Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Холмогорская средняя общеобразовательная школа им. М.В.Ломоносова».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
ТЕМА: В ДОМЕ. РАБОТА С ВОЛОКНИСТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.
Выполнил: Учитель начальных классов Апичина И.В. |
2014 г.
Архангельская обл., с. Холмогоры
Об авторе
ФИО | Апичина Ирина Викторовна |
Место работы | МАОУ «Холмогорская средняя общеобразовательная школа им. М.В.Ломоносова» |
Должность | Учитель начальных классов |
Регион | Архангельская область |
Карточка плана – конспекта урока
Предмет | Технология |
Класс | 2 |
Базовый учебник | Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология 2 класс (Просвещение). |
Тема и номер урока | В Доме. Работа с волокнистыми материалами. (Изделие «Домовой»). №17 |
Цель урока | Учить изготовлять изделие из ниток, совершенствовать навыки работы с нитками. |
Задачи | Обучающие: познакомить учащихся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; формировать умение работать с циркулем, с нитками (наматывать, завязывать, разрезать); выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для изготовления изделия; соблюдать правила безопасной работы с ножницами и циркулем; оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, умение создавать игрушку на основе помпона, проводить оценку своих действий на основе заданных в учебнике критериев; Развивающие: находить и выделять необходимую информацию из текстов и иллюстраций; рассуждать, обосновывать и доказывать свой выбор, пользуясь материалами учебника; развивать мышление, внимание, глазомер. Воспитывающие: способствовать формированию интереса к предмету при выполнении изделия на основе текстового плана; воспитывать у учащихся чувство товарищества, эстетические чувства прекрасного. |
Тип урока | Изучение новых знаний. |
Метод обучения | Практический (предполагает включение учащихся в различные виды деятельности: по наблюдению, сравнению, анализ объектов). |
Форма работы | Фронтальная, индивидуальная. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь, изображение домового, помпон как элемент декора, образцы изделий, нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей, на доске записана тема урока (закрыта). |
ХОД УРОКА
Организационный момент
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
Самоопределение к деятельности
Прочитайте и отгадайте загадку. Кто так себе говорит?
Дед хозяйственный такой –
Старый, добрый, небольшой.
Сказки сказывать могу,
Все м испечь по пирогу.
Чтобы мир был и лады –
Охраняю от беды.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться … (домовой)
- Может быть, кто – то уже догадался, что мы будем делать на уроке?
- Прочитайте тему урока на доске.
Работа по теме урока
Работа по учебнику.
- Мы с вами уже совершили удивительное путешествие по деревне. Пришло время зайти нам в дом, в русскую избу. А знаете ли вы, как бы нас встретила хозяйка дома в Древней Руси? Давайте прочитаем вместе диалог Ани и Вани в учебнике на странице 49. (Дети читают текст)
Анализ прочитанного:
- Как встречала хозяйка?
- Кто такой столяр?
- рассмотрите иллюстрации, из чего сделана мебель?
Как вам уже известно, дерево на Руси издавна считалось основным строительным материалом. Высокого мастерства достигали русские столяры в изготовлении самой разнообразной мебели. Все предметы были покрыты искусной резьбой.
- А кто же, ребята, по русскому поверью оберегал покой в доме?
- Где он жил в старинный избах? (за печкой). А в наше время где может жить домовой, ведь не в каждом доме и квартире сохранились печки? (за батареей).
- А что вы знаете о домовом?
Издавна считалось, что для благополучия и спокойствия в доме необходим невидимый хозяин – домовой. По русскому поверью он жил за печкой и всегда пользовался уважением среди народа. Во все времена домового почитали, угощали, называли только ласковыми словами: домоседушка, хозяюшка. За такое обращение домовой тоже не делал зла хозяину, но иногда мог и подшутить, то вещи припрячет, то кастрюлю уронит. Если домовой полюбил семью, то он предупреждал их о несчастьях. Караулил дом и двор. В противном же случае бил посуду, кричал и топал по ночам. В наше время люди продолжают верить в это доброе существо и даже изготавливают сувениры с его изображением из различных материалов: ткани, бумаги, глины, соломы.
Беседа.
А мы сегодня на уроке изготовим домового из ниток, который сможет поселиться у вас дома. Но перед этим нам нужно научиться работать с новым инструментом. А что за инструмент, вы узнаете, отгадав загадку:
Мой циркач, циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу. (Циркуль).
Рассмотрите инструмент. Из каких частей он состоит? (Две подвижные ножки и головка.) (Демонстрация.)
Чаще всего циркуль изготавливается из металла и состоит из двух частей, соединенных шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой – пишущий предмет.
- Прочитайте определение понятия «циркуль» в учебнике, страница 50. (Читают, рассматривают разные виды циркулей).
Также циркуль может быть использован для измерения расстояний, является незаменимым предметом в геометрии, черчении.
- Давайте составим основные правила работы циркулем:
1. Циркуль – колющий предмет. Работай осторожно.
2. Слегка наклоняй циркуль при разметке вправо.
3. Не сдвигай иглу циркуля с выбранного центра.
4. Расстояние от центра до края круга называется «радиус». Если радиус круга равен 7 см, то ножки циркуля надо раздвинуть до 7 см.
5. После работы держи циркуль сложенным.
(Учитель показывает, как правильно работать циркулем.)
Практическая работа.
- Выполните практическую работу в рабочей тетради на с. 20. (Чертят окружности заданного радиуса.)
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
Продолжение работы по теме урока.
Анализ готового изделия.
(Учитель демонстрирует готовое изделие, ученики определяют необходимые материалы и инструменты для работы, технику выполнения.)
Составление плана работы.
(Групповая работа. Учитель раздает карточки с этапами работы, учащиеся располагают их по порядку.)
Подготовка материалов и инструментов. Повторить правила работы с ними.
Разметка окружностей. Сделать циркулем разметку двух кругов радиусом по 5 см на картоне. В середине каждого круга сделать разметку еще одного круга радиусом 2см.
Раскрой. Вырезать размеченные детали, помня о правилах работы с ножницами.
Сборка. Вырезанные круги сложить вместе и намотать на них несколько слоев ниток. Для этого вдеть нитку в иголку и пропустить ее через центр круга. Разрезать нитки между кольцами, взять еще одну нитку и туго перевязать середину помпона. Аккуратно снять кольца, распушить помпон.
Отделка. Приклеить к помпону детали, вырезанные из рабочей тетради.
Творческая работа детей.
(Дети самостоятельно изготавливают изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь).
Рефлексия.
- Какое задание было интересным?
- Что было трудным?
- Оцените свое изделие.
VII. Выставка работ.
VIII. Подведение итогов.
-Как называется инструмент, который был нам сегодня помощником? Какие правила работы с ним нужно знать?
-Уборка рабочих мест
Используемая литература
Елкина Н.В. Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль 2008.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru (физкультминутка).
Традиции русского народа.
Википедия.
Памятки техники безопасности работы с ножницами, циркулем, клеем.