СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в ССП в 10 классе"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока можно использовать для развития самостоятельной работы учащихся, а также для применения групповой формы работы. Данный урок может быть проведен в рамках подготовки к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в ССП в 10 классе"»

Урок русского языка в 10 классе

на тему « Знаки препинания в сложносочиненном предложении с союзом И. Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении с союзом И»

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся об употреблении знаков препинания в сложносочиненном предложении. В процессе урока реализуется развитие личностных качеств обучающихся и решаются метапредметные задачи путём организации работы в группах и в парах.

Оборудование: компьютер, презентация, листы для самостоятельной работы.

Урок может быть проведён в рамках подготовки к ЕГЭ по любому учебнику русского языка.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, запись даты.

  2. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

В каком словаре мы можем найти эти слова, и как вы понимаете их значение?

Имидж, игнорировать, идиллия, иллюзия, импульс, компетентный, меценат, симпозиум, эрудиция, ностальгия.

Учащиеся записывают значение незнакомых слов из презентации.

Запись предложения с доски: Опыт берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей. ( Томас Карлейль)

Как вы понимаете это предложение? Нужен ли нам опыт в нашем учебном процессе? В каком вопросе мы будем сегодня набираться опыта?



  1. Постановка цели и задачи урока. Зачем нам необходимо хорошо владеть навыками постановки запятых как в простом осложненном предложении , так и в сложносочиненном предложении? Учащиеся сами формулируют цель и задачу урока.

  2. Работа с презентацией. Давайте вспомним, каковы правила постановки запятых в сложносочиненном предложении с союзом И.

Работая с презентацией, учащиеся записывают в тетрадях основную справочную информацию.

Справочная информация.

Запятая перед И ставится:

1.Сложносочиненное предложение, запятая перед союзом И разделяет в его составе простые предложения.

Стало холодно, и мы затопили печь. ( ), и ( ).

Запятая перед И не ставится:

Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом И.

Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца. О, О и О

2. В ССП запятая перед союзом И не ставится, если его части имеют общий второстепенный член ( ОВЧ).

Зимой на даче холодно и мы топим печь. ( Холодно когда? – зимой на даче . Мы топим печь КОГДА? ЗИМОЙ НА ДАЧЕ.

Общий Второстеп.член

(-------------------------------) и ( ).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. МИНИ- ДИКТАНТ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ.

1.Людям ничего не даётся даром, и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.

2.Все старались, и он также не отставал.

3. Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка.

4.Молодые листья лепетали, и зяблики кое-где пели.

5.Лесной океан расстилался до самого горизонта, и не было ему конца.

Учащиеся находят грамматические основы, доказывают, почему перед союзом И ставится запятая, предварительно проверив себя по записи в презентации.

ЗАДАНИЕ КЛАССУ: Запишите только те предложения, где есть общий второстепенный член. Учащиеся на слух определяют, какие предложения нужно записать и тоже проверяют себя по презентации.

1.По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.

2. Чернеет темная листва, и в поле дует ветер.

3.Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснёт волна.

4. Не видно птиц, и покорно чахнет лес, опустевший и больной.

ОТВЕТЫ: 1,3.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель задаёт вопрос классу, раздаёт материал на листах, ребята объединившись в группы, решают вопрос, знакомятся с материалом и каждая группа докладывает, какие есть случаи в ССП, что запятая перед союзом И не ставится.

Когда ещё мы встречаемся со случаями, где запятая в ССП отсутствует?

Справочный материал для работы и исследования в группе.

Запятая перед союзом И не ставится:

  1. Если есть ОВЧ. Пример: В саду играла музыка и танцевали пары.

  2. Если есть общее вводное слово, общее для всех частей предложения: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара.

  3. Если у частей ССП есть общее придаточное или общая бессоюзная связь

  4. Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать.

  5. Если части ССП являются:

Вопросительными предложениями: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?

Побудительными предложениями: Старайся всё делать хорошо и пусть всё у тебя получится!

Восклицательными предложениями: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!

Назывными предложениями: Жара и духота. Холод и дождь.

Безличными предложениями: Жарко и душно. Холодно и дождливо.



От каждой группы выступают представители, которые рассказывают правило отсутствия запятой и приводят свои придуманные примеры. ( В процессе работы учащиеся в парах выполняют задания обеих карточек)



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ.( Учитель раздаёт каждой паре карточку с материалом для работы)

Материалы для работы.

1 карточка.( Знаки препинания не расставлены)

Только иногда мелькнёт берёзка и мрачной тенью встанет перед тобой ель.

После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко .В нижнем этаже заиграла скрипка и запели два нежных женских голоса. Видимо он не позвонит и не к чему ждать. Кто вы такой и что вам нужно от нас?

2 карточка

Несколько дней лил не переставая холодный дождь и в саду шумел мокрый ветер. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. Очевидно книг было много и он их читал.

У него выступил пот на лбу и глаза странно расшились.



Учащиеся расставляют запятые, проверяют друг друга в парах. Затем пары меняются карточками, выполняют работу по карточке, проверяют друг друга, выставляют оценки за работу и окончательно сверяют свои работы по презентации, где высвечиваются предложения из карточек с правильно расставленными запятыми, учащиеся корректируют свои работы и комментируют исправление ошибок и оценки. Учитель оценивает работу в парах и выставляет оценки за урок.

Заключительное слово учителя.

Я хочу сегодня наш урок завершить рассказом об английском романисте, критике и философе Томасе Карлейле. Он рано проявил способности к гуманитарным наукам. Книга Карлейля «О героях и почитании героев» повлияла на европейскую историческую науку. История мира стала рассматриваться в контексте жизни и деяний великих людей. Карлейль оставил после себя книгу мудрых изречений. Он говорил: «Всякий труд благороден, и благороден один лишь труд». Как вы понимаете это высказывание? Каким предложением выразил философ свою мудрую мысль? Запишем это изречение и запомним его.

( Ответы учащихся)



Учитель даёт домашнее задание, благодарит за работу и предупреждает учащихся, что вопрос о постановке запятых в простом осложненном предложении необходимо подготовить дома. Раздаёт индивидуальные задания к следующему уроку.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!