СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС): "Омонимы. Паронимы. Роль омонимов и паронимов в речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока рассчитан на 2 часа в 5 классе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 5 классе (ФГОС): "Омонимы. Паронимы. Роль омонимов и паронимов в речи"»

Тема. Омонимы и употребление их в речи. Знакомство со словарём омонимов. Омонимы и паронимы

 

Цель: дать учащимся понятие об омонимах и паронимах; научить отличать омонимы от многозначных слов, от паронимов; развивать навык употребления омонимов в речи; познакомить учащихся со словарём омонимов; воспитывать интерес к слову.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли омонимов и паронимов.

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся.

Чтение пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Каждый день мы узнаём что-то новое.)

- Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня на уроке мы будем упражняться в подборе синонимов и антонимов, а потом пополним наш сундучок знаний словами, которые и пишутся, и произносятся одинаково, но имеют разное значение.

- Сядьте правильно, настройтесь на работу, в тетрадях пишите аккуратно и красиво.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-  Проверка домашнего задания.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Самоопределение к деятельности.    

- Прочитаем хором стихотворение.

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки,

Шашки не из стали,

Мы играем в шашки.



- Назовите слова, которые пишутся и произносятся одинаково. Давайте, объясним значение этих слов.

Шашки – настольная игра. Шашки – вид холодного оружия.

Стали – глагол, синоним слова «начали». Из стали - изделие из твёрдого ковкого металла серебристо-серого цвета.

  1. Работа по теме урока.

1. Знакомство с правилом.

- Ребята, слово «омоним» произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя». Звучание и написание одинаковое, значение – разное. Это слова ОМОНИМЫ.

 3. Чтение стихотворения о словах-омонимах.

Мы слова из русской речи,
Из родного языка.
Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.


Но важна не только внешность,

Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.


Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке.
Скажем лицам вопреки,
Мы по смыслу - далеки.





4. Упражнение «Установи соответствие между словом и его значением».

(работа с электронным приложением)

спелая груша гимнастический снаряд

отработать удар с грушей съедобный плод фруктового дерева

золотые кольца снаряд для тренировки боксёров

тренировка на кольцах женские украшения

5. Работа по учебнику

- Рассмотрите модели пар слов-омонимов. Докажите, что слова в этих парах не совпадают по значению, хотя и звучат одинаково.

Дождевик  шарообразный гриб с мякотью внутри, превращающейся при высыхании в тёмную пыль.

Дождевик  плащ из непромокаемой ткани.

Ноготки – цветы, народное название календулы.

Ноготки – ногти ребёнка.

Тренировочное упражнение

Смотрит зайка косой,

Как девчонка с косой

За речною косой

Травы косит косой.

Косой  тот, кто имеет раскосые глаза, т.е. косоглазый.

Коса – вид причёски: несколько прядей волос, сплетённых вместе.

Коса – сельскохозяйственное орудие труда, служащее для косьбы травы.

Коса – узкая длинная отмель, идущая от берега.

Физминутка.

Игра «Угадай слова-омонимы».



Чтоб в ванну нам воды набрать,

Его мы будем открывать.

Ну а на стройке он другой:

Большой, подъёмный и стальной. (Кран)



Он – ботанический, фруктовый,

Зоологический, вишнёвый,

И даже детским он бывает.

Кто это слово отгадает? (Сад)



Есть омонимов немало:

Вот продукт, свиное сало.

Был в истории момент –

Звался тайный так агент. (Шпик)





V. Самоопределение к деятельности.

Стихотворения-шутки, игра слов.

- Догадайтесь, о чём речь?

Нас много в играх набирают,

И на нос одевают….

- Правильно, это очки. Какие бывают очки.

(Очки – предмет для слабовидящих. Очки – баллы в игре, соревновании)

- В чём особенность этих предложений?

Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.

Уж – в значении «уже». Уж  неядовитый змей, отличающийся от других змей ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми.

- С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки.

- У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений-шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения. Выпишите омонимы парами.

*** Собирала Маргаритка
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка
Маргаритки во дворе.

***Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту серёжку нашел Серёжка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя серёжка.

VI. Рефлексия. Игра «Почтовый ящик».

 -Разберите слова и определите, где синонимы, антонимы, омонимы.

 -Разнесите по правильным адресам.

 Адреса: СИНОНИМЫ                    АНТОНИМЫ                      ОМОНИМЫ

 Смелый, храбрый.

Весёлый, грустный.

Опрятный, аккуратный.

Есть-принимать пищу, есть- быть, находиться.

Бык-животное, бык-опора моста.

Весёлый, радостный.

Холодный, горячий

Передовой, отсталый.

Дети, ребята.

VII. Подведение итогов урока.

– С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы? Приведите примеры.
- Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

Домашнее задание: составить и записать предложения со словами-омонимами.

