СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Развитие речи. Сочинение «История капельки воды»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку  в 7 классе.

Развитие речи. Сочинение «История капельки воды»

Каракулина Е.В.- учитель русского языка и литературы.

«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №2 г.Абинска»

Цель: Систематизировать знания учащихся о правописании приставок и предлогов.

Задачи:

 Обучающая: вспомнить понятие «сочинение»;

проанализировать авторские тексты на заданную тематику;

написать собственное сочинение -метаморфозу;

Развивающая: развивать навык грамотной устной и письменной речи;

развивать творческое мышление;

развивать навык анализа художественного текста;

 коррекция и развитие зрительных восприятий;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Создавать психологически комфортную обстановку на уроке.

 

Оборудование: ручка, тетрадь, учебник, опорные схемы,  карточки –задания, карточки - подсказки, иллюстрации, презентация «Круговорот воды в природе» (ИКТ).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Развитие речи. Сочинение «История капельки воды»»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Развитие речи. Сочинение «История капельки воды»

Каракулина Е.В.- учитель русского языка и литературы.

«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида №2 г.Абинска»

Цель: Систематизировать знания учащихся о правописании приставок и предлогов.

Задачи:

Обучающая: вспомнить понятие «сочинение»;

проанализировать авторские тексты на заданную тематику;

написать собственное сочинение -метаморфозу;

Развивающая: развивать навык грамотной устной и письменной речи;

развивать творческое мышление;

развивать навык анализа художественного текста;

коррекция и развитие зрительных восприятий;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к русскому языку;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Создавать психологически комфортную обстановку на уроке.


Оборудование: ручка, тетрадь, учебник, опорные схемы, карточки –задания, карточки - подсказки, иллюстрации, презентация «Круговорот воды в природе» (ИКТ).


Ход урока

1.Организационный момент:

Рапорт дежурного;

Эмоциональный настрой :

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
2.Опрос пройденного материала.

Повторение правила по опорным схемам «Склонение местоимений 1,2 и3-го лица».

Проверка домашнего задания.

1,2 ур.-стр.174, упр. 224; 3 уровень -стр. 173, упр.223 списать текст;4уровень- стр.65,упр.1(Рус. яз. 2 класс).

Пальчиковая гимнастика:

Чтобы нам добыть огонь
Трём ладошки о ладонь,
Вдруг ладошка заискрится
И бумажка загорится.
- Открываем тетради, записываем классная работа, число и месяц. Сегодня, мы будем писать сочинение «История капельки воды».

Словарная работа.

- Наш урок мы начнем со словарной работы.

Минутка чистописания(К к, ка, ке, кр)

Собери распавшееся слово: А К Л Я П (капля)

- Записываем слово и прописываем всю строчку.

-Составь словосочетания и предложение с этим словом.

-Сделай фонетический разбор слова капля.

3.Подготовка учащихся к написанию сочинения:

-Объяснение учителя.

Мы будем писать сочинение-метаморфозу.
Слово «метаморфоза» в переводе обозначает «превращение». Послушайте про «Метаморфозы» Овидия. Самая популярная метаморфоза из произведения: юноша, увидев своё отражение в ручье, залюбовался им. Влюблённость в самого себя привела его к смерти, и он превратился в прекрасный Нарцисс.
А что может почувствовать цветок? О чём он думает? Каким видит мир? Попробуйте и вы «превратиться» в какое-нибудь растение, предмет, животное и описать свои ощущения и переживания.

Жду ваших сочинений! А пока посмотрите презентацию и послушайте образцы сочинений на эту тему.

-Просмотр презентации «Круговорот воды в природе». Обсуждение презентации.

-Чтение учителем сказки "Путешествие Капельки воды". Обсуждение сказки с учениками.

-Вопросы и задания к экологической сказке:

Откуда берется дождик?

Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет?

Кому помогает дождик?

Любите ли вы дождик?

Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?

Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?

Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?

Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

  4.Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

-Чтение учителем образцов сочинений о капельке воды.

5.Устное составление рассказа о капельке воды учащимися.

6. Написание сочинения(1 и 2 ур.), 3 и 4 ур.- индивидуальные карточки-задания(к.1 и к.2).

7.Итог урока.

