Урок самопознания в 1 классе
Тема: «Радуга настроения»
Цель: формирование начальных представлений о понятии «настроение человека».
Задачи:
раскрыть значение понятия «настроение человека»;
развить стремление к поддержанию хорошего настроения;
воспитывать стремление к доброму, внимательному отношению к окружающим как залогу хорошего настроения.
Ресурсы: картинки с изображениями людей, бумажные цветки для каждого ребенка, магнитофон, мелодии.
Ход урока.
1(30’)
Круг радости.
Учитель приглашает ребят в круг и зачитывает стихотворение.
Радуется жизни малая травинка:
Подарило утро пуговку-росинку.
Радуется птичка на зеленой ветке:
В гнездышке у птички маленькие детки.
Радуется зайка силе и сноровке:
Убежал зайчишка от лисы-плутовки.
Радуется мишка: «Славная погода!
Отыщу к обеду я колоду с медом»
Радуется тучка, полная водицы:
Лопнуть и на землю дождичком пролиться.
И тебе, дружочек, солнышко смеется.
Радоваться жизни сто причин найдется!
Беседа.
- А какие причины для радости есть у вас? Чему вы радуетесь?
Учителю необходимо вывести детей на осознание того, что можно радовать просто ярко светящемуся солнышку, своим добрым друзьям, хорошей погоде, маме с папой и себе.
Творческая деятельность. Ребятам предлагается нарисовать все то, чему они радуются в жизни. Учитель может подсказывать ребятам. По окончании работы, ребята по желанию презентуют свои рисунки и рассказывают о своих причинах радости.
Чтение.
- Ребята, а что такое хорошее настроение?
- Когда у вас бывает хорошее настроение?
- А как вы думаете, может ли настроение потеряться?
Может. Как у девочки Дженни. А вот как это случилось и что из этого вышло, мы узнаем, прочитав стих.
Потерялось настроение
У моей сестренки Дженни
Потерялось настроение.
Утром, только Дженни встала,
Настроение пропало.
Перестала маму слушать,
Бутерброд не хочет кушать.
Закрывается руками,
Заливается слезами.
Ах, какое невезенье:
Потерялось настроение!
Кто же может нам сказать,
Где теперь его искать?
Вот пишу я объявление:
«Потерялось настроение!
Если кто его найдет,
Пусть сестренке принесет».
- Как вы понимаете слова «потерялось настроение»?
- Как помочь Дженни вернуть свое хорошее настроение? Нужно ли для этого писать объявление?
2. Игра.
- Давайте сейчас попробуем развеселить Дженни. Для этого сыграем в игру «Обезьяна в магазине зеркал». Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и встанет перед всем классом. Ему надо представить, что он обезьяна, которая случайно попала в магазин зеркал. А все остальные дети – это зеркала. А что зеркала делают? Правильно – повторяют все движения смотрящего в него человека. А что делает обезьяна? Конечно – кривляется и корчит рожи. Сейчас обезьянка начнет кривляться, а задача зеркал – в точности повторять все, что делает обезьянка. Затем мы выберем еще одну обезьянку.
- Ну как? Весело было?
- Думаю, что Дженни бы точно сразу развеселилась и ее настроение к ней бы вернулось.
3. Упражнение.
- Как вы думаете, а настроение может иметь какой-нибудь цвет? Может ли оно быть цветное? Вот, например, когда мы грустим, то нам кажется, что все вокруг серого цвета. А когда нам весело, то краски становятся яркими, сочными. Я предлагаю вам подумать и найти цвет для разного настроения. Для этого, мы раскрасим лепестки цветка, на которых написаны разные чувства: грусть, радость, веселье, печаль, спокойствие, обида, восторг.
Далее дети презентуют свои работы и рассказывают почему они изобразили данные чувства именно в этом цвете.
Обобщение. Быть в хорошем настроении очень важно. Потому что оно помогает хорошо учиться, трудиться и заниматься любимым делом. Когда человек в плохом настроении, у него ничего не получается. А чтобы поднять себе настроение, необходимо сделать что-то веселое ли приятное.
Мудрые слова. Казахская пословица в рубрике «Мудрые слова», является подтверждением вывода урока.
Кто духом упал – тот пропал.
1. Творческая деятельность. Учитель предлагает ребятам спеть песню «От улыбки».
2. Беседа.
- Ребята, поднялось ли у вас сейчас настроение?
- А почему оно улучшилось?
3. Информация. Действительно, настроение можно поднять, послушав или спев веселую песню либо музыку. Таким образом, у музыки тоже есть свое настроение, которое она передает нам, когда мы ее слушаем.
4. Упражнение.
- Сейчас я попрошу вас послушать музыку и определить – какое настроение у этой мелодии (учитель ставит мелодии с разными эмоциональными оттенками)
После того, как дети угадывают настроение музыки, учитель показывает изображения детей в разных эмоциональных состояниях. Ученики также угадывают их настроение.
Затем учитель предлагает подобрать музыку под их настроение.
Творческая деятельность. Детям предлагается пофантазировать и нарисовать то, что у них вызывает музыка, которую учитель включит. Учитель включает веселую, праздничную мелодию. Дети рисуют.
Круг от сердца к сердцу. Ребята встают в круг со своими рисунками, рассказывают о том, что они нарисовали и говорят добрые пожелания своим одноклассникам.