( Слайд 1 ) 1 Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнем скорей урок. - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? - Какое настроение у вас вызывает такая погода? -А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно. - Надо просто улыбнуться. - Дети, повернитесь друг к другу и скажите: Привет, сосед, Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбку свою дарил. - Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами. 3 5 1 12 3 - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Запишите слова и пословицу: Улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться Улыбка никому не вредит. - Как вы понимаете данную пословицу? - Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке? (эти слова родственные) - Вспомните, что за слова мы называем родственными? (слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением) - Как называется общая часть родственных слов? (корень) - А какие части слова вы знаете еще? - Выберите слова к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка). - Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Да, все на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложение из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу. (Слайд 2). - Ребята, для чего надо знать части слова? (Чтобы правильно писать слова.) - Поэтому и девиз нашего урока звучит так: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!». (Слайд 3). 3 2
А сейчас вы решите кроссворд, который лежит у вас на столе. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь, и записать слова к соответствующим номерам. Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму. Что объединяет эти слова? (Это слова с непроверяемой орфограммой) Учебное помещение для занятий. Верхняя женская или мужская одежда. Корм для лошади. Защитник Отечества. Лиственное дерево с белым стволом. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. Проверьте словарную работу (Слайд 4). - Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то найдете “спрятавшееся” нам нужное слово темы нашего урока. (Состав) Верно! Состав чего? (слова). 1 2 3 4 5 2 3 4 2 4 5 1. Разбор предложения. -А сейчас мы повторим с вами все части слова. -Внимание на экран! (на слайде предложение). На трава лежит крупной росой. (Слайд 5). -Скажите, это предложение? Почему? -Что надо сделать, чтобы оно стало предложением? (изменить слова) -Запишите предложение правильно и выделите ту часть, которую вы изменили. (На траве лежит крупная роса). -Разберите предложение по членам и установите связь слов в предложении. -Дайте характеристику предложению. (прост., распр., невоскл., повеств.) -Как называется изменяемая часть слова, которую мы выделили? (окончание) -Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении) -Какие еще части слова вы знаете? ( приставка, суффикс, корень) -А какая часть слова главная? Без чего слово не может быть? (без корня) -А что такое корень? Как найти корень? (надо подобрать однокоренные слова) (Слайд 6). -Найдите корень: белка, белый, белизна, белила. -Всели тут слова однокоренные? -Какое лишнее? (белка). Почему? -Вот мы и вспомнили признаки однокоренных слов. -Запишите только однокоренные слова и выделите в них корень. 2. Задание по вариантам -Предлагаю задание по вариантам. -Подбери как можно больше однокоренных слов к слову 1в. - снег 2в. – вода -Оцени свою работу в баллах. Каждое однокоренное слово оценивается в один балл. Постарайся получить 6 баллов. Образование новых слов. -Корень – главная часть, а при помощи чего мы можем образовать однокоренные слова? (с помощью приставки и суффикса) Возьмем корень – лес. Образуйте при помощи суффикса слова. Выделите суффикс ( лес, лесник, лесочек ). -Посмотрите, у нас образовались новые слова. Кто такой лесник, что мы называем лесочком? -Что такое суффикс? -Теперь возьмем корень - лет. (перелет, прилет, полет ) -Образуйте при помощи приставки слова. Выделите приставку. -Что такое приставка? 3. Творческое задание. - Запишите названия профессий с суффиксами –тель , -ист , -ник , -арь, -щик/-чик. Оцени свою работу приемом «Солнышко и тучка». Если ты нашел названия профессий с пятью суффиксами, сделай рисунок солнышка, если меньше слов - тучки на солнышке. 4. Творческое задание -А теперь поиграем в игру. Игра «Угадай слово». (Слайд 7) Найди корень в слове дружить, приставку в слове - поехали, суффикс и окончание в слове ягодка. ( подружка ) Найди корень в слове держал, приставку - в слове подкладка, суффикс и окончание – в слове площадка. (поддержка). - Когда мы разбираем слово по составу, что еще мы выделяем? ( основу). -Что такое основа слова? Молодцы! Помни При разборе слова: Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет Суффикс, А приставка – впереди. Встали рано , потянулись, Как приставка изогнулись, Показали дружно корень, В домик сели мы у моря. Этот домик непростой, Суффикс звать его судьбой. А потом пойдем резвиться – С окончаньем веселиться. Изменять слова мы будем, Научились! Не забудем!! 5. Работа с учебником. Пройдет под лозунгом «На друга надейся , а сам не плошай» ( Слайд 8) Упр. 86.,Прочитайте задание. - Запишите слова из первой группы правильно и обозначьте приставки. -Запишите слова из второй группы и обозначьте суффиксы. Проверка. Какие слова выписали? Докажите. 6.Выполнение теста. Взаимопроверка. (Слайд 9) Выставление оценок: 5 –без ошибок 4- 1-2 ошибки 3- 3 ошибки 2- 4 ошибки и более 7. Морфемное домино - А сейчас для вас последняя игра, которая обобщит ваши знания по теме урока. -Я предлагаю вам карточки с вопросами и ответами. К заданному вопросу из одной карточки требуется найти правильный ответ, помещенный в другой карточке. Игру начинает тот, в чьей карточке сверху записан вопрос. 5 - Какую тему мы сегодня повторяли? -Какие части слова мы повторили? -Какие части слова служат для образования новых слов? -Какие слова называются однокоренными? 3 4 - Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе? дружба , поддержка, взаимовыручка) - У вас на столе лежат смайлики. Если урок был интересный и вы довольны своей работой нарисуйте ему улыбку. Если вас что то встревожило и не все получалось, нарисуйте его грустным. -А я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу -Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным , не скучным, а веселым! -Я благодарю вас за успешную работу на уроке. - Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы. Ребята
3 5
Упр. 88 |