Чтение и обсуждение написанных сочинений.

Что нового вы узнали? Чему научились?

8.Домашнее задание.

1,2 ур. –дописать сочинение, подчеркнуть местоимения в сочинении, синт. р-р. последнего предложения;3ур.и 4 ур.- индивид. карточки-дописать.

- Это упражнение вам нужно будет прочитать и правильно вставить подходящие по смыслу слова между предлогом и словом.

- Сейчас мы с вами это упражнение разберем

Разбор домашнего задания.

9.Рефлексия.

«Я»-как я чувствовал себя на уроке;

«Мы»-мы работали вместе, не ссорились, помогали друг другу;

«Дело»-мы учились правильно писать сочинение.

Что было легко, что трудно?

10.Оценка учащихся и выставление отметок.








Сочинение-метаморфоза. "Я - капелька воды".

Сочинение-метаморфоза.
Слово «метаморфоза» в переводе обозначает «превращение». Послушайте про «Метаморфозы» Овидия. Самая популярная метаморфоза из произведения: юноша, увидев своё отражение в ручье, залюбовался им. Влюблённость в самого себя привела его к смерти, и он превратился в прекрасный Нарцисс.
А что может почувствовать цветок? О чём он думает? Каким видит мир? Попробуйте и вы «превратиться» в какое-нибудь растение, предмет, животное и описать свои ощущения и переживания.

Жду ваших сочинений! А пока послушайте образец.
Вот как это получилось у вашего сверстника:
Капелька воды.
Я – капелька воды. Я уже ни один миллиард лет путешествую по земному шару, побывала и в поднебесье, и в морских глубинах, в виде дождя пробежалась по всем континентам Земли.
Мне довелось участвовать в образовании жизни на Земле, чем я очень горжусь. Ещё бы! Ведь несколько сот микроорганизмов, ставших предками миллионов животных (а значит, и людей!) появились именно во мне. Спустя некоторое время я вошла в состав листика на дереве, потом меня съел динозавр…
Помню, как принимала участие в природном катаклизме, который люди назвали «всемирным потопом». Разве маленькая капелька несёт ответственность за все те разрушения, которые оставались на пути водной лавины? Разве я, такая невидимая в волнах мирового океана, могу считать себя виноватой в ужасающих последствиях всемирного потопа?
А потом началась эра людей, она пока ещё не такая длинная, как эра динозавров, но куда более насыщенная событиями. Посудите сами: за это время я успела побывать и частью воды во фляжке Александра Македонского, и в айсберге, в который врезался «Титаник», и одной из снежинок, что в великом множестве падали на французов в 1812 году…
А теперь, похоже, пришла пора послужить человечеству в последний раз. Но уже не как вода, лёд, пар или снег, а как одна из моих составляющих – водород. Да, в 22 веке водород станет главным источником энергии на Земле. А так как запасы водорода огромны, человек может не стесняясь использовать их в своей деятельности.
Я знаю, что моя жизнь была прожита не зря. И пусть для меня использование водородной энергии – это конец, а той же энергии из моего водорода не хватит и на секунду, я буду гордиться тем, что смогла за свою жизнь столько раз помочь людям. Быть может, и людям иногда есть чему поучиться у маленькой капельки воды.
Понравилось? Желаю творческих успехов!

Капелька воды.

