СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Безличные предложения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие  безличных предложений;
  • формировать умения находить безличные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • определить  роль  безличных  предложений  в  тексте;
  • формировать умение использовать безличные предложения в речи;

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Безличные предложения».»

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по русскому языку на тему: «Предложения односоставные. Безличные предложения».

Тип урока:урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие о безличных предложений;

  • формировать умения находить безличные предложения по их значению, структурным особенностям;

  • определить роль безличных предложений в тексте;

  • формировать умение использовать безличные предложения в речи;

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: безличное предложение

  • развивать орфографическую зоркость;

  • активизировать познавательную активность на уроках русского языка;

  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;

  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • воспитательные:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • развивать мыслительные операции, познавательную активность;

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;

  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

  • воспитывать стремление трудиться.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 8 класс, Т.А.Ладыженская, 2016г


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.Включаются в учебную деятельность.


2.

Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос.

- Продолжите высказывания:

1.Предложения по количеству грамматических основ делятся на ..

2.Односоставные предложения делятся на…


3. Назывные предложения – это …






4.Определённо-личные предложения – это…






5.Неопределённо-личные предложения – это ..



















2. Игра «Не спутай кармашки».

-Определите вид односоставных предложений.





E Дополните предложения


(односоставные и двусоставные)

(назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные)

Назывные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается существительным в .. или сочетанием .. с существительным.

Определённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме.., .. лица .. или .. наклонения

Неопределённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме..лица множественного числа .., .. времени или в форме множественного числа .. времени изъявительного наклонения, или в форме .. наклонения.


наз.

о/л

н/л




1. Выберите себе книгу по вкусу. (о-л)

2.Осень.(н.) Готовимся к сельским работам. (о-л)

3.Цыплят по осени считают. (н-л)

4. Высокое здание.(н).

5.В доме шумят. (н-л)

6.Сегодня рисуем пейзаж. (о-л)

6.Бескрайнее поле.(н). Травы скашивают рано утром. (н-л)

7. Знали бы дорогу - не заблудились бы. (н-л)

8. Иду на помощь! (о-л)

3.

Сообщение темы урока


- Прочитайте тему урока.

– Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Предложения односоставные. Безличные предложения».

-Напоминаю, что формулировка цели строится по плану «вспомнить - узнать-научиться»


EСоставляют цели, проговаривают их классу

Мы должны:

-вспомнить отличие односоставных и
двусоставных предложений;
-дать понятие безличных предложений;
-научиться находить безличные предложения;
определять вид односоставных предложений

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Безличные предложения».










1.Прочитайте предложения на карточках.

Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений (заполнить таблицу).

- Чем схожи данные определённо-личные и неопределённо-личные предложения? (они простые, распространённые, односоставные )

- Называется ли тот, кто производит действие в этом односоставном предложении? Можем ли мы восстановить подлежащее?

Итак, вы, наверно, догадались, что перед вами безличное предложение. Давайте попробуем сформулировать, что же такое безличное предложение.

2. Работа с учебником.

§35 стр.110-111

-Прочитайте правило.

- Какие предложения называются безличными?

- Какой формой выражается главный член в безличных предложениях?

EИсследовательская работа (по карточкам)

(1) Какое сырое утро!

(2)За окном мутно.(3)Каплет с крыши. (4)Окна залеплены серым снегом. (5)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.

(6)Как болят кости! (7)Но надо вставать и работать. (8)Наступило утро. (9) В деревне уже выходят на работу. (10)И мне надо работать. (11) Но как мне нездоровится! (12) И нет сил. (13)Полежу ещё чуть-чуть.

(14)Всё то же сырое утро…

(15)В избе жарко натоплено.

(16) Мне не хочется работать.

Дети формулируют вывод.

Вывод:

1.Безличные – такие односоставные предложения, в которых не называется тот, кто производит действие.

2. Главный член этих предложений выражается:

 1. Словом категории состояния. -1. За окном мутно.
2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши.
3. Инфинитивом: 7. Но надо вставать и работать.
4. Безличным глаголом: 11. Мне нездоровится. 

5. Словами нет: 11. И нет сил.
6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено.
7. Возвратным глаголом в безличном значении: 16. Мне не хочется работать.

5.

Лингвофизминутка.


- Немного отдохнем.

Я называю двусоставное предложение – вы хлопаете, односоставное – поднимаете руки вверх. Будьте внимательны!

Утро в деревне (односост.), Я услышала странный шум (двусост.). В дверь стучали (односост.). Сердце замирало от страха (двусост.). Внезапно небо потемнело.(двусост.). Цыплят по осени считают (односост.). Злой ветер (односост.). Какая тишина (односост.).

6.

