ПРИСТАВКА
Цели деятельности учителя: ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью приставок, выписывать глаголы и обозначать в них приставки.
Планируемые результаты: личностные: обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; выражают интерес к освоению новой учебной информации; метапредметные: регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся определять значащую роль приставок в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; образовывать слова с помощью приставок.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
− Что такое корень? Какую часть слова называют суффиксом?
− Сегодня на уроке познакомимся с новой частью слова, которую называют приставка.
II. Актуализация знаний.
− Напишите данные слова без суффиксов.
Столбик − …, тракторист − …, пенёк − ….
− Выпишите слова с суффиксами. Выделите их.
орех, стол,
брат,
− Образуйте и запишите однокоренные слова с суффиксом ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_4.png)
Мышь − …, печь − …, куча − …, берёза − …, полоса − …, чаша − …, газета − …, площадь − …, ягода −….
Карточка 1. Запишите слова в два столбика.
Куст, шарик, кустик, шар, ёж, ключик, ёжик, ключ.
Карточка 2. Спишите. Выделите в словах корень и суффикс.
Лучик, огонёк, шажок, кораблик, сухарик, сынок, холодок, денёк, уголок.
Карточка 3. Образуйте новые слова, используя суффиксы.
Дуб, двор, ключ, кот, дом, хвост.
III. Работа по учебнику.
− Рассмотрите рисунки в учебнике. Почему для каждого слова потребовался отдельный рисунок? (Каждое слово имеет свое лексическое значение.)
− Какое значение вносят в глагол выделенные части слов? Что делает собака на каждом рисунке?
выходит входит обходит
уходит подходит
− Выделите корень в этих словах. Где находятся части слов вы-, у-, в-, под-, об-? (Перед корнем.)
− Эти части слов называются приставками. Прочитайте в учебнике определение, что такое приставка.
− Как обозначается приставка? (
)
− Какими словами поэт описывает снег в упражнении 7? (Славный, роскошь.) Какие действия автор приписывает осени?
− Выпишите глаголы, обозначьте в них приставки. (Обожгла, обломала, сокрушила.)
– Составьте слова в упражнении 8.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_9.png)
– Запишите стихотворение в авторском варианте из упражнения 9.
Ветер Бык
в наш лес эту песню
песню донёс. как мог, ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_10.png)
Песню
Рысь
охотничий Пёс. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_12.png)
Волк Сом
эту песню ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_13.png)
Филин
на опушке. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_15.png)
Дружно Уж
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_17.png)
песню А соловей
лягушки. эту песню
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/10/s_5a55a822530a3/792488_18.png)
− Какое значение словам придаёт приставка про-? (Действие, которое завершено.)
IV. Рефлексия деятельности.
− Какая часть слова называется приставкой?
Домашнее задание: упражнения 3–4 (рабочая тетрадь, с. 30