В далёком море, на большой глубине, жила-была Капелька воды. Она жила так глубоко, что свет не мог пробиться к ней сквозь толщу воды. Вокруг были темнота и холод. Капелька была окружена другими каплями, такими же, как она. Общаться с ними не было никакого смысла. По крайней мере, так считала Капелька. Ведь через мгновение их уже не будет рядом. Капелька была одинокой среди миллионов одинаковых капель. Где-то она слышала, что если подняться высоко наверх, то там будет новый мир, совсем не похожий на холодную темноту глубин. Но Капелька не верила в эти сказки, и опускалась всё глубже и глубже. Однажды она столкнулась с каплей, которая поднималась вверх. - Эй, - сказала та, - почему ты погружаешься всё глубже и глубже, разве ты не знаешь, что наверху нас ждёт новый мир? - Я не верю в эти сказки, - ответила Капелька. - Это не страшно, просто следуй за мной, ты ведь ничего не теряешь, правда? Капелька согласилась, и они стали подниматься вдвоём. Путь наверх был долгим. Возможно, он длился несколько недель, или даже несколько месяцев. Сначала Капелька чувствовала себя неуютно рядом со своим новым спутником. Но они поднимались всё выше, давление воды ослабевало, и вскоре они увидели свет. Он был сначала слабым, но и слабый свет показался Капельке ослепительным. И по мере того, как они приближались к поверхности, восторг захватывал её. И вот вода расступилась, и Капелька почувствовала нечто совершенно новое - воздух. Это был совершенно новый мир. В следующее мгновение Капелька оказалась на гребне волны, а ещё через секунду - превратилась в облачко пара. Это произошло так неожиданно, что она даже не успела испугаться. Оглядевшись вокруг, она увидела, что её спутник был рядом. Он ободрял - всё в порядке, это нормально. И они продолжали подъём, внизу было бескрайнее море, а сверху - такое же бескрайнее небо. Солнце блестело на волнах, вдалеке плыли облака, и казалось, что так будет всегда. Но вскоре их подхватил ветер, и Капелька почувствовала, что они летят быстро, быстрее, чем она могла себе представить. Через какое-то время Капелька увидела впереди землю. Возможно, это был остров, может быть - портовый город, или что-то ещё. Путешествие Капельки продолжалось, она парила над землёй, каждое мгновение, узнавая что-нибудь новое, чувства удивления, восхищения и радости переполняли её. Но время шло, и в один прекрасный день ей надоело рассматривать землю с высоты; она просто упала вниз, на землю. На ощупь земля оказалась совершенно незнакомой, непохожей на воздух или воду. Ненадолго задержавшись на месте и осмотревшись вокруг, Капелька покатилась вниз, оставляя за собой влажный след. Такой способ перемещения показался ей гораздо менее приятным, чем полёт, но не менее интересным. Очень скоро она попала в речку, это было знакомо, но всё же не так, как прежде. Теперь вода вокруг не была солёной, и двигалась гораздо быстрее, чем в глубине моря. Из речки Капелька попала в реку, а из реки - снова в море. И вот она снова оказалась там, откуда началось её путешествие. Снова вокруг были миллионы капель, и казалось, что все они одинаковы. Но теперь Капелька знала, что это не так. Она помнила, что ОДНА ВСТРЕЧА МОЖЕТ ОТКРЫТЬ для нее ЦЕЛЫЙ НОВЫЙ МИР! К каждой капле ОНА ОТНОСИЛАСЬ С ИНТЕРЕСОМ И НАДЕЖДОЙ. И в каждой капле она видела что-то новое, ведь двух одинаковых капель не существует.





Путешествие капельки


      Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у нее было много подружек капелек. С каждым днем семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер и капелька вместе с подружками сорвалась вниз.  Капелька думала, что сейчас упадет на землю и разобьется, но она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Вместе с другими капельками она стала играть и плескаться в океане. Океан разыгрался и начался шторм, капельку водой выбросило на камни. Она была очень маленькая и легкая, поэтому даже не ударилась. Шторм затих, выглянуло солнце, камень, на котором лежала капелька, стал накаляться, и капелька незаметно превратилась в пар и быстро понеслась вверх.  Чем дальше она поднималась, тем холоднее ей становилось. Капелька увидела облако и обрадовалась: «Вот где можно спрятаться от холода»,- подумала она. Но в это же время капелька превратилась из пара в нормальную капельку из воды.  «Какой же разнообразный и прекрасный мир»- подумала капелька и заснула.

Ей снился сон про волны  и океан.

















СЮЖЕТ СКАЗКИ
"Путешествие Капельки воды"

 Тематические установки:

Роль воды в жизни растений, людей и животных.

Что такое круговорот воды в природе?

Как люди должны относиться к воде?

Почему воду надо беречь?


 Маленькая Капелька летит на землю.

Маленькая Капелька воды жила в большом пушистом облаке.

– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить кого-нибудь.

Все капельки молча росли, только одна любопытная Маленькая Капелька воды летала по облаку и спрашивала обо всем:

– А лесу нужны капельки?

