СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение. Состав слова. Распознавание значимых частей слова."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для 4 класса.  УМК "Школа России"  Тема: "Повторение. Состав слова. Распознавание значимых частей слова." Цель: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение. Состав слова. Распознавание значимых частей слова."»

Урок русского языка, проведенный в 4 классе

Учитель: Мельникова И.Н.

Тема:

Повторение. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о морфемном составе слова и каждой части слова

- совершенствовать умения, выполнять разбор слов по составу;

Развивающие:

- развивать речь учащихся

- развивать познавательную активность посредством ответов на вопросы, выполнение заданий

- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы;

Воспитывающие:

- воспитывать чувство дружбы, коллективизма, сопереживания

- воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

- учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 4 класс, 1 часть

- презентация к уроку

- раздаточный материал.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- доброжелательное отношение к сверстникам

- воспитывать любовь к русскому языку

- стремиться применять полученные знания в практике речевого общения

- стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- формулировать тему урока и задачи

- планировать, прогнозировать предстоящую работу

- адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

- на основе анализа делать выводы

- обобщать и классифицировать по признакам

- учение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать речь других

- формировать умение осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания

- оформлять свои мысли в устной и письменной формах

- умение работать в паре

- признавать свои ошибки и озвучивать их

- контролировать и корректировать действия партнёра

- планировать учебное пособие с учителем и сверстником.

Предметные:

- закреплять знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова

- совершенствовать умение выполнять разбор слов по составу

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

  1. Орг. момент





















  1. Мин. Чистописания Постановка целей и темы урока.






































  1. Словарная работа.








































  1. Работа по теме урока



























































































































Физкульт . Минутка.













































  1. Итог.














  1. Рефлексия.


























  1. Выставление оценок.











  1. Дом . Задание.



( Слайд 1 ) 1

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

- Какое настроение у вас вызывает такая погода?

-А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно.

- Надо просто улыбнуться.

- Дети, повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед,

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил.

- Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

3 5 1 12 3


- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Запишите слова и пословицу:

Улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Улыбка никому не вредит.

- Как вы понимаете данную пословицу?

- Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(эти слова родственные)

- Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением)

- Как называется общая часть родственных слов? (корень)

- А какие части слова вы знаете еще?

- Выберите слова к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка).

- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Да, все на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложение из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

(Слайд 2).

- Ребята, для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова.)

- Поэтому и девиз нашего урока звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!». (Слайд 3).

3 2



А сейчас вы решите кроссворд, который лежит у вас на столе. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму. Что объединяет эти слова? (Это слова с непроверяемой орфограммой)


  • Учебное помещение для занятий.

  • Верхняя женская или мужская одежда.

  • Корм для лошади.

  • Защитник Отечества.

  • Лиственное дерево с белым стволом.

  • Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.

Проверьте словарную работу (Слайд 4).

- Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете “спрятавшееся” нам нужное слово темы нашего урока. (Состав) Верно! Состав чего? (слова).

1 2 3 4 5 2 3 4 2 4 5

1. Разбор предложения.

-А сейчас мы повторим с вами все части слова.

-Внимание на экран! (на слайде предложение). На трава лежит крупной росой. (Слайд 5).

-Скажите, это предложение? Почему?

-Что надо сделать, чтобы оно стало предложением? (изменить слова)

-Запишите предложение правильно и выделите ту часть, которую вы изменили. (На траве лежит крупная роса).

-Разберите предложение по членам и установите связь слов в предложении.

-Дайте характеристику предложению. (прост., распр., невоскл., повеств.)

-Как называется изменяемая часть слова, которую мы выделили? (окончание)

-Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)

-Какие еще части слова вы знаете?

( приставка, суффикс, корень)

-А какая часть слова главная? Без чего слово не может быть? (без корня)

-А что такое корень? Как найти корень? (надо подобрать однокоренные слова)

(Слайд 6).

-Найдите корень: белка, белый, белизна, белила.

-Всели тут слова однокоренные?

-Какое лишнее? (белка). Почему?

