СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Аммиак". химия 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является изучение строения молекулы аммиака, физических и химических свойств аммиака, способов его получения и применения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Аммиак". химия 9 класс»


Технологическая карта урока

Тема урока: Аммиак

Класс: 9

Учитель: Гиренко Анна Ильинична

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Обучающие: научить учащихся получать аммиак в лабораторных условиях, объяснять его свойства, опираясь на знания о строении атома азота и молекулы аммиака, дать представление о роли аммиака и его производных в жизни человека

Развивающие: развитие умений работать с опорными конспектами, инструктивными картами, продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, а также умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания для объяснения различных явлений;

Воспитывающие: формирование бережного отношения к окружающей среде, познавательного интереса к предмету

Планируемые результаты урока:

Предметные: знать строение молекулы аммиака, способы его получения, физические и химические свойства, области применения аммиака и его производных

Метапредметные:

Регулятивные: умение планировать свою деятельность, владение основами самоконтроля и самопроверки, умение пользоваться раздаточным материалом;

Коммуникативные: умение работать в паре, готовность получать необходимую информацию;

Познавательные: умение производить поиск необходимой информации, анализировать и оценивать ее

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности

Используемые технологии: технологии проблемного обучения и дифференцированного подхода, использование ИКТ в форме презентации. Методы и методические приемы: частично– поисковый, самостоятельная работа, само и взаимопроверка, работа в паре.

  • Информационно – технологические ресурсы: учебник «Химия: неорган.химия. Орган.химия: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман»., М.: Просвещение, 2011 г., технологическая карта к уроку, тесты для контроля знаний учащихся, оборудование для демонстрационных опытов.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Гиренко Анна Ильинична, и сегодня я проведу для вас урок химии.

Сегодня я хочу познакомить вас с удивительным веществом, которое, на мой взгляд, имеет необыкновенные свойства. Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять китайскую пословицу «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я научусь»

Ребята, скажите какая основная ваша деятельность будет на нашем уроке, согласно этой пословице. (Основная ваша задача, которую вы должны будете выполнить на этом уроке)

Приветствие.

2.Мотивационно - ориентировочный этап

Сейчас я вам продемонстрирую опыт, а вы внимательно следите за происходящим

Демонстрационный опыт № 1. «Дым в стакане»

Вас удивило то, что вы сейчас увидели. А что именно вы наблюдали? А представьте, как были взволнованы алхимики, когда имели дело с этим веществом!

-Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю.

-Посредине ливийской пустыни стоял храм, посвященный богу Амону Ра. В древности арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они растирали кристаллы в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. В то время звали это вещество «нушадир». (нашатырь)

- Как вы думаете, как он называется?

- Затем его именовали «аммониак», а потом сократили название до «аммиак».

-В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт».

Вы наверное уже догадались, что тема нашего урока «Аммиак».

Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетрадь.

Наблюдают за экспериментом, внимательно слушают учителя, анализируют полученную информацию.









Предполагают, как называется газ.







Называют тему, записывают в тетрадь.

3. Изучение нового материала

-Аммиак – это самое важное из водородных соединений азота

- И на сегодняшнем уроке состоится знакомство с этим необычным веществом.

Я предлагаю вам следующий план работы на уроке.( на слайде)

1. Итак, начнем мы наше знакомство с аммиаком с изучения состава и строения молекулы.

- Поставьте цифру 1 и запишите « Состав и строение молекулы»

- Формула аммиака «Эн аш три», пожалуйста, кто может записать ее на доске.

-Укажите степень окисления элементов.

- Укажите вид связи в молекуле.

- Аммиак – это историческое название. Дайте верное название.

- Дальше рассмотрим строение молекулы. Но, для этого нам нужно вспомнить электронное строение атома азота и водорода.

Кто может изобразить на доске?

(- формула азота, заряд ядра, число энергетических уровней, распределение электронов по уровням, электронная формула, графическая формула- распределение электронов по ячейкам)

- На последнем уровне азота 5 электронов, при этом два из них спарены, три не спаренных.

-А сколько электронов имеет водород? Его электронная формула ( 1S1). Спасибо.

-Предположите, как образуется молекула аммиака?

- 3 не спаренных электрона объединяются с 3-мя электронами водорода.

- За счет чего возникает ковалентная полярная связь? ( за счет образования общих электронных пар).

-В сторону какого элемента в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность? (азота)

-Почему? (т.к он более ЭО)

Т.О, сделаем вывод о строении молекулы аммиака: в молекуле аммиака есть три ковалентные связи, образованные за счет общих электронных пар и на атоме азота имеются два не поделенных электрона.

Здесь все ясно? У вас есть вопросы?

2. Перейдем к физическими свойствам аммиака. Ставим цифру 2 записываем - «Физические свойства»

Я предлагаю изучить свойства самостоятельно по учебнику на стр…. и записать их в тетрадь.

