Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».
Цели: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию; развивать умение различать морфемы в составе слова и определять их значение, совершенствовать навыки аргументированного изложения своей точки зрения, логическое мышление; воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: презентация, интерактивная доска,учебники.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. (Слайд 1)
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели. (Слайд 2)
- Итак, тема сегодняшнего урока – «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».
На уроке мы повторим основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», вспомним способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, познакомимся с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»)
Блиц-опрос.
- Что изучает морфемика?
- Что изучает словообразование?
- Какие морфемы вы знаете?
- Что такое корень?
- Что такое суффикс?
- Что такое приставка?
- Что такое окончание?
- В какой части слова заключено лексическое значение?
- Какие части слова выражают грамматическое значение?
- Какие части речи не имеют окончания?
- Приведите примеры слов с нулевым окончанием.
- В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?
5 Лингвистическая разминка.
1. Обращение к таблице-схеме «Разделы русской лингвистики», объяснение, что на этом уроке речь пойдёт о следующих разделах.
– Определите, какое задание к какому разделу относится. (Задание смотри в плане урока 2.)
На доске запись:
1) Это слово однозначное:
а) жюри; б) летать; в) кроссворд; г) вишнёвый; д) крыло.
2) Эти слова имеют одинаковые окончания:
а) домов; б) столбов; в) коров; г) ковров; д) основ.
3) В этих словах приставка находится внутри слова:
а) водопроводчик; б) землепроходец; в) птицеводческий;
г) быстроходный; д) выпроводить.
Запись в тетради: 1. а, в. 2. а, б, г. 3. а, б.
Проверка.
2. Устно упражнения 226, 227 (карандашом).
6. Комплексный анализ текста.
Учитель. Наше следующее задание будет тесно связано с предыдущим. Именно знания в области морфемики и словообразования нам помогут. Обратите внимание, в какой части слова пропущены буквы. (В суффиксе.)
Учитель. От чего зависит написание этих слов? При помощи каких суффиксов они образованы? (Это прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-; причастия с суффиксами -енн-, -нн-.)
На доске предложение, подчеркнутые буквы пропущены, знаков препинания, кроме подчеркнутого, нет.
День был туманный, безветренный, когда вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся около не замеченной ими речонки.
Задания:
– запишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы;
– графически объясните написание н-нн (в слабом классе – с комментированием);
– объясните различное написание в предложении не с причастиями (только у причастий написание не зависит от наличия зависимого слова);
– с точки зрения морфологии объяснить написание суффикса в слове «речонка» (в именных частях речи в суффиксах после шипящих пишется о, в глагольных ё. Можно попросить привести примеры: холщовый, горячо, мышонок, но освещённый, ночёвка, бережёт – или глагол, или слово образовано от глагола);
– найти слова в переносном значении (берег усеянный, полю тянувшемуся), многозначные слова (день);
– подобрать синоним к слову поле (нива).
В учебнике есть задание, выполнение которого связано со знаниями в области лексики русского языка. Прочитайте задание к упражнению 24, выполните его устно.
Возможные варианты ответов: 1) лексическое значение, при помощи синонимов и антонимов; 2)давили, мешали; 3) предметы провозглашали.
Учитель. Как называется этот художественный приём? (Олицетворение.)
Учитель. В каком словаре мы бы искали сведения о происхождении слова «разведчики»? (В этимологическом.)
Учитель. О его образовании? (В словообразовательном.)
Составьте словообразовательную цепочку:
7. Исследование языкового материала. Анализ трудных орфографических случаев: омонимия разных частей речи.
Задание: составьте словосочетания с омонимичными (то есть одинаково звучащими, но по-разному записанными) словами.
На доске:
с начала (урока) – существительное с предлогом;
в первые (дни) – прилагательное с предлогом;
сначала (сделать это), впервые (увидел) – наречие;
в следствии (по делу) – существительное с предлогом;
вследствие (непогоды) – предлог (по значению синонимичен предлогу из-за);
образована (комиссия) – краткое причастие;
образованна (и хороша) – краткое прилагательное.
8. Практикум. (Слайд 3)
1). Распределите приведенные ниже слова по графам таблицы.
Неизменяемые слова | Изменяемые слова | |
| основа | окончание |
снова | голов- | -а |
Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, погасив.
2). Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:
а) слова со словоизменительными морфемами;
б) слова со словообразовательными морфемами.
Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, велич-айш-ий, волч-ий.
3). Определите значение приставок в данных глаголах:
неполнота;
начало;
повторение;
завершение.
Надломить, наловить, запеть, вскипеть, переписать, недолить, отцвести, приоткрыть, дочитать, побежать, привстать, закрыть, засмеяться, переделать.
4). «Это интересно!» (Слайд11)
- Определим способ образования слов «дояр», «зонт».
Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса-к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.
8.Итог урока.
- Какие правила орфографии и пунктуации мы сегодня повторили?
9. Рефлексия.
- Перед вами пословицы об учёбе. Какую бы вы выбрали сегодня для себя?
Без муки нет науки.
Век живи – век учись.
Грамоте учиться – вперед пригодится.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
(спросить 3 – 4 ученика)
10 Домашнее задание.
Упр. 36. Задание: графически объяснить. Разобрать 3 словосочетания с различными видами связи.
Индивидуально: Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.