1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение, поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать, поднимите обе руки. Таких нет. Значит вы готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Запишите в тетрадях число, классная работа Опишите, пожалуйста, своё настроение 2-3 словами, отвечающими на вопрос какое? Настроение (какое?)…… С помощью слов какой части речи вы смогли описать свое настроение? (с помощью имен прилагательных) Итак, вы уже догадались, что сегодня речь пойдет об имени прилагательном как части речи. Запишите тему: «Имя прилагательное как часть речи». Сформулируйте цели урока. Как вы думаете, что о прилагательном мы должны сегодня вспомнить, повторить? (вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.) -А еще, ребята, мы должны выяснить роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы
Формулируют под руководством учителя цели, задачи урока. | Метапредметные : регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; личностные: -положительное отношение к учению; познавательные: осознавать познавательную задачу |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений. | Упр.462 (рабочая тетрадь) -Как же вы узнали, что пропущены слова имена прилагательные? Для чего необходимо знать морфологические признаки частей речи? (Чтобы правильно определить, к какой части речи относится слово). -Как вы думаете, почему имя прилагательное так называется? В самом названии части речи – имя прилагательное – уже содержится намёк на то, что это слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. - К каким же словам присоединяются прилагательные? - Для чего прилагательные присоединяются к существительным? Так ли они нам необходимы? Ситуативная сценка-диалог -Веня, дай мне тетради. (Какие тетради?) Вывод: Очень важной частью речи является существительное, дающее имена всем предметам, явлениям окружающей действительности. Но как беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, нас всюду сопровождают вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Отвечая на эти вопросы, мы называем различные признаки, которыми обладает предмет: человек какой? добрый, чуткий, умный… Погода какая? морозная, солнечная, ветреная… Все эти слова, которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, и получили название прилагательных. «Знаете ли вы что…» По количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место, после существительных и глаголов. | Выполняют упражнение устно. Отвечают на вопросы. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. | регулятивные: -осуществлять контроль правильности ответов обучающихся; - дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания; - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; познавательные: - выделять существенную информацию из прослушанного; коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; |
3. Построение проекта выхода из затруднения | Но то, что выражается двумя важными частями речи, нуждается в дополнительной информации. Для этого и нужны прилагательные, которые распространяют предложение. В этом вы убедитесь, выполнив следующее задание. Работа в учебнике. Упр. 574. Прочитайте текст. Объясните орфограммы. Выпишите выделенные слова вместе с существительными. Определите род, число, падеж. Упр.46 (рабочая тетрадь)-устно. -Для чего нужны прилагательные в художественной речи? ( Имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, образность, яркость, настроение. Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.) -Озаглавьте текст. С помощью каких слов автору удалось передать краски весеннего месяца? -Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят? Сделаем вывод: Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе - по родам. Оцените свою работу. Работа в группе. 1 группа Выпишите словосочетания, в которых прилагательные называют: 1) качество предмета(цвет, вкус, величину, вес, и др.); 2) из какого материала сделан предмет; 3) кому принадлежит предмет. Поставьте вопросы к прилагательным. Каменный мост, мамина шляпа, заячий хвост, железная дорога, алый закат, лесной овраг, осиновый лист, большое облако, детская игрушка, прекрасная погода, сладкий чай, тяжелый арбуз. 2 группа Задание: Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных. Цвет: Белый,... Вкус: сладкий, ... Размер: большой, ... Температура: холодный, ... Качество характера: добрый, ... Коллективная работа (устно) Определите, к какой части речи относятся слова левого и правого столбика. гостиная комната - уютная гостиная столовая посуда - школьная столовая дежурный ученик - новый дежурный военный летчик - опытный военный Ответьте на вопрос: - Как называется процесс такой процесс? Упр.76 (рабочая тетрадь) - Выпишите сложное предложение, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. Найдите прилагательные и определите, каким членом предложения они являются. - Постройте схему предложения. Работа у доски. Упр.343 (дидактический материал) - Выпиши сложное предложение, вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы. Найди прилагательные и определи, каким членом предложения они являются. - Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных. Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы, высказывают предположения. Выполняют задание в тетрадях. Делают вывод. | познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы; личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). регулятивные: -осуществлять проверку; самооценку; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: - знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль. |
4. Самостоятельная работа. | А сейчас выполняем тестовые задания. По окончании работы откройте ключ, проверьте, насколько хорошо вы знаете материал. Оцените свою работу: «5» - 5 верных зад. «4» - 4 верных зад. «3» - 3 верных зад. Оцените свою работу. | Выполняют тест, сверяют задания по ключу, выставляют оценки. | познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль; |
6. Включение в систему знаний и повторение. | -Давайте прочитаем правило, с.85 -Составьте схему по правилу, прочитанному в учебнике.
Какой? Род число, падеж Определение -Почему, именно так? Поясните. -Что вы нового узнали о прилагательных? - Как называются образные определения, выраженные прилагательными? (эпитеты) Назовите их (золотой характер, стальные нервы) - Вы используете фразеологизмы и эпитеты в речи? Составьте предложения с ними. Вывод: какую роль играют слова в переносном значении? (уместное употребление слов в переносном значении делаю речь поэтичнее, ярче, выразительнее) Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка, и прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод го – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». -А что такое эпитеты? -Давайте потренируемся подбирать эпитеты. Колективная работа (устно) -Найдите соответствия. К словам левого столбика найдите пару из слов правого столбика. Молодец красная девица живая и мертвая солнце ясное ночь вороной конь добрый лес лунная вода дремучий - Как называются слова из правого столбика? (постоянные эпитеты) Упр. 573. -Запишите как можно больше эпитетов к словам. Устроим соревнование в парах, выигрывает тот, кто придумает больше эпитетов. -Для чего нужны имена прилагательные в речи? (характеризуют признаки, ярко, красочно описывают предмет, создают образную, объёмную, богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи); -Какую роль играют имена прилагательные в художественной речи? (имена прилагательные играют роль эпитетов – создают яркую, образную, красочную картину); -Можно ли по тому, какие употреблены эпитеты в художественном тексте, понять авторское отношение к предметам, описываемым в тексте? (да, эпитеты помогают выразить авторское отношение к описываемым предметам). Оцените свою работу. | Работают с учебником, выполняют упражнение.
Отвечают на вопросы, формулируют роль прилагательных в тексте. | познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - отличать верно выполненное задание от неверного; коммуникативные: уметь общаться в парах, уметь выслушать.
|
7. Рефлексия учебной деятельности | -Вот и подошел к концу наш урок. - Какие знания вам понадобились? -Достигли ли вы цели, которую сами ставили в начале урока? - В каком тексте больше прилагательных? -Внимательно посмотрите сами и покажите мне свои маршрутные листы. -Какой учебный материал вы знаете хорошо? -Какой учебный материал вам необходимо повторить? - Где можно применить всё, что мы с вами повторили на уроке? (В нашей речи) Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. А теперь оцените свою работу, дополнив текст именами прилагательными. - Дополните текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу ____ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится ____ . Мои одноклассники были ____. Они давали____ответы. На уроке я узнал много _____. Результат выполненного мною теста ______. Своей работой на уроке я __. И сейчас у меня ____ настроение. - Сравните тексты. Что вы можете сказать о роли прилагательных? (неуместное употребление прилагательных искажает текст,) | Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
|