 

 

 

-  Тренировочные упражнения.

1. Найдите омонимы, объясните их значение. Пользуясь схемой, объясните, к какому виду относятся.

Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно. В полночь ровно мы были в Ровно. И зубы есть, да нечего есть. Все ли люди мира хотят мира?

2. составьте словосочетания с парами омоформ, чтобы было понятно их лексическое значение.

Потолок — потолок, май — май, скосил — скосил.

-  Слово учителя.

В толковых словарях омонимы нумеруются и описываются в отдельных словарных статьях в отличие от многозначных слов, так как значения омонимов совершенно различны, а между значениями многозначного слова есть некоторое сходство.

В словаре омонимов словарные статьи оформляются так, как и в толковых словарях.

Например:

Лайка1 — название породы охотничьих промысловых собак.

Лайка2 — сорт мягкой кожи.

Фаланга1 — ряд, шеренга.

Фаланга2 — каждая из трёх косточек пальца.

Фаланга3 — ядовитое животное отряда членистоногих.

 

ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!

Учитель: В книге «Думы о русском слове» А.Югов заметил:

«Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и

пустырьпустошь распахивают, а пустырь застраивают».

Как вы понимаете замечание писателя?

Задание:

- Пустошь и пустырь - они похожи? Чем? Укажите разницу

в словоупотреблении:

Пустошь пустырь

?

    1. лугов(ая, ой)

    2. городск(ая, ой)

    3. застроить

    4. засеять

    5. раскорчевать

    6. благоухающ(ая, ий)

Дети составляют словосочетания: луговая пустошь, городской пустырь, застроить пустырь, засеять пустошь, раскорчевать пустошь, благоухающая пустошь.

Учитель: Встречались ли вам такие слова? Чем похожи эти слова?

Чем различаются эти слова?

А знаете ли, как они называются?

...............................................

Учитель: Слова «пустошь» и «пустырь» - паронимы.

Сможете дать определение понятия? Давайте разбираться.

Дети, какую цель мы сегодня поставим перед собой?

Ученики: Может быть, надо узнать, что такое паронимы, научиться

отличать их от других похожих слов, научиться различать

их значения и правильно употреблять эти слова.

Учитель: Хорошо. С чего лучше начать?

Ученики: Наверное, с наблюдения.

Учитель предлагает рассмотреть раздаточный материал - листы с материалом

для наблюдения.

I этап урока

Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к рассмотрению словах первой, второй и третьей группы и чем они различаются? Работаем в группах.


?

?

?

студёный ключ -

стальной ключ

печальный, грустный, унылый

одевать ребёнка -

надевать плащ

горький лук -

тугой лук

смеялся, хохотал

праздничный день –

праздная жизнь

строевая песня -

строевой лес

смотреть, глядеть

известный танцовщик -

умелый танцор

прилетела овсянка -

тарелка овсянки

здесь, тут

концертный абонемент 

абонент телефонной

сети

миру нужен мир

рыбак, рыболов, рыбарь

водные ресурсы -

водянистые стебли -

водяной двигатель

настроил много мостов –

настроил гитару

лицо, лик

обрывок верёвки -

отрывок из рассказа

творческий союз художников –

подчинительный союз

жилище, жильё

поклоняться красоте –

преклоняться перед

его отвагой

наточил косу -

заплела косу

окаймлять, обрамлять

приятное, красивое лицо -

этот человек -

яркая личность


Ученики: По нашим наблюдениям, в первой группе собраны слова похожих корней, они близки по звучанию, а по смыслу не совпадают. Это омонимы. Во второй группе слова имеют разные корни, хотя могут быть и однокоренными, а вот по смыслу они близки, так как различаются только оттенками значений. Это синонимы. В третьей группе слова однокоренные, но по смыслу не совпадают. Можно догадаться, что это и есть паронимы.

Учитель: Верно, в первой группе омонимы, во второй - синонимы, в третьей паронимы. Давайте попробуем сформулировать определение этого понятия.

Ученики предлагают свои варианты определения.

II этап урока

Учитель: Вставьте подходящие по смыслу слова (раздаточный материал, лист № 2).

Паронимы - это слова, близкие _________________(по звучанию), но не совпадающие по смыслу. Часто как паронимы выступают ____________ (однокоренные) слова, имеющие разные суффиксы и приставки, а следовательно, различающиеся по значению.

Учитель: Из каждой группы слов выберите паронимы, зачеркнув ненужное. Как вы докажете, что выбранные слова - паронимы?

  • Обидный, оскорбительный, приятный, уважительный, обидчивый.

  • Удачливый, невезучий, удачный, счастливый.

  • Успех, признание, забвение, признательность.

Учитель: Соедините паронимы с теми словами, с которыми они сочетаются лексически и грамматически (работа парами).


