Человечество стремится искоренить войны. Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Несмотря на то, что международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они унесли свыше тридцати миллионов человеческих жизней. Я предлагаю ознакомиться и проанализировать статистические данные. Представить их графически и прокомментировать графики. Самостоятельная работа учащихся. Комментарии. Работа у доски. Какой вывод можно сделать? Эта проблема очень актуальна для наших дней! В войнах страдают различные категории населения, они являются жертвами войны. Жертвы войны – военное и мирное население, страдающее в ходе войн и вооруженных конфликтов. Человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия. Ознакомьтесь с информацией учебника на стр. 214-215 и ответьте на вопросы: 1. Какие предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами? 2. Заключались ли соглашения? Какие? Назовите первый письменный договор. Ответы учащихся Таким образом, важными соглашениями в области правового регулирования войны стали Женевские конвенции (1864, 1906, 1929, 1949 гг.) Эти международные документы содержат правовые нормы, которые принято называть Международным гуманитарным правом. Запишите в тетради понятие: Международное гуманитарное право - совокупность правовых норм, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. В чем же сущность МГП? Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? Как объясняется это понятие в словаре Ожегова? (Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.) Международное право регулирует межгосударственные отношения. Право – это система норм. Вывод делают учащиеся. (Сущность МГП заключается в том, что оно соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту) Мы уже выяснили, что источниками МГП, прежде всего, являются Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним. Перед вами извлечение из текста Женевских конвенций 1949 г., найдите и подчеркните карандашом правовые нормы, защищающие раненых, потерпевших кораблекрушение (1 группа); военнопленных (2 группа); гражданское население (3 группа). (Работа с документами и проблемными ситуациями из информационного кейса) Завершаем работу, назовите основные правовые нормы, содержащиеся в конвенциях. (Ответы учащихся) Вывод делают обучающиеся, на доске появляется кластер Международное гуманитарное право необходимо для: Защита жизни Ограничение бедствий, Установление запретов и достоинства вызываемых войной в ходе войн человека в условиях войны На экране выдержки из приказов, воспоминания великих российских полководцев. Какой вывод вы можете сделать? « С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства… не меньше оружия поражать противника человеколюбием». Суворов –генералиссимус Российской армии. Из приказа войскам Кубанского корпуса,1778 год. « Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем». М.И. Кутузов Приказ войскам от 21 декабря 1812 года, г. Вильно. « Пусть враг знает, что мы умеем не только хорошо воевать, но и порядочно относиться к пленным». К.К.Рокоссовский Маршал Советского Союза по поводу пленения генерала- фельдмаршала Паулюса, 1942год.) Ответы учащихся Я с вами согласна, наши знаменитые полководцы наряду с боевыми качествами были милосердны и гуманны по отношению к гражданскому населению, военнопленным и раненым. Во время вооруженного конфликта Конвенции и Протоколы применяются в любых обстоятельствах, также должны соблюдаться принципы гуманности. Поэтому, всегда и всюду, запрещаются: убийства, пытки, телесные наказания, нанесение увечий, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, и все виды жестокого и унизительного обращения. Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г. (Ст. 15) Ознакомьтесь с ними. (Обучающиеся зачитывают статью Конституции) Вооруженные конфликты бывают двух типов: международные и немеждународные. Международные – вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами. Немеждународные - вооружённое противостояние в пределах одного государства. Ребята, просмотрев видеорилики, ответьте на вопрос: Всегда ли соблюдаются нормы МГП? (Кадры, свидетельствующие о нарушениях прав человека во время военных конфликтов). Какие нарушения вы можете назвать? (Ответы учащихся) Жестокое обращение с военнопленными, гражданским населением, угон в рабство, взятие заложников, грабежи, разрушение населенных пунктов, уничтожение культурных ценностей – все это включает в себя понятие «военные преступления». Запишите в тетради понятие «военные преступления» - это применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны. Совершивший военное преступление, несёт ответственность на основе норм международного права. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. Нюрнбергский процесс утвердил принцип уголовной ответственности отдельных физических лиц за международные преступления. В большинстве случаев привлечение к ответственности лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства. Т. о, ответственность может быть как на национальном, так и на международном уровне. Итак, мы рассмотрели сущность МГП, источники, основные положения. На экране вы видите символику, кто может объяснить, что она означает? (Ответы учащихся) В 1859 году недалеко от г. Сольферино на севере Италии произошла битва между австрийскими и французскими войсками. После битвы, продолжавшейся 16 часов, на поле боя остались 40 тысяч убитых и раненых. Вечером того же дня гражданин Швейцарии Андри Дюнан случайно оказался в этой местности. То, что он увидел, привело его в ужас. Тысячи, истекающих кровью раненых, умирали в мучениях. Призвав мирных жителей из соседних деревень, А. Дюнан немедленно принялся оказывать раненым помощь, не обращая внимания на то, к какой стороне они принадлежат. Вернувшись в Швейцарию, Андри Дюнан , даже спустя 3 года, никак не мог забыть кошмар, свидетелем которого он стал. Он взялся за перо и написал необыкновенную книгу «Воспоминание о битве при Сольферино». Прочитав эту книгу, начинаешь проклинать войну. Однако Дюнан счел, что нельзя просто лить слезы над людским горем, необходимо помогать страдающим. В заключение своей книги он выдвинул 2 предложения: 9 февраля 1863 года благотворительное Женевское общество « Поощрения общественного блага» приняло решение создать комиссию из 5 человек для изучения возможности претворения идей А .Дюнана в жизнь. Так был создан международный комитет по оказанию помощи раненым, который позже стал называться Международный комитет Красного Креста. Международный комитет Красного Креста (МККК) образован в 1880году И теперь штаб - квартира МККК находится в Женеве. Он имеет представительства почти в 60 странах, осуществляет свою деятельность более, чем в 80 странах мира. Многие годы делегатами Международного комитета Красного Креста становились граждане Швейцарии. С середины 90 –х годов 20 века появляются и граждане других стран. Первым из россиян, кому была доверена эта почетная и ответственная должность, стал Арчил Крюков в 2001 году. Он представлял Международный Красный Крест в Восточноафриканской республике, где был конфликт между двумя основными народностями, населяющими Руанду В задачи Международного комитета Красного Креста входит: - посещение военнопленных, а также гражданских лиц, задержанных в связи с военным вооруженным конфликтом; - розыск, пропавших без вести; - воссоединение разлученных семей; - предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи гражданским лицам, которые лишены самого необходимого; -распространение знаний о международном гуманитарном праве и контроль за соблюдением его норм; - привлечения внимания к нарушениям МГП и содействие его развитию. Чтобы распознать людей и имущество, имеющих соответствующее право на защиту, используют международные отличительные знаки и эмблемы. Отличительные знаки должны быть больших размеров, хорошо видимы. 1.Для всех медицинских образований и духовных служащих отличительный знак- красный крест на белом фоне, этот знак не имеет религиозного смысла. Является отличительной эмблемой для обозначения медицинских формирований вооруженных сил. Эмблема употребляется как защитный и как отличительный знак. Во время вооруженных конфликтов эмблема используется прежде всего в качестве защитного знака для обозначения персонала учреждений, Мусульманские страны, сначала Турция , а затем и другие, приняли знак красного полумесяца. 2. Знак белоголубого щита означает культурные ценности. 3.Знак трех оранжевых кругов, расположенных на белом поле обозначают установки и сооружения, содержащие опасные силы. 4. Синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне - объекты и персонал гражданской обороны. 6. