СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Что такое деньги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в  группах). 

Просмотр содержимого документа
«Сибирчиков А»

Тема моей работы: «История образования и развития денег».

Деньги. Медные, серебряные, бумажные нужны каждый день. Мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Так что же такое деньги? Этот вопрос думаю, волнует не только меня. Я поставил перед собой цель выяснить это.

Цель:

Из цели вытекают задачи.





Гипотеза (Мое предложение): деньги – это металлические или бумажные знаки, которые являются тем необходимым средством при купле-продаже.

Методы: наблюдение, опрос взрослых.

  1. Чтобы ответить на главный вопрос необходимо изучить историю возникновения денег и пути их эволюции.

  2. В ходе работы я узнал, что основная причина появления денег – это развитие торговли.

  3. Я изучил путь от ракушек до бумажных денежных купюр и пластиковых карточек, которыми пользуются сейчас.

  4. Таким образом, я пришел к выводу, что деньги - это металлические или бумажные знаки, которые являются мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и средством накопления.

Моя гипотеза подтвердилась.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок по окр.миру Что такое деньги»







Открытый урок по окружающему миру



Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «а»

Тема: Что такое деньги.

Программа: Окружающий мир («Мир вокруг нас») А.А.Плешаков («Школа России»)

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.






















Выполнила учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2


Гребенщикова Людмила Фаридовна










Аннотация.


Представленная разработка ориентируется на учебно-методический комплект А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 класс. Результативность при изучении темы урока достигается благодаря деятельностному подходу, учащиеся вовлечены в разные виды деятельности (слушание, беседу, рассматривание иллюстраций, иллюстрирование, работу в группах). Активные методы обучения формируют у учащихся умения самостоятельно приобретать знания, а не получать их в готовом виде. На уроке дети закрепляют умения ориентироваться в больших объемах информации, работают с разными источниками (текстовыми, иллюстративными, ИКТ). Кроме предметных умений у учащихся формируются и общеучебные компетенции: работа с текстом, умение сравнивать, обобщать, приводить аргументы, примеры. Развивается внимание, память, мышление, речь, кругозор учащихся. Данная разработка позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, организовать посильную и эффективную деятельность для всех детей. Для каждого ученика на уроке есть возможность создать ситуацию успеха, почувствовать свою значимость. 
Тема урока «Что такое деньги?» связана с личным опытом учащихся, который они могут расширить, применить в нестандартных ситуациях. Прочное усвоение знаний обеспечивается применением наглядности, без которой невозможно получить полные представления по теме.




Структура урока.


Ценности, положенные в структуру урока:

1.Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

4. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

Актуальность .


Тема «Что такое деньги» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие бытовые, финансовые и производственные сферы жизни. Урок предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач. Урок способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся. В результате проведения урока учащиеся получат полное представление о денежном механизме. Урок позволит: улучшить психологический климат в семьях учеников; грамотно сформировать материальные потребности учеников; сделать школьную жизнь ребят интересней; развить практический опыт работы с компьютером, поиском информации; сформировать способности сотрудничества и взаимопомощи при работе в группах; научит анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.


В результате изучения окружающего мира ученик должен:

знать/понимать:

- государственную символику России; денежный механизм; нумизматику. основные функции денег; что такое продажа, покупка, цена, в чем трудности обмена и что деньги помогают разрешению этих трудностей

уметь:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.

- показывать на примерах трудности бартерного обмена и то, как деньги способствуют их разрешению; привести примеры товаров, которые использовались в качестве денег в разное время и в разных странах; объяснить, почему одни товары можно легко использовать в качестве денег, а другие - затруднительно; объяснять функции денег; рассчитывать стоимость своей покупки и величину сдачи.


  • Цели учеников / Результаты обучения:
    Познавательный аспект- знакомство с понятиями «деньги», «цена», «покупка товаров».

  • Развивающий аспект - развитие практического опыта, необходимого для работы в небольших группах, правильного выбора при покупке товаров, правильного расхода семейного бюджета.

  • Учебный аспект – знакомство с базовыми экономическими понятиями по данной теме, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни, получение опыта принятия решения, учитывая экономические аспекты и факторы, исследуя и анализируя жизненную ситуацию.