– Да, конечно, деревья погибнут без воды,– отвечало облако.

– А полю нужны капельки?

– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.

– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась Маленькая Капелька.

– Капелек много, и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и велело:

– Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.

– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.

– Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики, когда он идет, – грустно вздохнуло облако.

– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила Маленькая Капелька.

– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:

– Капельки, летите вниз!

Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми вниз, на землю.

Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.

– Спасибо, что помогла мне, Маленькая Капелька, – забулькала лужа. – Я чуть не высохла, но ты и твои сестрицы капельки снова наполнили меня.

– Я прилетела сюда, чтобы поиграть с детьми, – ответила Маленькая Капелька.

– Сейчас вечер, и дети ушли домой, – объяснила лужа. – Завтра днем ты их увидишь, если не испаришься и не улетишь снова на небо, – булькнула лужа.

– Я не хочу никуда улетать, – возразила Маленькая Капелька.

– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, – объяснила лужа.

– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая Капелька.

Потом она опустилась на дно лужи и задремала.

 

Вопросы и задания к экологической сказке:

  • Откуда берется дождик?

  • Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет?

  • Кому помогает дождик?

  • Любите ли вы дождик?

  • Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?

  • Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?

  • Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?

  • Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.

 

Физкультминутка.



К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре!
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.



























Карточка для 4 уровня.

1.Раскрась рисунок.

2.Спиши текст.

      Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у нее было много подружек капелек. С каждым днем семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер и капелька вместе с подружками сорвалась вниз. Капелька думала, что сейчас упадет на землю и разобьется, но она со всего маху плюхнулась в океан.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка для 3 уровня.

Спиши текст. Подчеркни местоимения.

«Путешествие капельки»

      Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у нее было много подружек капелек. С каждым днем семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер и капелька вместе с подружками сорвалась вниз.  Капелька думала, что сейчас упадет на землю и разобьется, но она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Вместе с другими капельками она стала играть и плескаться в океане.



Домашнее задание.


Океан разыгрался и начался шторм, капельку водой выбросило на камни. Она была очень маленькая и легкая, поэтому даже не ударилась. Шторм затих, выглянуло солнце, камень, на котором лежала капелька, стал накаляться, и капелька незаметно превратилась в пар и быстро понеслась вверх.  Чем дальше она поднималась, тем холоднее ей становилось. Капелька увидела облако и обрадовалась: «Вот где можно спрятаться от холода»,- подумала она. Но в это же время капелька превратилась из пара в нормальную капельку из воды.  «Какой же разнообразный и прекрасный мир»- подумала капелька и заснула.

Ей снился сон про волны  и океан.



Карточка для 3 уровня.

Спиши текст. Подчеркни местоимения.

Путешествие капельки

      Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у нее было много подружек капелек. С каждым днем семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер и капелька вместе с подружками сорвалась вниз.


Домашнее задание.


 Капелька думала, что сейчас упадет на землю и разобьется, но она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Вместе с другими капельками она стала играть и плескаться в океане.





Карточка для 3 уровня.

Спиши текст. Подчеркни местоимения.

«Путешествие капельки»

      Жила была капелька. Её домом было облако. На этом облаке у нее было много подружек капелек. С каждым днем семья капелек росла. Однажды подул сильный ветер и капелька вместе с подружками сорвалась вниз.  Капелька думала, что сейчас упадет на землю и разобьется, но она со всего маху плюхнулась в океан. Океан был огромный и очень красивый. Вместе с другими капельками она стала играть и плескаться в океане.



Домашнее задание.


Океан разыгрался и начался шторм, капельку водой выбросило на камни. Она была очень маленькая и легкая, поэтому даже не ударилась. Шторм затих, выглянуло солнце, камень, на котором лежала капелька, стал накаляться, и капелька незаметно превратилась в пар и быстро понеслась вверх.  Чем дальше она поднималась, тем холоднее ей становилось. Капелька увидела облако и обрадовалась: «Вот где можно спрятаться от холода»,- подумала она. Но в это же время капелька превратилась из пара в нормальную капельку из воды.  «Какой же разнообразный и прекрасный мир»- подумала капелька и заснула.

Ей снился сон про волны  и океан.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!