-Вот мы и вспомнили признаки однокоренных слов.

-Запишите только однокоренные слова и выделите в них корень.

2. Задание по вариантам

-Предлагаю задание по вариантам.

-Подбери как можно больше однокоренных слов к слову

1в. - снег

2в. – вода

-Оцени свою работу в баллах. Каждое однокоренное слово оценивается в один балл. Постарайся получить 6 баллов.

Образование новых слов.

-Корень – главная часть, а при помощи чего мы можем образовать однокоренные слова? (с помощью приставки и суффикса)

Возьмем корень – лес. Образуйте при помощи суффикса слова. Выделите суффикс ( лес, лесник, лесочек ).

-Посмотрите, у нас образовались новые слова. Кто такой лесник, что мы называем лесочком?

-Что такое суффикс?

-Теперь возьмем корень - лет. (перелет, прилет, полет )

-Образуйте при помощи приставки слова. Выделите приставку.

-Что такое приставка?

3. Творческое задание.

- Запишите названия профессий с суффиксами –тель , -ист , -ник , -арь, -щик/-чик. Оцени свою работу приемом «Солнышко и тучка». Если ты нашел названия профессий с пятью суффиксами, сделай рисунок солнышка, если меньше слов - тучки на солнышке.

4. Творческое задание

-А теперь поиграем в игру.

Игра «Угадай слово». (Слайд 7)

Найди корень в слове дружить, приставку в слове - поехали, суффикс и окончание в слове ягодка. ( подружка )

Найди корень в слове держал, приставку - в слове подкладка, суффикс и окончание – в слове площадка. (поддержка).

- Когда мы разбираем слово по составу, что еще мы выделяем? ( основу).

-Что такое основа слова?

Молодцы! Помни

При разборе слова:

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет

Суффикс,

А приставка – впереди.


Встали рано , потянулись,

Как приставка изогнулись,

Показали дружно корень,

В домик сели мы у моря.

Этот домик непростой,

Суффикс звать его судьбой.

А потом пойдем резвиться –

С окончаньем веселиться.

Изменять слова мы будем,

Научились! Не забудем!!


5. Работа с учебником.

Пройдет под лозунгом «На друга надейся , а сам не плошай» ( Слайд 8)

Упр. 86.,Прочитайте задание.

- Запишите слова из первой группы правильно и обозначьте приставки.

-Запишите слова из второй группы и обозначьте суффиксы.

Проверка.

Какие слова выписали?

Докажите.

6.Выполнение теста. Взаимопроверка. (Слайд 9)

Выставление оценок: 5 –без ошибок

4- 1-2 ошибки

3- 3 ошибки

2- 4 ошибки и более

7. Морфемное домино

- А сейчас для вас последняя игра, которая обобщит ваши знания по теме урока.

-Я предлагаю вам карточки с вопросами и ответами. К заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другой карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос.

5

- Какую тему мы сегодня повторяли?

-Какие части слова мы повторили?

-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Какие слова называются однокоренными?

3 4


- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе?

дружба , поддержка, взаимовыручка)

- У вас на столе лежат смайлики. Если урок был интересный и вы довольны своей работой нарисуйте ему улыбку. Если вас что то встревожило и не все получалось, нарисуйте его грустным.

-А я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу

-Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным , не скучным, а веселым!

-Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

- Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы. Ребята



3 5













Упр. 88

Личностные

1.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Развиваем рефлексию.

3. Оцениваем поступки в соответствии с определенной ситуацией.

4. Развиваем умения высказывать свое мнение, выражать свои эмоции.



Познавательные

1. Формулируем познавательную цель.

2.Применение знаково – символических умений


3.Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы

5.Формировать умение правильно разбирать слова по составу.


Регулятивные

1.Формулировать тему урока и задачи.

2. Прогнозировать предстоящую работу.

3.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5.Адекватно воспринимать оценку учителя и учащихся.


Коммуникативные

Развиваем умения

1. Работать в команде разного наполнения (паре. малой группе, целым классом.

2. Осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.

3. Формулировать ответы на вопросы других учеников и учителя.

