СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Тема: «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

Цели: повторить понятия и термины раздела «Морфемика и словообразование», способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, углубить полученные знания по морфемике и словообразованию; развивать умение различать морфемы в составе слова и определять их значение, совершенствовать навыки аргументированного изложения своей точки зрения, логическое мышление; воспитывать интерес к  изучаемому предмету.

Оборудование: презентация, интерактивная доска,учебники.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. (Слайд 1)

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и цели. (Слайд 2)

- Итак, тема сегодняшнего урока – «Повторение изученного по морфемике и словообразованию».

   На уроке мы повторим основные понятия раздела «Морфемика и словообразование», вспомним способы образования слов, порядок морфемного и словообразовательного разборов, познакомимся с новыми понятиями («аффикс», «префикс», «интерфикс»)

Блиц-опрос.

- Что изучает морфемика?

- Что изучает словообразование?

- Какие морфемы вы знаете?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- Что такое приставка?

- Что такое окончание?

- В какой части слова заключено лексическое значение?

- Какие части слова выражают грамматическое значение?

- Какие части речи не имеют окончания?

- Приведите примеры слов с нулевым окончанием.

- В чем отличие слов с нулевым окончанием от слов, не имеющих окончания?

5 Лингвистическая разминка.

1. Обращение к таблице-схеме «Разделы русской лингвистики», объяснение, что на этом уроке речь пойдёт о следующих разделах.

– Определите, какое задание к какому разделу относится. (Задание смотри в плане урока 2.)

На доске запись:

1) Это слово однозначное:

а) жюри;    б) летать;    в) кроссворд;    г) вишнёвый;    д) крыло.

2) Эти слова имеют одинаковые окончания:

а) домов;   б) столбов;  в) коров;   г) ковров;   д) основ.

3) В этих словах приставка находится внутри слова:

а) водопроводчик;       б) землепроходец;      в) птицеводческий;

г) быстроходный;        д) выпроводить.

Запись в тетради: 1. а, в.    2. а, б, г.    3. а, б.

Проверка.

2. Устно упражнения 226, 227 (карандашом).

6. Комплексный анализ текста.

Учитель. Наше следующее задание будет тесно связано с предыдущим. Именно знания в области морфемики и словообразования нам помогут. Обратите внимание, в какой части слова пропущены буквы. (В суффиксе.)

Учитель. От чего зависит написание этих слов? При помощи каких суффиксов они образованы? (Это прилагательные, образованные при помощи суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -н-; причастия с суффиксами -енн-, -нн-.)

На доске предложение, подчеркнутые буквы пропущены, знаков препинания, кроме подчеркнутого, нет.

День был туманный, безветренный, когда вдоль глиняного берега, усеянного острыми камнями, разведчики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся около не замеченной ими речонки.

Задания:

– запишите, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя буквы;

– графически объясните написание н-нн (в слабом классе – с комментированием);

– объясните различное написание в предложении не с причастиями (только у причастий написание не зависит от наличия зависимого слова);

– с точки зрения морфологии объяснить написание суффикса в слове «речонка» (в именных частях речи в суффиксах после шипящих пишется о, в глагольных ё. Можно попросить привести примеры: холщовый, горячо, мышонок, но освещённый, ночёвка, бережёт – или глагол, или слово образовано от глагола);

– найти слова в переносном значении (берег усеянный, полю тянувшемуся), многозначные слова (день);

– подобрать синоним к слову поле (нива).

В учебнике есть задание, выполнение которого связано со знаниями в области лексики русского языка. Прочитайте задание к упражнению 24, выполните его устно.

Возможные варианты ответов: 1) лексическое значение, при помощи синонимов и антонимов; 2)давили, мешали; 3) предметы провозглашали.

Учитель. Как называется этот художественный приём? (Олицетворение.)

Учитель. В каком словаре мы бы искали сведения о происхождении слова «разведчики»? (В этимологическом.)

Учитель.  О его образовании? (В словообразовательном.)

Составьте словообразовательную цепочку:

7. Исследование языкового материала. Анализ трудных орфографических случаев: омонимия разных частей речи.

Задание: составьте словосочетания с омонимичными (то есть одинаково звучащими, но по-разному записанными) словами.

На доске:

с начала (урока) – существительное с предлогом;

в первые (дни) – прилагательное с предлогом;

сначала (сделать это), впервые (увидел) – наречие;

в следствии (по делу) – существительное с предлогом;

вследствие (непогоды) – предлог (по значению синонимичен предлогу из-за);

образована (комиссия) – краткое причастие;

образованна (и хороша) – краткое прилагательное.

8.      Практикум. (Слайд 3)

1).  Распределите приведенные ниже слова по графам таблицы.


Неизменяемые слова

Изменяемые слова



основа

окончание

снова

голов-

Два, скромнее, быстро, земля, знойно, играючи, играя, красив, конечно, лето, мать, навсегда, можно, нарочно, нельзя, шесть, семеро, краснеющий, около, купаный, погасив.

2). Распределите слова на две группы по функции выделенных морфем:

а) слова со словоизменительными морфемами;

б) слова со словообразовательными морфемами.

Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, велич-айш-ий, волч-ий.

3).  Определите значение приставок в данных глаголах:

неполнота;

начало;

повторение;

завершение.

Надломить, наловить, запеть, вскипеть, переписать, недолить, отцвести, приоткрыть, дочитать, побежать, привстать, закрыть, засмеяться, переделать.

4). «Это интересно!» (Слайд11)

- Определим способ образования слов «дояр», «зонт».

Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса-к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.

8.Итог урока. 
- Какие правила орфографии и пунктуации мы сегодня повторили? 
9. Рефлексия. 
- Перед вами пословицы об учёбе. Какую бы вы выбрали сегодня для себя?
Без муки нет науки.
Век живи – век учись.
Грамоте учиться – вперед пригодится.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
(спросить 3 – 4 ученика)
10 Домашнее задание.
Упр. 36. Задание: графически объяснить. Разобрать 3 словосочетания с различными видами связи.
Индивидуально: Составьте текст, используя слова (в любой форме): причастия обрушившийся, пробивший, мчащий, вздымающий, бьющийся; существительные лавина, пучина, шхуна, гребни волн, луч солнца, пожар; наречия неистово, стремительно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!