цветочный

липы

сад

семена

пыльца

травы

клумба

магазин

вид

аромат

рассада

ваза

кадка

остров

цветущий

ветреный

юноша

двигатель

поведение

мельница

февраль

насос

ветряной

заплатить

за проезд

счета

высокую цену

проезд

пребывание (в санатории)

оплатить

Ученики работают в парах, в случаях затруднений обращаются за помощью к толковым словарям паронимов (словари находятся на партах), читают составленные словосочетания.

Учитель: Однажды в библиотеке библиотекарь был удивлён, когда школьник попросил выдать ему желающему оказаться в смешном положении?

Ученики: Наверное, надо научиться различать значения паронимов

и уметь правильно их употреблять.

Учитель: Выберите правильный вариант.

Я получил книги по межбиблиотечному (абоненту, абонементу).

Он стал (абонентом, абонементом) нашей библиотеки в прошлом году.

Для справки:

найдите ответ на вопрос о правильном употреблении в толковом словаре паронимов (словари находятся на партах):

Абонемент – документ, удостоверяющий право владельца на регулярное обслуживание, пользование чем-либо.

Театральный, концертный абонемент.

Абонемент в консерваторию, в бассейн, в спортзал.

Приобрести, покупать, потерять абонемент.

Абонент – тот, кто пользуется абонементом (лицо, учреждение, предприятие и т.д.)

Абонент телефонной сети.

Абонент библиотеки.

Учитель: Выберите правильный вариант.

Он настоящий мастер – (искусственный, искусный) краснодеревщик.

Ему надо сделать (искусственное, искусное) дыхание.

На этом празднике царит (искусственное, искусное) веселье.

Для справки (справочный материал из толкового словаря паронимов):

Искусный – обладающий высоким мастерством в чём-либо, умелый, опытный.

Искусный ювелир, хирург.

Искусный повар, модельер.

Искусный – выполненный с большим умением и тонкостью, мастерски.

Искусная работа, отделка, резьба, вышивка. Искусное изделие.

Искусственный – не природный, сделанный наподобие настоящего, подлинного.

Искусственный интеллект.


Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:

  • паронимы – однокоренные слова, которые обычно принадлежат к одной части речи, имеют сходство в звучании, но различаются своими значениями;

  • смысловые различия между паронимами вызывают трудности при их употреблении;

  • надо знать, какой из паронимов правильнее употребить в определённом сочетании; ответы на многие вопросы можно найти в «Толковом словаре паронимов русского языка».

  • те люди, которые стремятся точно и грамматически правильно выражать свои мысли, часто обращаются к толковым словарям.

III этап

Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.

Учитель: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме урока? Что мы для этого делали?

Ученики рассуждают о своих наблюдениях, вспоминают, как прояснялись неясные вопросы, анализируют собранные данные, готовят в группах анализ проделанной работы.

Учитель: Как вы думаете, можно ли паронимию считать интересным языковым явлением?

Ученики ответили, что паронимия - интересное языковое явление.

Учитель: Использование паронимов в речи помогает передать тонкие оттенки значений.

IV этап

Закрепление новых знаний.

Учитель: Прочитайте текст и выполните задания

Медведица кая

После дождливого дня по влажной песчаной тропе ползёт одинокая Медведица кая.

Она ползёт медленно и упорно и только ёжится, если падает на неё с неба запоздалая дождевая капля. Медведица кая и не смотрит в небо. Потом, когда она станет бабочкой, ещё насмотрится, налетается. А сейчас ей надо ползти.

Тихо в лесу. Лишь вдали одиночная трель нарушила звенящую тишину.

С веток падают тяжёлые капли.

Сладкий запах таволги вместе с туманом стелется над болотом.

По влажной песчаной тропе ползёт мохнатая гусеница Медведица кая.

(По Ю. Ковалю)

  • Найдите словосочетания с паронимами.

  • Сделайте морфемный разбор паронимов (в тексте).

Ученики выполняют задание индивидуально.

Учитель: В литературе известен приём паронимического противопоставления. Предлагаю для языкового анализа четверостишие поэта К.Ваншенкина:

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идёт, как доныне.

Я желаю тебе и себе –

Больше гордости, меньше гордыни.

Ученики работают в группах, предлагают истолкование лирического текста, объясняют, что нельзя смешивать понятия «гордость» и «гордыня», проясняют смысл сопоставления паронимов.

Паронимы — близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении слова.

-  Тренировочное упражнение.

Запишите предложения, вставляя вместо точек нужные слова в соответствии с их лексическим значением.

Если человек мало знает, о нём говорят: «...!» А если человек груб, невежлив, его называют ... (невежа, невежда). Гол можно забить ..., а отношение к работе должно быть ... (ответный, ответственный). Всех нас радовала ... канарейка. С помощью ... связок образуются гласные звуки (голосистый, голосовой).

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!