Тема: Борьба русских, земель с западными завоевателями
Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.
Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.
Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.
Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.
Оборудование: карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», схемы Невской битвы и Ледового побоища, флеш-анимация карт, Презентация «Борьба русских земель с западными завоевателями»,отрывки из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83
Ход урока
I.Опрос домашнего задания.
(перед началом фронтального опроса , часть ребят получат карточки с заданиями Приложение № 1)
А) индивидуальная работа по карточкам
Б) фронтальный опрос:
Каков был уровень развития монгольского государства во второй половине XII века?
В чем особенности государства монголов?
Когда и где Тимучин был провозглашен великим ханом? Какие события этому предшествовали?
Когда впервые русские столкнулись с монголо-татарами на поле битвы?
Почему русские князья проиграли битву на Калке?
Когда монголы приняли решение о походе к «последнему морю»? Что под этим подразумевалось?
Какую дань потребовали монголо-татары с Рязанского княжества? Как ответили рязанцы? Почему?
В чем причины падения Рязани?
Что произошло 4 марта 1238 года?
Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы-татары победили?
В) Обобщение опроса и объявление темы урока (слайды 1-7)
II. Изучение нового материала.
План.
Походы шведов и крестоносцев.
Невская битва.
Ледовое побоище.
Учитель говорит:
- Монголо-татары в XIII веке, разорившие Русь, были не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг - немецкие и шведские рыцари.
Актуализируем внимание учащихся. (слайды 8-10)
Вспомните из истории средних веков, с какой целью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?
Что привлекало крестоносцев на Востоке?
- Каковы причины и повод этих походов?
Обобщая ответы учащихся, учитель ставит перед классом проблемное задание:
- В чем заключался полководческий талант Александра Невского?
Учитель может дополнить ответы учащихся следующими сведениями (слайд 11):
- О напряженности борьбы с иноземными захватчиками свидетельствуют факты: с середины XII века до н. XV века новгородцы и приходившие им на помощь «ни-
зовские» полки 26 раз воевали со шведскими рыцарями, 5 раз - с норвежскими, 11 раз - с немецкими, 14 раз – с литовскими. Только в XIII веке новгородцы совершили не
сколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать
продвижению крестоносцев (в 1210, 1212, 1217, 1223 гг.).
Рыцари продолжали натиск, создалась прямая угроза Нов городу и Пскову.(слайды 12-14)
Желательно дать характеристику вооружению западноевропейских рыцарей и русских воинов.(слайды 15-16)
Школьники имеют сведения о рыцарях, поэтому организуем беседу:
Как были вооружены западноевропейские рыцари?
Какие доспехи имели?
Как велась подготовка рыцарей к военным походам?
Какова была тактика ведения боя?
Учитель приводит сведения о вооружении русских воинов:
- Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатные люди) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была малочисленной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные приспособления (пороки). Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.
3. Невская битва. (слайды 17-20)
Заслушивается сообщение о личности Александра Невского.
Рассказ учителя о Невской битве строится с использованием схемы боя , и дополнительных сведений из «Повести о житии Александра Невского»,
Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:
4.Рассказ о Ледовом побоище (слайды 21-25)
учитель начинает с характеристики военных действий в 1242 году. Для конкретизации материала учитель может использовать фрагменты из кинофильма «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83
Вопросы для закрепления:
Сравните состав и вооружение немецких и русских войск.
Какой был боевой порядок и расстановка сил русских накануне битвы на Чудском озере?
Какова была их тактика ведения боя?
Почему русские одержали победу?
Проверяется поставленное в начале урока проблемное задание.
III. Завершая урок, учитель может сообщить следующее (слайды 26-27):
- Потомки чтят память полководца. ,
Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.
Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых.
За несколько лет до начала Великой Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм СМ. Эйзенштейна «Александр Невский».
В 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры за выбор «удачного места для внезапного, смелого и стремительного нападения на врага и нанесения ему крупного поражения с малыми потерями для своих войск»
.
Выставление оценок за урок.
V.Домашнее задание: прочитать § 13; ответить на вопросы; творческое задание: подготовить сочинение «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке» или рисунок на тему «Ледовое побоище».
Использованная литература:
Поручные планы 6 класс II часть сост. М.Н.Назаренко, издательство «Учитель -АСТ», г.Волгоград 2003 г.