Закрепление изученного материала.


1.Комментированное письмо.

Задание: Спишите текст, подчеркните главные члены безличных предложений. Укажите, чем они выражены.




















2. Работа с учебником.

Упр.199

-Выпишите сначала безличные предложения, которые обозначают состояние природы, затем безличные предложения, обозначающие состояние человека. Подчеркните главный член, определите, чем он выражен.


3. Работа над предложениями в группах

- Найдите в составе сложных предложений односоставные.












4.Творческая работа

- Преобразуйте двусоставные предложения в односоставные безличные.













5. Работа с поэтическими текстами.

-Определите безличные предложения. Подчеркните в них главный член.







6. Игра – конкурс «Кто быстрее?» и правильнее определит вид предложений и запишет номера в таблицу.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

7. Работа с текстом «В лесу»

- Перед вами 10 предложений, можно ли их считать текстом? Почему? (Они связаны по смыслу и грамматически).

Задание: Подчеркните главный член в односоставных предложениях. Определите вид односоставных предложений.

E Один ученик работает у доски, остальные – на местах

  • На улице было морозно.

  • Хорошо в лесу в апреле! Хорошо в лесу весной!

  • И вот снега больше нет.

  • Не хочет(?)ся в комн..ты, отрадно на воздухе, хоть и становит(?)ся свежо.

Жарко в природе, холодно в душе: кругом все море да море.

Оформление таблицы.

Чем выражено сказуемое в безличном

предложении

Словом категории состояния

на -о (сочетание глагола или слова

категории состояния на –о

с инфинитивом)

2.Личным глаголом в безличном

значении.

3. Инфинитивом

4. Безличным глаголом

( с –ся и без –ся)

5. Отрицательным словом НЕТ или

конструкцией, выражающей

отрицание (существительным

в родительном падеже с НИ или НЕ)

6. Кратким страдательным

причастием среднего рода

с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

7. Возвратным глаголом

в безличном значении








1) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

- Назовите односоставные в составе СП.

- Состояние чего рисует это предложение? (природы)

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека)


Образец №1. Сегодня я работаю хорошо. – Сегодня мне работается хорошо.

1.По вечерам отец пишет особенно легко. 2. Девушка с утра поёт. 3. Старик весь день спит.

Образец №2. У меня есть уверенность. – У меня нет уверенности.

1.У нас в классе есть отстающие. 2. В этом журнале есть хорошие стихи. 3. У меня есть свободное место.

E Самостоятельная работа

А) И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Б) И верится, и плачется,

И так легко, легко.

В) Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Взаимопроверка


Контрольные раздаточные карточки.

Двусоставное предложение

3, 6,8.

Определённо–личное предложение

1, 2, 5.

Неопределённо-личное предложение

9.

Безличное предложение

4, 7, 10.






1. Стою на опушке ближайшего леса. 2. Вокруг мёртвая тишина. 3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу!

9. Жаль, что позвонили по телефону. 10. Нужно возвращаться домой.


7.

Домашнее задание

1. §35 выучить правило;

упр. № 203

2. Выполнить тестовые задания

3.Выпишите безличные предложения из рассказа «О любви» А.Чехова (8 предложений). Укажите способ выражения сказуемого.

Записывают домашнее задание в дневники

8.

Рефлексия.


-У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?

    • Тогда у меня есть корзина вопросов к вам.

-С каким видом односоставных предложений мы познакомились на уроке?

ИГРА «ДА – НЕТ». Тонкие вопросы

-Какие предложения называются безличными?

-Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

-Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

-Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

-Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

-Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)


- Поставьте смайлики напротив утверждений:


EОтвечают на вопросы.


















- Я умею …

- хорошо усвоил


- отлично усвоил и могу применить на практике


- усвоил хорошо, но есть вопросы


- многое непонятно.


Выполните тест

1 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные

Б) определённо-личные

В) неопределённо-личные

Г) безличные

Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами.

2. Полночь. Снегопад.

3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.

4. От её голоса повеяло теплотой.

5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7. В ту ночь никому не спалось.

8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9. В избе жарко натопили.

10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные

Б) определённо-личные

В) неопределённо-личные

Г) безличные

Д) двусоставные


1.Что пишут в газетах?

2.Написать ответ товарищу надо сегодня же.

3.Цыплят по осени считают.

4.Можно выполнить задание за два часа.

5.Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.

6.Надо требовать от детей аккуратности во всем.

7.Выхожу из дому рано утром.

8.Друга узнают в несчастье.

9.Встань, весь край мой поруганный, на врага.

10.Красная площадь. Народ.

3 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные

Б) определённо-личные

В) неопределённо-личные

Г) безличные

Д) двусоставные

1.За дверью бегают.

