Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение-
Бочанихинская основная общеобразовательная школа
Баганского района Новосибирской области
Урок по теме:
«Яркие и незабываемые образы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
Васина Н.И.
Бочаниха, 2017 год
Тема:Яркие и незабываемые образы в рассказе В.П.Астафьева
«Конь с розовой гривой»
Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа; научиться применять на практике метод сравнения.
Задачи:
Образовательные:
формирование умения анализировать текст художественного произведения;
побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;
формировать умения находить и принимать верные решения;
познакомить с методом сравнения.
Развивающие:
развивать читательскую культуру обучающихся;
развивать творческие способности, воображение обучающихся.
Воспитательные:
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:диалоговое взаимодействие, словесное рисование, анализ текста художественного произведения, беседа.
Формы организации обучения:фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы и формы контроля: таблица, творческое задание.
Планируемый результат обучения:
Предметные: понять и принять идейное направление художественного произведения; уметь сравнивать героев.
Метапредметные:развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные:формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Оборудование:рассказ В.П.Астафьева, портрет писателя, листы для записи наблюдений и выводов, высказывание.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Мотивация. Целеполагание, формулировка темы.
Все мы родом из детства.
Антуан де Сент-Экзюпери
(Запись на доске).
Учитель: ребята, обратите внимание на доску и прочитайте слова французского писателя Антуана де Сент-Экюпери.
Учитель: Как вы их понимаете?
Учитель: Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.
Учитель: Скажите, а взрослеть легко? Всегда ли вас понимают взрослые, а вы их?
Учитель: Взросление – непростой процесс. Можно развиваться физически, а в плане духовного развития стоять на месте.
Учитель: Назовите, какие положительные качества человека вы считаете важнейшими?
Учитель: Верно. Это и доброта, порядочность, ответственность, прощение, великодушие.
Учитель: Как развить в себе эти качества?
Учитель: Какой способ лежит в основе выбора жизненного пути? Что мы делаем, когда выбираем? (Сравнение, сравниваем).
Учитель: Конечно, важную роль еще играют взрослые близкие люди. Но есть ещё один мудрый учитель – книга. Вдумчивое чтение может дать ответы на многие вопросы.
Учитель: У вас на столах лежат конвертики. Откройте их и посмотрите, что внутри.
Учитель: Это изображение коня с розовой гривой. Верно.
Учитель: О чём оно вам напоминает? (Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).
Учитель: А что же это такое? (Пряник – заветная мечта главного героя).
Учитель: Как вспоминает его герой рассказа много лет спустя? Найдите и запишите эти строчки рядом с изображением пряника. («Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.»)
Учитель: О каком литературном произведении пойдет сегодня речь на уроке?
Учитель: Вспомните, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?
Учитель: Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?
Учитель: А как же герои рассказа справляются с этими трудностями?
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока? (Яркие и самобытные герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).
Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
Учитель: Какие задачи будем решать?
Учитель: Запишите на листах тему нашего урока.
III. Усвоение и первичное закрепление новых знаний.
Учитель: Кто из героев рассказа поступает в ситуацию выбора? (Рассказчик и Санька Левонтьев)
Учитель: Их поступки, характеры могут послужить нам нравственным уроком?
Учитель: Они похожи или отличаются чем-то друг от друга?
Учитель: Какой метод нам поможет лучше узнать героев рассказа? (Сравнение)
Учитель: Что такое сравнение? По каким параметрам мы можем сравнить рассказчика и главного героя?
Учитель: Положите перед собой напечатанные листы и текст рассказа.
Главный герой | Санька Левонтьев |
Общее Ровесники, живут в одной деревни, в трудное предвоенное время. |
Различия |
1.Поступки |
трудолюбивый | ленивый |
2.Речь |
Правильная, доброжелательная | Обрывистая, грубая |
3.Поведение |
Честное, совестливое | Нет совести |
IV. Физкультминутка.
Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.
Раз – все встали, потянулись;
Два – назад все оглянулись;
Три – руками помахали;
На четыре – пол достали;
Пять – все дружно повертелись;
Шесть – за парты все уселись.
V. Первичное закрепление.
Учитель: Исходя из таблицы, сформулируйте черты характер понравившегося вам героя. Дайте ему оценку.
Учитель: Кто будет характеризовать рассказчика? Почему?
Учитель: А Саньку Левонтия? Почему?
Учитель: Оформите свою работу как мини сочинение. Вспомните, на какие части делится ваша работа?
Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа - отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста.
VI.В конце урока обучающиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.
1.Вступление. Рассказчик – главный герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1.Вступление. Санька Левонтий – герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». |
2.Основная часть. Черты характера героя. | 2.Основная часть. Черты характера героя. |
3.Заключение. Нравственный урок героя. | 3.Заключение. урок героя. |
Учитель: Прослушаем несколько работ.
VII.Рефлексия.
- Какой метод помог нам разобраться в характерах героев рассказа?
- Что необходимо при сравнении?
- Где еще мы можем применять метод сравнения?
- Понравился ли вам урок?
- Какие нравственные уроки вы получили после прочтения рассказа?
- Что вас особенно поразило или тронуло?
VIII.Домашнее задание.
Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: по аналогии с таблицей, заполненной на уроке, составить сравнительную характеристику бабушки Катерины Петровны и тётки Васени.
Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!
Используемые учебники и учебные пособия:
Литература. 6 кл. Учеб-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2ч. Ч.2/
В.П. Полухина.- 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 класс: к учебнику В.П. Полухиной «Литература: 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2006.
3. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2001.