  • Воспитательный аспект – воспитание у учащихся бережного отношения к деньгам, к труду родителей, формирование потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в группе, умения анализировать информацию, излагать свою точку зрения, уважая мнение других.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Личностные универсальные учебные действия

1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям:

 идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

 проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

 проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности:

 воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;

 выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

 оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

 применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

1. Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:

 удерживать цель деятельности до получения её результата;

 планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

2. Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

 осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

 анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

 оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия

1. Познавательные УУД, отражающие методы познания окружающего мира:

 различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение)

 выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

 анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

 воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

2. Познавательные УУД, формирующие умственные операции:

 сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

 выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

 классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

 приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

3. Познавательные УУД, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:

 высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;

 выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

 преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

1. Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:

 воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

2. Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:

 оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

 описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;


ЦЕЛЬ УРОКА:

Определить основное назначение денег. 

ЗАДАЧИ:

1.Познакомить с историей развития денег, с монетами, денежными единицами: выяснить, что такое деньги.

2.Выявить причины возникновения денег.

3.Развивать речь детей, учить вырабатывать своё мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;

4.Воспитывать бережливость.

В ходе урока учащиеся: 
Актуализируют: 
- представления об особенностях товарно-денежных отношений; 
- знания и представления о видах денег, их характерных особенностях, путях появления у людей; 
- представления о денежных единицах разных стран; 
- представления о функциях денег в жизни человека. 
Приобретают: 
- представления о том, что такое деньги; 
- знания, расширяющие кругозор в области товарно-денежных отношений, объясняющие зависимость между ценой, стоимостью и количеством товара; 
- умения устанавливать причинно-следственные связи между возникновением и развитием денежного обращения; 
- умения сравнивать анализируемые понятия: «обмен», «купля-продажа»; 
- представления о самых первых денежных средствах на Руси. 
Закрепляют: 
- навыки работы в группе, фронтально и индивидуально; 
- умения работать с различными источниками информации (текстовой, ИКТ, наглядной); 
- умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать; 
- качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, бережливое отношение к деньгам, уважительное отношение к тем, кто зарабатывает деньги, рациональное использование получаемых от взрослых денежных средств.

Тип урока: объяснение нового материала.



Оборудование:

  • компьютер

  • карточки (словарные слова)

  • учебник для 3 класса " Окружающий мир" часть 2;

  • ватман.





Этапы урока и их продолжительность.


1.Организационный момент. 1 мин.

2 Актуализация знаний 2 мин.

3. Целеполагание и мотивация.5 мин.

4. Открытие нового знания. 25 мин.

5. Исследовательская работа 3 мин.

6. Итог урока. 2 мин.

7. Рефлексия 2 мин.





Ход урока:



Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Орг.момент

Ребята! Вам сегодня предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.


Регулятивные (формирование целевых установок)

Личностные (отношение к учебной деятельности)

Актуализация знаний

Сценка с булочкой.

Начинается диалог детей. Заходит один ученик с булочкой в руке. Другой идет на встречу из класса и говорит ему:

- Саш, а ты где булочку взял?

- В буфете!

- Сколько стоит?

- 15 рублей.

Ищет в кармане достает мелочь, считает и говорит:

- Ну что?

- Да не хватает.

- Сколько?

- Да, 2 рубля.

- И у меня больше денег нет. Ладно, Артём, не переживай!

-На, возьми! (делит булочку пополам)








Личностные (отношение к учебной деятельности)

Регулятивные (формирование целевых установок)


Целеполагание и мотивация





























































Работа по учебнику

стр.66-68

- Ребята, так о чем у нас сегодня будет разговор на уроке? (о деньгах) Значит тема урока: (Что такое деньги).

Определим цель урока: определить основное назначение денег.

-А, вы, можете сейчас сказать, что такое деньги.

Давайте с помощью приема « кластер» предположим, что деньги – это …………….(пишу на доске)

Экономика Денежные единицы

Объединим в группы (экономика, денежные единицы).

Дети обобщают: - Деньги – это экономика. В нее входят…….

- Деньги – это денежные единицы……

Это наше с вами понятие. Давайте обратимся к учебнику. Приготовили карандаши.





Чтение с пометками.

Каждый абзац имеет что-то главное. Какие пометки сделали?

- Как вы понимаете слово бартер? (карточку на доску)

-Как вы думаете в глубокой древности этот прием мог быть использован?

