СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме «Борьба русских земель с западными завоевателями».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 6 классе по теме «Борьба русских земель с западными завоевателями». Данная разработка составлена на основе УМК  А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «история России с древнейших времён до концаXVI в.» . В разработку включены  индивидуальные задания(приложение1), коллективное воспроизведение изученного раннее. В презентации использована флеш- анимация и отрывки из фильмов (чтобы воспроизвести фильм, необходимо  выйти из презентации).К презентации прилагается методическое сопровождение в виде конспекта урока. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Борьба русских земель с западными завоевателями».»

Тема: Борьба русских, земель с западными завоевателями


Цель урока: Создать представление какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев и шведов на уроке истории и музыки.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского.

  2. Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности.

  3. Воспитывать у учащихся любовь к Родине на примере жизнедеятельности Александра Невского.

Основные понятия: рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы.

Оборудование: карта «Русские земли в ХП-ХШ вв.», схе­мы Невской битвы и Ледового побоища, флеш-анимация карт, Презентация «Борьба русских земель с западными завоевателями»,отрывки из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

Ход урока

I.Опрос домашнего задания.

(перед началом фронтального опроса , часть ребят получат карточки с заданиями Приложение № 1)

А) индивидуальная работа по карточкам

Б) фронтальный опрос:

  • Каков был уровень развития монгольского госу­дарства во второй половине XII века?

  • В чем особенности государства монголов?

  • Когда и где Тимучин был провозглашен великим ханом? Какие события этому предшествовали?


  • Когда впервые русские столкнулись с монголо-татарами на поле битвы?

  • Почему русские князья проиграли битву на Калке?

  • Когда монголы приняли решение о походе к «по­следнему морю»? Что под этим подразумевалось?

  • Какую дань потребовали монголо-татары с Рязан­ского княжества? Как ответили рязанцы? Почему?

  • В чем причины падения Рязани?

  • Что произошло 4 марта 1238 года?

  • Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголы-татары победили?

В) Обобщение опроса и объявление темы урока (слайды 1-7)

II. Изучение нового материала.

План.

  1. Походы шведов и крестоносцев.

  2. Невская битва.

  3. Ледовое побоище.

Учитель говорит:

- Монголо-татары в XIII веке, разорившие Русь, бы­ли не единственными врагами. На западе существовал еще один опасный и коварный враг - немецкие и шведские ры­цари.

Актуализируем внимание учащихся. (слайды 8-10)

  • Вспомните из истории средних веков, с какой це­лью западноевропейские рыцари вели крестовые походы?

  • Что привлекало крестоносцев на Востоке?

- Каковы причины и повод этих походов?


Обобщая ответы учащихся, учитель ставит перед классом проблемное задание:

- В чем заключался полководческий талант Алек­сандра Невского?

Учитель может дополнить ответы учащихся сле­дующими сведениями (слайд 11):

- О напряженности борьбы с иноземными захват­чиками свидетельствуют факты: с середины XII века до н. XV века новгородцы и приходившие им на помощь «ни-
зовские» полки 26 раз воевали со шведскими рыцарями, 5 раз - с норвежскими, 11 раз - с немецкими, 14 раз
с литовскими. Только в XIII веке новгородцы совершили не­
сколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать
продвижению крестоносцев (в 1210, 1212, 1217, 1223 гг.).
Рыцари продолжали натиск, создалась прямая угроза Нов­ городу и Пскову.(слайды 12-14)

Желательно дать характеристику вооружению за­падноевропейских рыцарей и русских воинов.(слайды 15-16)

Школьники имеют сведения о рыцарях, поэтому ор­ганизуем беседу:

  • Как были вооружены западноевропейские рыцари?

  • Какие доспехи имели?

  • Как велась подготовка рыцарей к военным походам?

  • Какова была тактика ведения боя?

Учитель приводит сведения о вооружении русских воинов:

- Войска Новгорода состояли из дружин князя (знатные люди) и ополчения, куда входили ремесленники и крестьяне, призывавшиеся в войско в наиболее важных случаях. Основой войска была пехота, конница была мало­численной. Вооружение состояло из ударных метательных копий, мечей, топоров, самострелов. Для осады крепостей использовали стенобитные (тараны) и метательные при­способления (пороки). Защитное вооружение новгородцев состояло из щита, который закрывал воина от плеч до колен, кольчужные рубахи, сделанные из железных колец, и шлема - шишака.


3. Невская битва. (слайды 17-20)

Заслушивается сообщение о личности Александра Невского.

Рассказ учителя о Невской битве строится с исполь­зованием схемы боя , и дополнительных сведений из «Повести о житии Александ­ра Невского»,

Слушая рассказ, учащиеся работают со схемой учебника и готовят ответы на вопросы:

  • Каково было боевое настроение русских воинов?

  • Каков был план Александра Ярославича?

  • Какие слои населения принимали участие в Нев­ской битве?

  • Что определило победу русских воинов?

  • Каково значение этой победы?

4.Рассказ о Ледовом побоище (слайды 21-25)

учитель начинает с харак­теристики военных действий в 1242 году. Для конкрети­зации материала учитель может использовать фрагменты из кинофильма «Александр Невский», мультипликационный фильм проекта ТВЦ «История государства Российского» серия № 83

Вопросы для закрепления:

  • Сравните состав и вооружение немецких и рус­ских войск.

  • Какой был боевой порядок и расстановка сил рус­ских накануне битвы на Чудском озере?

  • Какова была их тактика ведения боя?

  • Почему русские одержали победу?

Проверяется поставленное в начале урока проблем­ное задание.

III. Завершая урок, учитель может сообщить следующее (слайды 26-27):

- Потомки чтят память полководца. ,

Так, Петр I приказал перенести прах Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре.

Русская Православная Церковь причислила Алексан­дра Невского к лику святых.

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны К. Симонов написал поэму «Ледовое побоище», в годы войны был поставлен фильм СМ. Эйзенштейна «Александр Невский».

В 1942 году был учрежден орден Александра Нев­ского, которым награждались офицеры за выбор «удачно­го места для внезапного, смелого и стремительного напа­дения на врага и нанесения ему крупного поражения с ма­лыми потерями для своих войск»

.

  1. Выставление оценок за урок.

V.Домашнее задание: прочитать § 13; ответить на во­просы; творческое задание: подготовить со­чинение «Борьба с иноземными захватчиками в XIII веке» или рисунок на тему «Ледовое побоище».

Использованная литература:

  1. Поручные планы 6 класс II часть сост. М.Н.Назаренко, издательство «Учитель -АСТ», г.Волгоград 2003 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!