- Теперь давайте выясним какие свойства вы перечислили ( тот кто говорит, что он легче воздуха, тому задать вопрос – как собрать аммиак в лабораторных условиях)

Итак, аммиак - это…….. У кого – то есть дополнения? (слайд)

3. Теперь познакомимся со способами получения аммиака. Ставим цифру 3 – «Получение»

Предположите, самый2 простой способ получения аммиака?

( водород + азот)

- Верно, это промышленный способ его получения. Напишем букву А) в промышленности

- Кто может записать эту реакцию?

- А теперь дайте ей характеристику:

1-это реакция по типу вступающих в реакцию и образующихся веществ - ? ( соединения)

2 – по тепловому эффекту (экзотермическая)

3- по изменению степени окисления (ОВР)

4- по обратимости (обратимая)

5- по наличию веществ, ускоряющих реакцию

Молодцы!

В лаборатории химики получают другим способом: действием гашеной извести (Са(ОН)2) на соли аммония, например, хлорид аммония:

Демонстрация опыта «Получение аммиака в лаборатории»

- Смешиваем хлорид аммония и гидроксид кальция, добавим немного воды, реакция уже началась, но чтобы она протекала быстрее, что нужно сделать? ( нагреть)

- Нагреваем, повторим, как нужно держать пробирку для собирания газа? ( дном вверх)

- Запах аммиака знаком многим, особенно девочкам, которые использовали краску для волос, т.е аммиак легко распознать по запаху. Кто желает его ощутить? Вспомните правила ТБ.

-А теперь я прошу тебя (тот же ребенок) поднести к трубке с газом влажную фенолфталеиновую бумажку и описать произошедшие изменения. Почему изменился цвет? ( Аммиак проявляет основные свойства)

- Вот почему его называли «щелочной воздух»

- Вы сказали , что аммиак хорошо растворяется в воде. В каких объемах? (1:700) Посмотрим как это происходит.

Демонстрация опыта «Растворение аммиака в воде»

Са(ОН)2+NH4Cl=CaCl2+NH3+2H2O

- Запишите данную реакцию.

Итак, как мы можем получить аммиак?

4. Сразу же перейдем к химическим свойствам аммиака:

- Запишите цифру 4 – «Химические свойства»

При рассмотрении аммиака в воде, часть молекул взаимодействует с водой , рассмотрим как протекает данная реакция.

а) с водой

- Как вы знаете у атома азота есть неподеленная электронная пара электронов, а у катиона водорода в молекуле воды – вакантная орбиталь. Т.О азот будет отдавать свою пару электронов – т.е он будет донором. Водород будет ее принимать - он будет – акцептором, его дело предоставить электронам азота удобную «квартиру» - атомную орбиталь. В результате НЭП переходит на свободную орбиталь катиона водорода, т.о. формируется ковалентная связь образуется сложный катион аммония. ( он заряжен положительно) Такой механизм образования ковалентной связи называется донорно-акцепторный.

Н

. . . .

Н N Н + Н+ О Н- ↔ Н – N – Н ОН -

Н акцептор Н ион аммония

донор

Образовавшееся вещество называется гидроксид аммония. Это водный раствор аммиака. Почему он окрашивает ф-ф в малиновый цвет? ( Гидроксид аммония – это слабое основание)

- Даная реакция обратима, поэтому аммиак легко улетучивается, и мы можем ощущать его запах

- Итак, в катионе аммония атом азота образует с атомами водорода три ковалентные знакомые нам полярные связи (т. к. Э. О. азота больше, чем у водорода) за счет общих электронных пар. Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно – акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь.

- Следует запомнить так же, что в ионе аммония валетность азота IV, а степень окисления -3.

Водный раствор аммиака имеет широкое значение: так, например, 10%-й раствор аммиака в воде называется нашатырный спирт и применяется медицине при обморочных состояниях, 25% раствор аммиака в воде называют аммиачной водой и используют в технике.

- Аммиак легко взаимодействует с кислотами

- В растворе кислот много ионов водорода. Как вы думаете, будет ли аммиак взаимодействовать с кислотами?

- Конечно, и механизм протекания данной реакции аналогичен предыдущему.

Запишем - б) с кислотами и разберем эту реакцию

Н

. . . .

Н –N– H + H+ Cl- → H –N – H Cl- или NH4Cl

│ │

Н Н

В ходе реакции образуется соль, которая называется хлорид аммония ( нашатырь).

Эту реакцию мы видели вначале урока, хлорид аммония – это и есть «белый дым», который выливался из колбы, это мельчайшие кристаллики соли.

__________________________________________________

Вот что писал детский поэт про химические свойства аммиака:

Добрый старый аммиак,
Он богач, и он бедняк,
Богат неподеленными своими электронами, 
Но только, вот беда, ему
В растворе скучно одному.
Он погулять готов всегда:
Там кислота, а тут вода…
Потом, обобранный до нитки,
Он плачет: «Где мои пожитки?
Какое это беззаконие:
Стал катионом я аммония!»