4. Оформлять свои мысли в письменной форме.

5. Слушать и понимать речь других на всех этапах урока.









Приложение

Морфемное домино

? Из каких частей может состоять слово? О. Буква Т не пишется, потому что в проверочных словах интерес, интересен, ужас, ужасен нет буквы Т

О. Слово может состоять из корня, суффикса, приставки, окончания.

? Что такое корень?

О. Корень — это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

? Как найти корень в слове?

О. Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

? Какие слова являются однокоренными, или родственными?

О. Однокоренные слова близки по значению и имеют общую часть — корень.

? Что такое окончание?

О. Окончание — изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

? Как найти окончание в слове?

О. Чтобы найти окончание, нужно слово изменить, изменяемая часть — окончание.

? Чем приставка отличается от суффикса?

О. Приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня.

? Что общего у приставки и суффикса?

О. И приставка, и суффикс — части слова, которые служат для образования новых слов.

? Как найти приставку в слове?

О. Чтобы найти приставку, нужно определить корень и посмотреть, есть ли перед корнем часть слова, которую можно отбросить или заменить.

? Сколько приставок может быть в слове?

О. Чаще всего в слове одна приставка, но может быть две: переподготовка, принакрылась.

? Как найти суффикс в слове?

О. Чтобы найти суффикс, нужно определить окончание, корень, посмотреть, есть ли за корнем часть слова, выяснить, от какого слова образовано данное.

? Сколько суффиксов может быть в слове?

О. В слове может быть один суффикс (ветерок), два суффикса (грибочек), три суффикса (учительская).

? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные и парные согласные в приставке?

О. Чтобы правильно написать безударные гласные и парные согласные в приставке, нужно вспомнить, как пишется эта приставка (из словаря приставок), хотя некоторые приставки можно проверить: поехали — поезд, подходит — подошёл.

? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в суффиксе?


О. Чтобы правильно написать безударные гласные в суффиксе, нужно вспомнить, как пишется этот суффикс (из словаря суффиксов), хотя некоторые суффиксы можно проверить: моряки — моряк, липовый — дубовый.

? Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударные гласные в корне? О.


О. Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, нужно подобрать однокоренное проверочное слово с ударной гласной.

? Каким может быть проверочное слово для безударной гласной Е?

О. Безударную гласную Е можно проверить ударной Е или буквой Ё:

село — сельский, сёла.

? Что нужно сделать, если в корне две безударные гласные?

О. Если в корне две безударные гласные, подбираем два проверочных слова:

колосок — колос, колосья.

? Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы парных звонких и глухих согласных в корне? О

О. Чтобы правильно написать буквы парных звонких и глухих согласных в корне, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стояла гласная или буква Н.

? Как проверить непроизносимые согласные в корне?

О. Чтобы проверить непроизносимые согласные в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо.

? Почему в опасном сочетании согласных в словах интересный, ужасный буква Т не пишется?



Тест

1. Изменяемая часть слова — это:

а) корень;

б) приставка;

в) суффикс;

г) окончание.

2. Для образования новых слов служит...

а) корень;

б) приставка;

в) суффикс;

г) окончание.

3. Какой приставки не существует:

а) в-;

б) за-;

в) ок-;

г) под-?

4. Являются ли слова зарядка и закалка однокоренными:

а) да;

б) нет.

5. Укажи слово с приставкой:

(за)рница, (за)катилось, (за)морем, (за)ноза.

6. Укажи «лишнее» слово:

а) чеснок;

б) честный;

в) чесночный;

г) чесночница.

7. О какой части слова идет речь в четверостишии? На конце любого слова ...ищет Вова. Изменяемая часть. С другим словом держит связь.

а) корень;

б) приставка;

в) суффикс;

г) окончание.

8. Какая часть слова не бывает в начале его:

а) корень;

б) приставка;

в) суффикс;

г) окончание.

9. Являются ли слова рыбка, рыбкой, рыбку однокоренными:

а) да;

б) нет.

10. Сколько суффиксов в слове писатель:

а) один;

б) два;

в) три.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!