2. Самоопределение к деятельности (целеполагание) Цель: Актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока. Мотивация обучающихся к изучению темы. | Ко мне подойдет девочка. - Почему ко мне никто не вышел? Я попросила подойти девочку? (- А как ты догадалась, что я вызвала тебя? Ведь у нас в классе есть и другие девочки?) - Давайте посмотрим, может у мальчиков получится лучше? - Встанет мальчик. - Почему никто не встал? - А что я должна назвать? - Зачем нужны имена? (Обратиться к человеку). - А какие имена можете вы назвать? | Учащиеся пытаются выполнить задание учителя. | Технология проблемного обучения Игровая технология |
3. Учебно-познавательная деятельность Цель: Познакомить обучающихся с правилом записи имён собственных с заглавной буквы и научить записывать предложения, содержащие имена собственные. | 1.Использование нового материала. -Закончите предложения. Стихи сочиняет… поэт… С. Михалков - На какой вопрос отвечает слово поэт? - Что называет это слово? - Посмотрите на книгу. Как она называется? (Дядя Степа) - Кто автор этого произведения? (С.Михалков) - Так какое предложение у нас получилось? - А каких поэтов знаете вы? Картины пишет… художник… В. Васнецов. - Рассмотрите картину. - Что на ней изображено? - Как называется эта картина, кто знает? (Три богатыря) - Кто написал эту картину? - Какое получилось у вас предложение? - Найдите в предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? (поэт, художник, Михалков, Васнецов) - Что они называют? - Но смотрите: одни называют людей и пишутся с маленькой буквы, а другие – с большой. - Откройте секрет нашего языка: скажите, какие слова, называющие людей, пишутся с большой буквы, а какие с маленькой? 2. Работа с правилом - Такие слова имеют даже свое особое название. Хотите узнать? Тогда отройте учебники на с.19 и прочитайте в рамке важное сведение. Работа с учебником и сообщением. - Узнали ли вы из сообщения что-то новое? - Какое новое научное название вы узнали? (Собственные имена) - Что этими словами называют? - А почему ученые придумали словам такое название? – ответьте Антону. - Хотите правильно ответить, тогда прочитайте объяснение на с. 19. - Теперь мы можем говорить правило не как маленькие, а как взрослые, как ученые. - Давайте хором перечитаем правило письма, которое выделено в рамке. | Фронтальная работа Учащиеся записывают предложения в тетрадь Вывод (делают уч-ся) Да, если слова называют имена, отчества и фамилии людей, то эти слова, чтобы отличить их от других названий людей, пишутся с большой буквы. Учащиеся самостоятельно работают с учебником. Учащиеся повторяют правило. | Работа на интерактивной доске Презентация: 1 слайд (книга «Дядя Степа») 2 слайд: Портрет С. Михалкова . 3 слайд (картина «Три богатыря») 4 слайд (портрет И. Васнецова) Использование документ-камеры. На интерактивной доске появляется сообщение из учебника. Учитель выделяет маркером новое понятие. |
5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового характера; научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности | Задания на выявление уровня понимания изученной темы 1. Работа в тетради на печатной основе. - Откройте тетради-задачники на с. 9. - Прочитайте слова первого столбика. Рядом впишите вопрос: КТО? или ЧТО? писатель – учитель – котенок – девочка – собака - - Как узнаете, какой вопрос будете писать? - Найдите на странице слова, которые отделены друг от друга звездочкой. Жучка * Настя * Чуковский * Антонов * Мурзик - Прочитайте эти слова шепотом и определите, чем похожи их написания? (Все они написаны с большой буквы.) -А почему во всех этих словах нужна большая буква? (Они называют имена, фамилии людей, клички животных. Это собственные имена.) - Прочитайте фамилии. - Выберите имена. - А теперь – клички. - А сейчас, работая в парах, попробуйте некоторые из этих слов по смыслу соединить со словами первого столбика. - Какой памяткой будем пользоваться? - Как будем проверять правильность написания? ВЗАИМОПРОВЕРКА - Поменяйтесь в паре тетрадями и проверьте, всю ли работу выполнили правильно? 2.Постановка проблемы 1. Один мальчик второклассник написал о себе в газету. Вот что у него получилось: «Я живу в городе дмитров. Я люблю читать сказки и рассказы о смешных детских историях. Буратино, карлсон – мои любимые сказочные герои. Недавно прочитал весёлые рассказы Виктора драгунского про Дениску. Ещё я люблю играть с шариком». Как вы написали слово шарик в предложении? 2. Создание проблемной ситуации. Правильно написали все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова! Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова. Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы? А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)? Чем отличаются эти слова? Вы все правы! А ещё точнее - эти слова отличаются лексическим значением. | Обучающиеся повторяют правило правописания имён собственных, составляют предложения из слов, доказывают наличие в предложении имён собственных и правило их правописания, записывают предложение в тетрадь на печатной основе. Обучающиеся выполняют упражнение в тетради на печатной основе, один ученик работает на ИД (соединяет стрелочками слова двух столбиков). Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища. Учащиеся поочерёдно выходят к доске, читают и исправляют ошибки. Последнее предложение дети записывают в тетрадь Ответы учащихся. Ответы учащихся кличка животного – имя собственное. Ответы учащихся Воздушный шарик - имя нарицательное Ответы учащихся Смыслом, обозначением, значением. | Использование документ-камеры (тетрадь на печатной основе с. 9). Индивид работа. Самостоятельная работа. Работа в парах. Работа с текстом на интерактивной доске. Фронтальная работа |
6. Физминутка | Если слово является женским именем, встаёт 1 ряд, если слово является мужским именем, то хлопа- ет в ладоши 2 ряд, если слово не является именем — смотрит в окно 3 ряд. Слова: Яна, Данила, окно, Людмила, Ян, стол, Герман, Василиса, дом. | Дети выполняют предложенные учителем задания. | Здоровье сберегающая технология |
7. Диагностика качества освоения темы Цель: установить степень усвоения темы «Собственные имена» | Тест по теме «Собственные имена» 1. Имена собственные называют: 1) Имена, отчества, фамилии людей, клички животных; 2) Вещи, растения. 2. Имена собственные пишутся: 1) С большой буквы; 2) С маленькой буквы. 3. В какой строчке все слова написаны верно: 1) дом, мама, миша; 2) комар, собака, Михалков. 4. В какой строчке допущена ошибка: 1) кузнец, кузов, кузьма; 2) Кузнецов, Петров, Медведев. | Учащиеся отвечают на вопросы теста с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass. | Используется документ-камера для изображения текста на интерактивной доске. Используется система контроля и мониторинга качества знаний PROClass. |
8. Рефлексивная деятельность Цель: Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности. | Самоанализ и самооценка ученика: Над какой темой урока работали? Что нового узнали на уроке? Расскажите, какие слова мы называем именами собственными. Приведите примеры таких слов. Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу. - Посмотрите карточки на доске. Мур Лё Яш А ша ня зик ка - Какие собственные имена можно составить из них? - Напишите слова, начиная с заглавной буквы. - Какие слова у вас получились? - На какой вопрос они отвечают? - Что называют эти слова? -Так какой секрет русского языка мы сегодня открыли? | Ответы учащихся. Учащиеся составляют слова и записывают в тетрадь. Ответы учащихся | Использование интерактивной доски |