СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный конспект урока содержит нетрадиционный подход к преподнесению учебного  материала, направленный на развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов каждого ученика, активизацию его творческих возможностей, а так же повышению уровня творческой активности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка











Конспект урока по русскому языку

в 4 классе

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

























подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильевна








г. Липецк


2016 г.

Задача. Формировать умение создавать текст описание по сюжетной картине.


Цели. Учить правильному построению предложений;

развивать речь, обогащать словарь учащихся;

воспитывать чувство прекрасного.


Оборудование. Репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода», запись музыки П. И. Чайковского «Времена года. Апрель».



Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Сообщение цели урока.


Будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода».

Что знаете о художнике? (Рассказы детей).

Исаак Ильич написал около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами, хранятся в самых лучших музеях. Что значит шедевр? (Работа со словарём).

Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства.

Картина, которую мы сегодня будем рассматривать. находится в Третьяковской галерее в Москве. Она написана неизлечимо больным художником всего за 3 часа до смерти. Но, как и все картины И. Левитана, она очень светлая, поэтичная.

Современники называли И. Левитана «поэтом русской природы». Как вы думаете, почему?

Художник очень любил русскую природу. Долгие годы он жил в бедности и нужде, видел страдания народа. Быть может, этим вызвана лёгкая грусть и задумчивость в большинстве его пейзажей.

Что такое пейзаж? Кого называют пейзажистом?

И. Левитан писал: «Нет лучшей страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».

Как понимаете эти слова?


III. Знакомство с картиной.


Рассмотрите репродукцию с картины И. Левитана «Весна. Большая вода». Что такое репродукция?

Репродукция – воспроизведение картины путём фотографии. Картина, воспроизведённая типографическим способом.

Дети рассматривают картину, а учитель включает музыку П. И. Чайковского «Времена года. Апрель» и тихо читает стихотворение Н. И. Рыленкова.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.


III. Анализ картины.


Какое впечатление картина произвела на вас? Почему картина имеет двойное название? Каким словом можно заменить словосочетание «большая вода»? Когда бывает весеннее половодье? Как об этом месяце говорят в народе? Почему реки выходят из берегов? Вспомните, как об этом говорят писатели и поэты?

Вглядитесь в весеннюю воду. Какие прилагательные, эпитеты можно подобрать, чтобы описать её? Почему вода голубая? Что ещё можно сказать о воде, о небе? Рассмотрите деревья справа. Расскажите о них. Ближе к нам расположены берёзки, которые оказались в воде. Это совсем молоденькие деревца. Они загляделись в сияющие струи прозрачной, как слеза, воды. Кажется, что деревья далеко ушли от берега, чтобы полюбоваться на своё отражение в воде. Вот эта берёзка даже изогнулась, чтобы получше себя рассмотреть (учитель показывает на изогнутую берёзку).

Какие деревья, кроме берёзок вы видите? (Ёлочка и старая осина). Как вы думаете, зачем художник изобразил эту старую лосину с сучьями, похожими на старые, корявые пальцы? (Чтобы подчеркнуть чарующую прелесть молоденьких берёзок).

Посмотрите сквозь рощицу. Что вы там видите? Зачем художник написал эту рощицу такой прозрачной? (От этого картина как бы наполняется чистым, свежим воздухом).

А теперь перенесите взгляд на левый берег реки. Что видно здесь на переднем плане? (Лодка-челнок). Так называется маленькая лодочка, выдолбленная из одного куска дерева, обычно из осины.

Какой день изображён на картине? (Солнечный).

Учащиеся обосновывают ответ. Солнца нет, но вся картина пронизана солнечным светом. Его лучи мы чувствуем на стволах деревьев, на берегу, где протянулись тени на зеркальной глади воды.

Какие краски выбрал художник для изображения этого нежног8о, юного времени года? (Мягкие, нежные, спокойные).

Какие чувства у вас вызывает эта картина?


IY. Орфографическая подготовка.


У учащихся на карточках слова, которые они могут использовать при составлении текста.


б.льшая вода Третьяковская галерея р.дная страна великий поэт природы зам.чать красоту изобразил

зат.пила ств.лы спокойная обильная разлив

ро.кие берёзки слегка колеблющиеся зеркало

в ож.дании отражения берёзок скорлу.ка

застенчивые, доверчивые м.л.дой л.сок чёткие

пнр.снулась кажутся з.стыла

пробуждающаяся насквозь наполняет

пр.никновение в.терка п.качивает п.дплыл

на переднем плане лодочка-челнок радос.ное


Учащиеся графически доказывают написание, выделяют орфограммы.


YI. Выбор эпиграфа.

(Заранее дано задание подобрать эпиграфы на эту тему). Какой эпиграф можно подобрать к этой картине? Кому трудно, можно использовать один из эпиграфов, записанных на доске.


Гонимы вешними лучами, Всё в тающей дымке:

С окрестных гор уже снега Холмы, перелески.

Сбежали мутными ручьями Здесь краски не ярки

на потоплённые луга. И звуки не резки.

А. С. Пушкин Н. И. Рыленков


YII. Письмо сочинения.


YIII. Редактирование.


IX. Чтение двух, трёх сочинений и их анализ.

(Содержание, логика, полнота изложения, построение предложений. точность употребления слов).


X. Итого урока.

Что нового узнали?

Что запомнилось?

Какие задачи себе запланировали?




Список использованной литературы


1. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Пособие для

учителя. Москва, 1992г.

2. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. – М.,

Просвещение,1988г., с.195

3. Ладыженская Т.А. Собрание материала к сочинению. – В кн: Система обучения сочинению в 4-8 кл. – М., 1973г.

4. Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург, 1998г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!