать умения и навыки различать действительные и страдательные причастия, развивать логическое мышление, устную и письменную речь, способности к мыслительной деятельности, языковое чутье;
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, прививать художественный вкус, пробудить желание создавать творческие работы;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия.
Метапредметные:
коммуникативные: уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу;
познавательные: уметь осуществлять анализ, выделять существенные признаки объекта.
Личностные: формирование устойчивой мотивации и познавательного интереса к проблемно-поисковой деятельности.
Методы и формы обучения: проблемно-диалогический (побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий к гипотезам диалог); индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебник, интерактивная доска.
-Ход урока-
1. Организационный момент, самоопределение к деятельности.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число.
2. Актуализация опорных знаний.
А) «Лингвистический эксперимент»
Проведём лингвистический эксперимент. На столе лежит карандаш. Назовите его постоянные признаки (синий, деревянный, ученический, цветной и т. д.)
- Слова какой части речи вы использовали? (прилагательные)
- Назовите временный признак этого предмета (лежащий на столе, тонко пишущий и т.д.) Слова какой части вы использовали? (причастия)
- Теперь я беру со стола карандаш. Назовите его признак, используя причастие.
- Я бросаю карандаш на пол. Назовите временные признаки (брошенный, летящий, лежащий).
- Я поднимаю карандаш, назовите временный признак этого предмета (поднятый).
- Слова какой части речи мы используем для обозначения временного признака предмета.
- Перед вами на слайде все причастия, которые мы назвали. Распределите их на две группы. В первой укажите причастия, обозначающие признак предмета, который сам действует. Во второй группе укажите причастия, обозначающие признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.
2 обучающихся у доски
3. Определение темы урока, цели и его задач:
Слово учителя: посмотрите на первую колонку, в нее мы выписали причастия, обозначающие признак предмета, который действует сам, а во вторую колонку – обозначающие признак предмета, который испытывает предмет на себе действие другого.
Как же называются такие причастия?
Откройте учебник стр. 122, как называется параграф? (Действительные и страдательные причастия).
Давайте определим название темы нашего урока? (Запишем в тетрадь)
Какие цели и задачи мы поставим перед собой?
4. Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
Работа в парах.
- Составьте определение понятия «действительное причастие» на основе наблюдения.
- Составьте определение понятия «страдательное причастие» на основе наблюдения.
Сопоставьте ваши выводы с теоретическим материалом (Учебник «Теория». § 14).
Работа с учебником. Прочитайте определение действительных и страдательных причастий.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа со схемой «Суффиксы действительных и страдательных причастий».
Упражнение 162. У доски два ученика: один выписывает причастия действительные, другой страдательные. Выделяют суффиксы.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по схеме учебника.
Упр.163
Включение в систему знаний и повторение.
На доске вы видите звёзды. На каждой написан теоретический вопрос, выберите его и дайте аргументированный ответ. Приводите примеры. Составьте свои вопросы по теме урока и задайте классу.
Рефлексия
- Составьте синквейн на тему «Причастие».
- Ответьте на вопросы:
1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока?
2.Где можно применить новые знания?
Домашнее задание:
Достаточный уровень – мини-сочинение с использование действительных и страдательных причастий «Мой Севастополь».
Средний – упражнение 164.