Открытый урок по окружающему миру
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 «а»
Тема: Что такое деньги.
Программа: Окружающий мир («Мир вокруг нас») А.А.Плешаков («Школа России»)
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Выполнила учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2
Гребенщикова Людмила Фаридовна
Аннотация.
Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость.
Тема урока «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.
Структура урока.
Ценности, положенные в структуру урока:
1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
Актуальность .
Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни. Урок предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Урок способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения урока учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Урок позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников; грамотно сформировать материальные потребности учеников; сделать школьную жизнь ребят интересней; развить практический опыт работы с компьютером, поиском информации; сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах; научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
- государственную символику России; денежный механизм; нумизматику. основные функции денег; что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
- показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; объяснить, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; объяснять функции денег; рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.
Цели учеников / Результаты обучения:
Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «цена», «покупка товаров».
Развивающий аспект - развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейного бюджета.
Учебный аспект – знакомство с базовыми экономическими понятиями по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, получение опыта принятия решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.
Воспитательный аспект – воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Личностные универсальные учебные действия
1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям:
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
2. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
1. Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
2. Познавательные УУД, формирующие умственные операции:
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
3. Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
ЦЕЛЬ УРОКА:
Определить основное назначение денег.
ЗАДАЧИ:
1.Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги.
2.Выявить причины возникновения денег.
3.Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;
4.Воспитывать бережливость.
В ходе урока учащиеся:
Актуализируют:
- представления об особенностях товарно-денежных отношений;
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей;
- представления о денежных единицах разных стран;
- представления о функциях денег в жизни человека.
Приобретают:
- представления о том, что такое деньги;
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения;
- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»;
- представления о самых первых денежных средствах на Руси.
Закрепляют:
- навыки работы в группе, фронтально и индивидуально;
- умения работать с различными источниками информации (текстовой, ИКТ, наглядной);
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
Этапы урока и их продолжительность.
1.Организационный момент. 1 мин.
2 Актуализация знаний 2 мин.
3. Целеполагание и мотивация.5 мин.
4. Открытие нового знания. 25 мин.
5. Исследовательская работа 3 мин.
6. Итог урока. 2 мин.
7. Рефлексия 2 мин.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | УУД |
Орг.момент | Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов. | Регулятивные (формирование целевых установок) Личностные (отношение к учебной деятельности) |
Актуализация знаний | Сценка с булочкой. Начинается диалог детей. Заходит один ученик с булочкой в руке. Другой идет на встречу из класса и говорит ему: - Саш, а ты где булочку взял? - В буфете! - Сколько стоит? - 15 рублей. Ищет в кармане достает мелочь, считает и говорит: - Ну что? - Да не хватает. - Сколько? - Да, 2 рубля. - И у меня больше денег нет. Ладно, Артём, не переживай! -На, возьми! (делит булочку пополам)
| Личностные (отношение к учебной деятельности) Регулятивные (формирование целевых установок) |
Целеполагание и мотивация
Работа по учебнику стр.66-68 | - Ребята, так о чем у нас сегодня будет разговор на уроке? (о деньгах) Значит тема урока: (Что такое деньги). Определим цель урока: определить основное назначение денег. -А, вы, можете сейчас сказать, что такое деньги. Давайте с помощью приема « кластер» предположим, что деньги – это …………….(пишу на доске) Экономика Денежные единицы Объединим в группы (экономика, денежные единицы). Дети обобщают: - Деньги – это экономика. В нее входят……. - Деньги – это денежные единицы…… Это наше с вами понятие. Давайте обратимся к учебнику. Приготовили карандаши.
Чтение с пометками. Каждый абзац имеет что-то главное. Какие пометки сделали? - Как вы понимаете слово бартер? (карточку на доску) -Как вы думаете в глубокой древности этот прием мог быть использован? -Что могли обменять? Обсудим ситуацию. (три человека к доске)
- Давайте представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка. -Как они будут обмениваться? Помогите им. - Как называется такой обмен? Следующая пометка. - Как вы себе представляете такой обмен, как купля-продажа? (карточку на доску) Следующая пометка. - Какие денежные единицы вы знаете? Следующая пометка. - Что называем сбережением? - Кто такие нумизматы? - Итак, вывод. - Так, что же такое деньги? (в учебнике)- особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги. Дописываю на доске (особый товар)
| Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге) Познавательные (умственные операции, методы познания окружающего мира)
Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)
Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)
Личностные (отношение к учебной деятельности) |
«Открытие» нового знания | - Продолжаем работать. Используя прием «Зигзаг», поработаем в группах. Вы выбираете своего эксперта, который потом защищает и представляет свою работу от группы. У каждой группы свое задание, так как тема урока очень объемная. Вам нужно составить по вашему выбору: план рассказа, таблицы, схемы, прием «кластер», опорные слова. Вопросы есть? Время пошло………… Итак, готовы? Эксперты берут свои работы, садятся отдельно. - -- Расскажите, что вы узнали? (наша тема:….Я оцениваю свою группу на ……..) -Есть вопрос к эксперту? Следующий эксперт… - Последнее задание для каждой группы, переверните свои листы и составьте свой «синквейн». Записываем. Деньги. -
-
-
Необходимость. Итак, делаем вывод. | Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность) Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом) Познавательные (умственные операции, поисковая деятельность, методы познания окружающего мира) Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям) |
Исследовательс-кая работа | Алёшу заинтересовала эта тема, и он решил узнать историю образования и развития денег. Давайте его послушаем.
| Познавательные ( умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность) Личностные ( отношение к учебной деятельности) |
Подведение итогов | - Вернемся к цели урока (читаю). - Как вы думаете, цель достигнута ? - Узнали, что такое деньги? - На следующем уроке мы продолжим наш разговор.
| Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности) Коммуникативные (умение участвовать в учебном диалоге) Личностные (отношение к учебной деятельности) |
Рефлексия | Кому понравилось на уроке? Чем? -Кто считает, что на уроке было не интересно? -Да мне тоже понравился наш урок. Всем спасибо! | Регулятивные ( формирование контрольно-оценочной деятельности)
|
Домашнее задание | Написать сочинение – рассуждение (по выбору) В этом мире все решают деньги. Можно ли купить здоровье?
| Личностные (отношение к учебной деятельности) Регулятивные (формирование целевых установок, контрольно-оценочной деятельности) |
Самоанализ урока
Урок окружающего мира в 3 классе по теме « Что такое деньги» (программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» «Школа России») является уроком ознакомления с новым материалом.
При планировании урока были учтены уровень подготовленности класса в целом к изучению темы, а также индивидуальные способности слабоуспевающих учеников. Для организации работы на уроке важно владеть информацией о познавательном потенциале ученика. Эти сведения складывались из ежедневных наблюдений за детьми специально организованных методик. Руководствуясь этим, мы разделились на группы.
Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по окружающему миру в 3 класса начальной школы, ФГОС второго поколения.
Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке использовала ИКТ, что позволило эффективно и полезно использовать время на уроке и прививать интерес к предмету.
На уроке были использованы приёмы «кластер», «синквейн», «зигзаг».
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.
Цель в течение урока была достигнута.
Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания. Урок можно назвать развивающим. Основной путь развивающего обучения -включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения
Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.
12