Понятие об обособлении, 8 класс
Цель урока: дать понятие об обособлении, познакомить с языковыми средствами обособления; повторить знаки препинания при причастном обороте.
Ход урока:
Орг. момент.
Запись «мудрых» мыслей (под диктовку).
─Начнем наш урок с записи высказываний великих людей о русском языке. Сегодня мы запишем слова А. И. Куприна и И. С. Тургенева.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен.
(А. И. Куприн)
Берегите наш язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
(И. С. Тургенев)
─ Что говорят писатели о русском языке?
─ Чем осложнено каждое предложение?
Объяснение новой темы.
1). Записываем тему урока: Обособленные члены предложения.
Первое же слово в названии данной темы вам, вероятно, непонятно.
Давайте выясним, что же означает слово «обособить».
«Толковый словарь» Ожегова поясняет «Обособить – интонационно (а на письме запятыми или тире) выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения»
Итак, наша задача:
Выяснить, какую роль играют обособленные члены предложения.
Узнать условия их обособления, научиться грамотно расставлять знаки препинания.
Научиться использовать их в собственной устной и письменной речи.
─А теперь постараемся выяснить, зачем же обособляются второстепенные члены?
Запишем предложение:
Под крылом самолета проплывала нехоженая, дикая тайга.
─Найдите определения слова тайга.
─Выделите интонационно слова дикая, нехоженая, поставив эти определения после определяемого слова тайга.
Таким образом определения нехоженая и дикая мы обособили, т. е. выделили по смыслу при помощи интонации.
─А зачем обособлять второстепенные члены, в данном случае, определения?
2). Чтобы вам лучше усвоить понятие «обособленные члены», выполним следующее задание.
Задание: Обособьте, т. е. выделите по смыслу при помощи интонации, распространенное определение освеженные дождем.
Освеженные дождем цветы были особенно хороши.
─Каким образом нам удалось выделить по смыслу при помощи интонации распространенное определение?
Теперь запишем это предложение с обособленным членом и посмотрим, при помощи чего мы обособляем второстепенные члены на письме.
3) ─Итак, что же такое обособленные второстепенные члены? Обособленными называются второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонации. На письме такое выделение обозначается при помощи запятых.
4). А теперь попытаемся выяснить, чем являются в предложении обособленные члены.
Перед вами уже записанное предложение.
Цветы, освеженные дождем, были особенно хороши.
─Найдите обособленный второстепенный член. Чем он выражен? Чем является в предложении?
Значит, освеженные дождем ─ обособленное определение.
Составьте схему этого предложения. Объясните знаки препинания.
И еще одно предложение. Задание то же.
Надо было ехать, не мешкая ни минуты. .
─Составьте схему. Объясните знаки препинания.
Итак, не мешкая ни минуты ─ это обособленное обстоятельство.
─Так какова же роль обособленных членов в предложении?
IV. Закрепление.
─Теперь, выполняя предложенные задания, постараемся еще раз повторить и закрепить все, что мы сегодня узнали нового.
1). Перестройте данные предложения так, чтобы в них появились обособленные члены предложения.
Нависший над морем туман рассеялся.
На краю поляны рос могучий дуб. Он широко раскинул свои ветви.
Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце.
Задание: Запишите текст, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Графически выделите обособленные члены.
(Не)подвижно лежал передо мной (не)большой сад весь озаре…ый и как (бы) успокоенный серебристыми лучами луны. Разбитый (по)стри. . ому, он состоял из одной продолговатой поляны. Пр. . мые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу густо заросшую астрами. С одной стороны сада липы смутно зеленели облитые (не)подвижным (бледно)красным светом. Все дремало. Воздух, весь теплый, весь пахучий, даже не колыхался он только изредка дрожал как дрожит вода возмуще. . . ая падением ветки.
ТЕСТ
Итоги урока.
VI. Задание на дом.
Вариант I
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
выделить по смыслу, т.е. интонационно;
выделить запятыми;
в устной речи произнести с особой интонацией, а на письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
Надвигалась ночь, бесконечно долгая, угрюмо холодная.
Укладываясь на ночлег, шумно кричат грачи.
Справа, совсем близко, метнулись огненные искры.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
V. Укажи предложения, в которых необходимо изменить порядок слов, чтобы выделить по смыслу обособленные члены предложения.
Старик, собравший грибы, присел отдохнуть на пенёк.
Уж верба, вся пушистая, раскинулась кругом.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в степи.
Вариант II
I. Выберите верный ответ. Обособление - это
слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому;
один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания;
члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос.
II. Выберите верный ответ. Обособить – это значит
выделить по смыслу, т.е. интонационно;
выделить запятыми;
в устной речи произнести с особой интонацией, а на
письме выделить запятыми.
III. Укажи предложения с обособленными определениями
Скупой теряет всё, желая всё достать.
Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят.
Вся деревушка, тихая и задумчивая, дорога мне.
IV. Найди предложения с обособленными обстоятельствами.
Ветер, всё ещё сильный, дул с востока.
Я рвал отчаянной рукой шиповник, спутанный плющом.
Дым, остывая, стелется туманом.
V. В каких предложениях необходимо исправить речевые ошибки, изменив порядок слов.
Подгоняемая лодка неслась по реке брёвнами.
В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.
Старик присел отдохнуть на пенёк, собиравший грибы.