-Что могли обменять?

Обсудим ситуацию. (три человека к доске)







- Давайте представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка.

-Как они будут обмениваться? Помогите им.

- Как называется такой обмен?

Следующая пометка.

- Как вы себе представляете такой обмен, как купля-продажа? (карточку на доску)

Следующая пометка.

- Какие денежные единицы вы знаете?

Следующая пометка.

- Что называем сбережением?

- Кто такие нумизматы?

- Итак, вывод.

- Так, что же такое деньги? (в учебнике)- особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

Дописываю на доске (особый товар)




Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге)

Познавательные (умственные операции, методы познания окружающего мира)















































Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)





Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)





Личностные (отношение к учебной деятельности) 


«Открытие» нового знания

- Продолжаем работать. Используя прием «Зигзаг», поработаем в группах. Вы выбираете своего эксперта, который потом защищает и представляет свою работу от группы.

У каждой группы свое задание, так как тема урока очень объемная. Вам нужно составить по вашему выбору: план рассказа, таблицы, схемы, прием «кластер», опорные слова.

Вопросы есть? Время пошло…………

Итак, готовы? Эксперты берут свои работы, садятся отдельно. - -- Расскажите, что вы узнали? (наша тема:….Я оцениваю свою группу на ……..)

-Есть вопрос к эксперту?

Следующий эксперт…

- Последнее задание для каждой группы, переверните свои листы и составьте свой «синквейн». Записываем.

  1. Деньги.

  2. Необходимость.

Итак, делаем вывод.


Регулятивные ( формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность)

Коммуникативные (участие в учебном диалоге, умение работать с текстом)

Познавательные (умственные операции, поисковая деятельность, методы познания окружающего мира)

Личностные (отношение к учебной деятельности, отношение к социальным ценностям)

Исследовательс-кая работа

Алёшу заинтересовала эта тема, и он решил узнать историю образования и развития денег. Давайте его послушаем.














Познавательные ( умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность)

Личностные ( отношение к учебной деятельности)

 

Подведение итогов


- Вернемся к цели урока (читаю).

- Как вы думаете, цель достигнута ?

- Узнали, что такое деньги?

- На следующем уроке мы продолжим наш разговор.











Регулятивные (формирование контрольно-оценочной деятельности)

Коммуникативные (умение участвовать в учебном диалоге)

Личностные (отношение к учебной деятельности) 


Рефлексия

Кому понравилось на уроке? Чем?

-Кто считает, что на уроке было не интересно?

-Да мне тоже понравился наш урок. Всем спасибо!


Регулятивные ( формирование контрольно-оценочной деятельности)
















Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение (по выбору)

  1. В этом мире все решают деньги.

  2. Можно ли купить здоровье?



 

Личностные (отношение к учебной деятельности)

Регулятивные (формирование целевых установок, контрольно-оценочной деятельности)

































Самоанализ урока

Урок окружающего мира в 3 классе по теме « Что такое деньги» (программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» «Школа России») является уроком ознакомления с новым материалом.

При планировании урока были учтены уровень подготовленности класса в целом к изучению темы, а также индивидуальные способности слабоуспевающих учеников. Для организации работы на уроке важно владеть информацией о познавательном потенциале ученика. Эти сведения складывались из ежедневных наблюдений за детьми специально организованных методик. Руководствуясь этим, мы разделились на группы.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по окружающему миру в 3 класса начальной школы, ФГОС второго поколения.

 Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На уроке использовала ИКТ, что позволило эффективно и полезно использовать время на уроке и прививать интерес к предмету.

На уроке были использованы приёмы «кластер», «синквейн», «зигзаг».

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

Цель в течение урока была достигнута.

Урок имел форму познавательной и обобщающей фронтальной деятельности. При выполнении заданий ученики показывают и закрепляют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания. Урок можно назвать развивающим. Основной путь развивающего обучения -включение учащихся в творческую деятельность, становление младшего школьника как субъекта учения

 Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку. Я считаю, что уроки такой формы удачны, учащиеся с интересом применяют, используют свои знания.

12



Просмотр содержимого документа
«для групп»

Названия сторон монеты.



Лицевая сторона монеты – аверс.

На лицевой стороне всегда чеканится номинал монеты.

Оборотная сторона монеты – реверс.

На нём чеканятся государственные символы.

