Конспект урока по Живому миру 4 класс Тема «Грибы» Цели урока: познакомить учащихся с грибами. Образовательные задачи: Сформировать у учащихся представление о грибах, их классификации; познакомить с многообразием грибов и правилами сбора. Расширять кругозор учащихся;
Коррекционно-развивающие задачи. коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении; коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание; совершенствовать быстроту, полноту и точность восприятия.
Тип урока: изучение нового материала Используемое оборудование: картинки с грибами, карточки с заданиями для детей.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Психологический настрой - Сегодня вы мне сами назовёте тему урока, отгадав загадку. Учитель читает загадку: Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. (гриб) - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми видами грибов. Узнаем, где они растут, как их собирать и готовить. Какие грибы съедобные, а какие нет. 3. Введение в тему урока. - Наверное, кто-то из вас ходил в лес, собирал грибы. А вернее их плодовые тела. Сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких ветвящихся нитей, которые называют грибница. Грибница живет в земле. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, которые состоят из ножки и шляпки. ![](https://fhd.multiurok.ru/9/7/a/97a98efb1368697470ac92ab1b1d91be2cfb690c/konspiekt-uroka-po-tiemie-griby-zhivoi-mir-dlia-uc_1.jpeg) - Назовите части гриба. - При сборе грибов нужно помнить одно правило: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножом, или отломить шляпку, чтобы не повредить грибницу. Так как если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится и грибы здесь больше никогда не вырастут. 4. Работа по теме урока. - Около 100000 грибов растёт на нашей планете. Размеры грибов также самые различные. Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Для того, чтобы легче было искать грибы, необходимо знать, где какие грибы любят расти. И первый гриб, с которым мы с вами познакомимся поближе – это белый гриб (вывешивается картинка и табличка с названием). - Боровиками эти грибы зовут потому, что любят они расти в сосновых и еловых борах, а белыми от того, что мякоть этих грибов белая, не темнеющая ни при варке, ни при сушке. - У вас на партах лежат карточки с заданиями. Возьмите в руки карточку с заданием № 1 (см. Приложение), прочитаем задание. - Ещё раз посмотрите на гриб. Какого цвета шляпка у Белого гриба? Ножка? После выполнения задания - Как называется этот гриб? - Почему он так называется? – Груздь (вывешивается картинка и табличка с названием). - Название груздя происходит от слова «груда». Эти грибы растут плотно, прижавшись друг к другу, кучками, грудами. О грузде не скажешь, что у него есть любимое дерево. Он прячется под опавшей листвой. Но стоит лишь отыскать один, и через минуту окажется - на лесной полянке целое семейство спряталось. - А теперь возьмите карточку с заданием № 2 (см. Приложение). Задание: Соединить цифры по-порядку и назвать то, что получилось (груздь). - Почему так назвали? – Подосиновик (вывешивается картинка и табличка с названием). - Своё название гриб получил от того, что растёт под осинами. А почему? Да потому, что осенние листья осин багряные (тёмно-красные) и эти грибы нелегко заметить среди яркой опавшей листвы. - Возьмите карточку с заданием № 3 (см. Приложение). Задание: дорисовать 2 половинку. - Что получилось? - Как называется? - Почему так назвали? Физминутка. – Подберёзовик (вывешивается картинка и табличка с названием). - Часто встречается в лесах с берёзами, в берёзовых рощах, за что и получил своё название. Это стройные, изящные грибы, подстать белоствольным берёзам. - А теперь выполним задание на карточке № 4. Задание: выполнить штриховку. - Какой гриб нарисован? - Почему он так назван? – Сыроежки (вывешивается картинка и табличка с названием). - Шапочки сыроежек окрашены в разные цвета. Растут они в самых разных местах, и от места, где вырос этот гриб, зависит цвет шляпки. Например, если под краснеющей осинкой – шляпка красная, если под желтеющей берёзкой – шляпка жёлтая. Бывают шляпки синие, серые, фиолетовые. - Сыроежки любят сырые места, сухости не переносят. Поэтому их так и называют. - Выполним следующее задание. У вас на партах лежат кусочки от целой картинки, вам нужно взять их и подойти к первой парте, на которой вы должны будете собрать картинку. ![](https://fhd.multiurok.ru/9/7/a/97a98efb1368697470ac92ab1b1d91be2cfb690c/konspiekt-uroka-po-tiemie-griby-zhivoi-mir-dlia-uc_2.jpeg) - Что получилось? - Как называются грибы? - Почему они так называются? – О каком грибе пойдёт речь, попробуйте догадаться сами. - Возьмите карточку № 5, прочитайте загадку, назовите гриб. Жёлто-рыжие сестрички, Величают нас… (лисички). - Лисички (вывешивается картинка и табличка с названием). - Это некрупные, ярко-жёлтые грибы, напоминающие лису, поэтому так и названы. Лисички растут в смешанных лесах, где растут сосны и ели, берёзы и осины. - Раскрасьте гриб. - Опята (вывешивается картинка и табличка с названием). - Все грибы растут на земле, а вот этот особенный – мостится повыше, лезет на сухие трухлявые пни. Иногда на одном пне их так много, что можно сразу наполнить большую корзину. - Выполним задание № 6. Сосчитайте и назовите количество грибов, изображённых на картинке. - Маслята (вывешивается картинка и табличка с названием). - Шляпка у маслёнка будто смазана маслом. Она блестит. Отсюда и название. Маслята чаще всего растут на солнечных сосновых опушках, где земля усыпана высохшими сосновыми иголками. Физминутка. - Много интересного мы с вами узнали о грибах. Все эти грибы (картинки на доске) можно употреблять в пищу: их собирают; затем варят, жарят, солят, маринуют – эти грибы называются съедобными. - Есть грибы, которые нельзя употреблять в пищу – их называют несъёдобными. Они ядовитые. В руки их брать нельзя. Попадёт яд на руки, а потом, если вы по забывчивости, возьмёте этими руками пищу, то можно отравиться. - Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Помните об этом и будьте осторожны. - Самые опасные и ядовитые грибы – мухомор и бледная поганка (вывешиваются). Несмотря на то, что эти грибы ядовитые, губить их не следует, так как ими лечатся многие животные в лесу. - Задание № 7. На картинке зачеркнуть все грибы, которые несъедобные. - Как я уже говорила в начале урока, грибов существует очень много. По мере вашего взросления, вы будете знакомиться с ними ближе. Узнавать о них больше. Но вам всегда нужно помнить основные правила сбора грибов. (вывешиваются на доске). (см. Приложение) V. Итог урока: - О чём мы с вами сегодня с вами говорили на уроке? - На какие две группы делятся грибы? - Можно ли грибы есть сырыми? - Как нужно правильно собирать грибы? Выставление оценок. Рефлексия: Закончи предложения: -На уроке я узнал… -Самым интересным для меня было…
Приложение Задание № 1. |