2. В переулке пахнет морем.

3. Москва. Царские палаты.

4. Будем вместе служить.

5. Мне не хватает нежности твоей.

6. Установились морозные дни.

7. Береги честь смолоду.

8. Уже совсем рассвело.

9. Сообщили о резком похолодании.

10. У меня нет уверенности.


- Перед вами предложения, взятые из миниатюр В.П.Астафьева.

Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, заполните пустые поля.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличные предложения

1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.

2.Личный глагол в безличном значении.

2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Инфинитив

3. Идти дальше некуда. Слов не понять.

4. Слово категории состояния на –о (наречие)

4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

6. Пора уж разводить костёр и варить уху.

7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.

8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-.

8. В номере было накурено.

 

- Какие предложения называются двусоставными? - Какие предложения называются односоставными? - На какие группы делятся односоставные предложения? - Какие предложения называются назывными?

- Какие предложения называются определённо-личными?

-Какие предложения называются неопределённо – личными?

Дополните предложения

Двусоставные предложения это такие предложения, которые имеют в составе грамматической основы и .., и ..

Односоставные предложения

это такие предложения, которые имеют только один главный член: .. или .. . Односоставные предложения делятся на

односоставные предложения с главным членом – сказуемым:.. -личные, ..-личные, .. -личные и..; с главным членом – подлежащим: ..

Назывные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается существительным в .. или сочетанием .. с существительным.

Определённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме.., .. лица .. или .. наклонения

Неопределённо – личные предложения это такие односоставные предложения, в которых главный член выражается глаголом в форме..лица множественного числа .., .. времени или в форме множественного числа .. времени изъявительного наклонения, или в форме .. наклонения.


Вариант 1.

  1. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его, вынеся в заглавие тему ( В лесу).

1. Стою на опушке ближайшего леса. 2. Вокруг мёртвая тишина. 3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу!

9. Жаль, что позвонили по телефону.10. Нужно возвращаться домой.

- Перед вами 10 предложений, можно ли их считать текстом? Почему?

Они связаны по смыслу и грамматически.





Вариант 2. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его, вынеся в заглавие идею (Как хорошо в лесу!).

1. Стою на опушке ближайшего леса. 2. Вокруг мёртвая тишина. 3. Не слышно пения птиц, не качаются ветви деревьев. 4. Огромная ель снизу доверху укутана снежным покрывалом. 5. Ветви берёз искрятся на солнце от серебряного инея. 6. Дышу полной грудью и наслаждаюсь красотой природы. 7. Чувствую себя такой счастливой! 8. Как хорошо в лесу!

9. Жаль, что позвонили по телефону.10. Нужно возвращаться домой.


Главный член в безличных предложениях выражается:

  1. Словом категории состояния на -о (сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом)

  2. Личным глаголом в безличном значении.

  3. Инфинитивом

  4. Безличным глаголом ( с -ся и без -ся)

  5. Отрицательным словом НЕТ или конструкцией, выражающей отрицание (существительным в родительном падеже с НИ или НЕ)

  6. Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

  7. Возвратным глаголом в безличном значении

1-я группа

1. Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.
2. Каплет с черёмух. Завылозапело вдали густо, пронзительно.
3. Идти дальше некуда. Слов не понять.

2-я группа

1. За окном мутно. На душе было легко и грустно.
2. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.
3. Пора уж разводить костёр и варить уху.

3-я группа

1. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.
2. В номере было накурено.

6. Проверочный тест

1 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные 
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Едем бором, тёмными лесами. 
2. Полночь. Снегопад.
3. Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала.
4. От её голоса повеяло теплотой. 
5. Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6. Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.
7. В ту ночь никому не спалось.
8. Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
9. В избе жарко натопили.
10. В воздухе пахнет сосновой смолой.

2 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные 
Г) безличные
Д) двусоставные

1. Что пишут в газетах?
2. Написать ответ товарищу надо сегодня же.
3. Цыплят по осени считают.
4. Можно выполнить задание за два часа.
5. Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.
6. Надо требовать от детей аккуратности во всем.
7. Выхожу из дому рано утром.
8. Друга узнают в несчастье.
9. Встань, весь край мой поруганный, на врага.
10. Красная площадь. Народ.

3 вариант

Из предложенных предложений укажите (письменно):

А) назывные
Б) определённо-личные
В) неопределённо-личные 
Г) безличные
Д) двусоставные

1. За дверью бегают.
2. В переулке пахнет морем.
3. Москва. Царские палаты.
4. Будем вместе служить.
5. Мне не хватает нежности твоей.
6. Установились морозные дни.
7. Береги честь смолоду.
8. Уже совсем рассвело.
9. Сообщили о резком похолодании.
10. У меня нет уверенности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!