Ребро монеты – гурт.

Надпись на монете – «легенда».











Металлические деньги.



Самыми удобными деньгами оказались металлические. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.

Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – по-дешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие. Первые металлические монеты появились 27 веков назад на территории нынешней Турции.

Металлические деньги имели долговечность, способность храниться, прочность и удобство в обращении.

Но у них оказался важный недостаток – они тяжёлые и занимали много места. Деньги постепенно истирались, у монеты уменьшался вес. Деньги неудобно и опасно было с собой возить богатым купцам, так как грабители и разбойники могли их найти и напасть.





















Бумажные деньги.



Бумажные деньги – это важнейшее открытие человечества.

Первые бумажные деньги появились в 8 веке в Китае из-за нехватки металла. Они были с подписями богатых людей и красной императорской печатью.

В России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина 2.

Они очень удобны, их легче хранить, считать. Деньги защищаются специальными знаками (водяными цветосхемами). Это делается для защиты государственных денег. Бумажные деньги не размениваются на драгоценные металлы, на них написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

























Современные деньги.



В разных странах сейчас используют различные денежные единицы.

В России – это рубль.

Деньги Соединённых Штатов Америки (США)доллар.

В Казахстане - тенге.

Во многих странах Европы действует единая денежная единица – евро.



























Первые деньги.



Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.

Первыми деньгами у народов, занимавшихся животноводством, служил скот.

В Японии – рис, в Африке вместо денег были куски соли. В Китае – спрессованные чайные листья. В Южной Америке – стеклянные бусы.

У охотничьих народов Сибири, а также у древних славян деньгами служил мех пушных животных. У народов, живущих на берегу – ракушки, перья.

В разные времена у разных народов использовались в качестве денег: рыба, камни, топоры и многое другое.



Просмотр содержимого презентации
«Сибирчиков»

Выполнил: Сибирчиков Алексей  ученик 3 а класса Руководитель: Гребенщикова Л.Ф.  учитель начальных классов

Выполнил: Сибирчиков Алексей ученик 3 а класса

Руководитель: Гребенщикова Л.Ф.

учитель начальных классов

Цель: определить что такое деньги.  Задачи: 1. Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни; 2. Объяснить необходимость денег; 3. Способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Цель: определить что такое деньги.

Задачи:

1. Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни;

2. Объяснить необходимость денег;

3. Способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Гипотеза:   Деньги – это металлические или бумажные знаки, которые являются тем необходимым средством при купле - продаже.  Методы:

Гипотеза:

Деньги – это металлические или бумажные знаки, которые являются тем необходимым средством при купле - продаже.

Методы:

  • Наблюдение;
  • Опрос взрослых.
Вывод:   Деньги – это металлические или бумажные знаки, которые являются мерой стоимости при купле – продаже, средством платежей и средством накопления.

Вывод:

Деньги – это металлические или бумажные знаки, которые являются мерой стоимости при купле – продаже, средством платежей и средством накопления.

Просмотр содержимого презентации
«УРОК деньги»

Тема урока: Что такое деньги

Тема урока: Что такое деньги

Первые деньги мех животных ракушки перья рис стеклянные бусы куски соли

Первые деньги

мех

животных

ракушки

перья

рис

стеклянные бусы

куски соли

Первые деньги Прессованный чай бараны камни топоры колокольчики кувшины

Первые деньги

Прессованный чай

бараны

камни

топоры

колокольчики

кувшины

Металлические деньги

Металлические деньги

Металлические деньги  Первые деньги появились 27 веков назад  на территории Турции

Металлические деньги

Первые деньги появились 27 веков назад

на территории Турции

Металлические деньги

Металлические деньги

Бумажные деньги Первые деньги появились в 8 веке в Китае с подписями богатых людей и красной печатью

Бумажные деньги

Первые деньги появились

в 8 веке в Китае с

подписями богатых

людей и красной

печатью

Бумажные деньги на Руси  Бумажные деньги появились в России в 1769 году при Екатерине II

Бумажные деньги на Руси

Бумажные деньги появились в России в 1769 году при Екатерине II

Специальные знаки

Специальные знаки

аверс реверс легенда номинал 10

аверс

реверс

легенда

номинал

10

Современные деньги доллар рубль евро  тенге

Современные деньги

доллар

рубль

евро

тенге


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!