Тема: Работа с природным материалом. Мозаика.
Композиция «Грибная полянка»
Цель: формирование первичных навыков в изготовлении мозаики.
Задачи: - сформировать понятие « мозаика »;
- развивать наблюдательность учащихся, творческие способности;
- формировать умение работать по заданному алгоритму, соблюдать
правила техники безопасности при работе с ножницами;
- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение и любовь
к природе.
Оборудование учителя: образцы изделий, картон, ножницы, клей, карандаш, природный материал ( листья ), шаблоны.
Оборудование учащихся: картон, ножницы, клей, карандаш, листья, шаблоны, клеёнка, салфетки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Звонок нас позвал на урок,
Готовы начать его в срок?
Скорее за парты садитесь, ребята,
Чтоб знаний копилку наполнить богато.
- Я рада видеть вас на уроке. Проверьте свои рабочие места. У вас на партах должны лежать : картон, карандаш, ножницы, клей, листья, шаблоны, клеёнка, салфетки.
2. Вступительная беседа.
- Что вы видите на доске?
- В чём особенность этих работ?
- Кто знает, как называется этот вид искусства?
- Мозаика – это древний вид искусства, получение изображений с помощью цветных камешков. Материалом может служить непрозрачное стекло – смальта, керамическая плитка, бумага. Эти материалы закрепляли на украшаемой поверхности по определённому рисунку.
- Как вы думаете, где можно увидеть мозаику?
- Правильно, мозаикой украшали наружные и внутренние стены архитектурных сооружений, полы, потолки, корабли. В Древнем Египте мозаика из природных камней применялась для украшения изделий бытового назначения – вазы, посуда.
На Руси люди знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы славились своими мозаичными картинами. Но потом это искусство пришло в упадок. Возродил мозаику на Руси Михаил Васильевич Ломоносов. Он открыл химическую лабораторию для получения цветного стекла и мозаичную мастерскую в Петербурге.
3. Сообщение темы урока.
- Мы сегодня будем древними мастерами и попробуем сделать свою мозаику.
-Что мы будем делать, вы узнаете, отгадав загадку.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
(гриб)
- Посмотрите, какая дружная семейка. Как вы думаете, что это за грибы?
- Какие ещё грибы вы знаете?
- У меня «Грибное лукошко». Я буду загадывать загадки, а вы должны выбрать из лукошка тот гриб, о котором идёт речь, и отгадать его название. Грибы из лукошка крепим на доску.
У меня нарядный вид, Ходят в рыженьких беретах,
Но я очень ядовит. Осень в лес приносят летом.
Я сигналю всем в округе – Очень дружные сестрички
Брать не надо меня в руки. Золотистые…(лисички).
Яркий, будто светофор,
Называюсь…(мухомор).
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.
(опята)
Я с красной шапочкой расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я - …(подосиновик).
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это – бледная …(поганка).
- Молодцы, хорошо знаете грибы!
4. Анализ образца.
- Из каких двух частей состоит мозаика? (основа и изображение)
- Какого цвета грибы?
- Как крепятся детали?
- Чем можно дополнить мозаику?
Физкультминутка (автор неизвестен)
Гриша шёл – шёл – шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
5. Планирование работы.
- С чего вы начнёте работу? ( Нужно заготовить детали.)
- Ребята, для этого вам понадобятся сухие листья, которые вы принесли на урок. Надо нарезать их полосками, а потом каждую полоску разрезать на прямоугольники не больше подушечки вашего пальца.
- Для работы нам потребуются…(ножницы). Давайте вспомним правила работы с этим инструментом.
- Заготовили детали, что делать дальше? ( Нанести рисунок.)
- У вас на партах лежат шаблоны. Как их нужно расположить на основе? Кто может показать на доске?
- На следующем этапе работы понадобится клей. Как вы думаете, для чего?
( Наклеить детали.)
- Правильно, нужно оклеить рисунок по контуру. Для этого намазываем клеем небольшой отрезок по контуру и приклеиваем детали. Чтобы хорошо приклеилось, кусочки лучше прижать к основе бумажной салфеткой. У вас должна получиться вот такая заготовка. (Показ образца.) Клея наносите немного, тогда ваше изделие будет выглядеть аккуратно и красиво.
- Что осталось сделать? ( Оклеить рисунок внутри.)
- Напоминаю: между деталями должно быть небольшое пространство;
намазываем клеем основу, а не детали.
- Если останется время, работу можно дополнить. Это может быть листочек на шляпке, бабочка, ёжик. ( Показ вариантов готового изделия.)
- Девизом нашего урока будет пословица.
Думай медленно, работай быстро.
- Как понимаете эти слова?
- К концу урока вы должны сделать мозаику. Будет оцениваться аккуратность и ваше творчество.
6. Практическая работа.
План.
- Заготовь детали.
- Обведи шаблон.
- Оклей рисунок по контуру.
- Оклей рисунок внутри.
- Дополни работу.
7. Итог урока. Рефлексия.
Составление композиции на доске.
- Какую цель урока мы ставили?
- Достигли мы этой цели?
- А как вы думаете, хорошо ли вы сегодня работали на уроке?
- Мне понравились все работы. У нас получилась «Грибная полянка»!
8. Уборка рабочих мест.
Список используемой литературы:
1. Шин С. А. Сценарии школьных праздников: Летим мы на крыльях мечты. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.