_____________________________________________________

-Следующее свойство – это горение аммиака .

-Запишем «3) горение»

ДЕМОНСТРАЦИЯ: В склянку с раствором аммиака опускаем горящую лучинку – наблюдаем, как она гаснет.

- Итак, аммиак не горит!

Но на самом деле реакция горения аммиака возможна, но при определенных условиях: посмотрите эти реакции в учебнике на стр. 49 в таблице 13.

А теперь я попрошу вас поработать в паре и выполнить следующее задание: обсудите, какие продукты реакции образуются в этих реакциях, и в какой из них азот теряет больше электронов.

-Готовы, проверим.

Слушают учителя.












Записывают .





Ученик работает у доски, остальные записывают в тетрадь





Предполагают, что 3 не спаренных электрона объединяются с 3-мя электронами водорода.

Отвечают - за счет образования общих электронных пар


-Азота, т.к он более электроотрицателен




Записывают.


Самостоятельно изучают свойства, записывают их в тетрадь.

Озвучивают, отвечают на вопрос.


Записывают.



Называют реакцию : водород + азот

Записывают в тетрадь, один ученик работает у доски

Дают характеристику реакции












Смотрят демонстрацию



-Нагреть


- Дном вверх



Выходит один ученик.

Вещества нужно нюхать осторожно, направляя к себе газ движением руки.

Нюхает газ, подносит фенолфталеиновую бумажку, описывает изменения.

Делают вывод, что аммиак проявляет основные свойства







Записывают




Отвечают.












Записывают реакцию, слушают объяснение.

















Делают вывод: Гидроксид аммония – это слабое основание







Слушают.

























Записывают реакцию.


























Записывают, смотрят демонстрацию.






Выполняют задание в паре.




Озвучивают ответ.

4. Закрепление

-Ребята, давайте вернемся к нашему плану урока.

Посмотрите, какие пункты у нас остались, не рассмотрены.

- Верно, мы не рассмотрели области применения аммиака.

- Это будет ваше домашнее задание.

- А по рассмотренным пунктам у вас есть ко мне вопросы?

- Тогда я предлагаю вам выполнить тест и самим проанализировать, как вы усвоили тему.

- Теперь прошу вас провести самооценку, сверив свои ответы с правильными ответами на слайде, и поставить себе оценку используя критерии:

5 правильных ответов - оценка «5»

4 правильных ответа - оценка «4»

3 правильных ответа - оценка «3»

2 правильных ответа - оценка «2»

- На основании теста, сделайте вывод о том, на что каждому их вас нужно обратить внимание.








Выполняют тест, проводят самооценку.

5. Оценочно – рефлексивный этап


Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


Итак, давайте ребята подведем итог нашего урока:

- С каким газом мы сегодня познакомились?

- Что мы про него узнали?

- Чему вы научились на уроке?

______________________________________________________________________________________________________________

Все, верно, теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 17 , перечислить области применения в виде следующей схемы

-Всем спасибо за урок!

- Мне было очень приятно с вами познакомится и легко работать

- До свидания!


Отвечают на вопросы.






Записывают домашнее задание












Тест

Вариант 1.

1.Азот при обычных условиях – это:

а) тяжелый металл; б) бесцветная маслянистая жидкость; в) одноатомный инертный газ; г)газ без цвета и запаха, молекула двухатомная.

2.В ходе реакции между хлоридом аммония и гидроксидом кальция образуется

а) осадок голубого цвета ; б) выделяется газ – аммиак; в) растворимая соль; г) реакция не идет.

3.Аммиак горит в кислороде в присутствии катализатора с образованием?

а) азота; б)оксида азота (II); в)оксида азота (III); г) образуется азотная кислота.

4. Степень окисления азота в молекуле аммиака?

а) 0; б) +3; в) -3; г)+5.

5.Нашатырный спирт:

А) раствор аммиака в воде; б) раствор аммиака в спирте; в) хлорид аммония; г) поваренная соль


Вариант 2.

1.Азот входит в главную подгруппу:

а) IV группы; б) V группы; в) VI группы; г) VII группы.

2.Раствор аммиака в воде окрашивает фенолфталеин в:

а) желтый цвет; б) синий цвет; в) фиолетовый цвет; г)малиновый цвет.

3.Аммиак горит в кислороде без катализатора с образованием:

а) азота; б) оксида азота (II); в) оксида азота (III); г) азотной кислоты.

4.Валентность азота в молекуле аммиака:

а) V; б) III; в)II; г)IV

5. Нашатырь – это:

а) раствор аммиака в воде; б) раствор аммиака в спирте; в) хлорид аммония; г) поваренная соль.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!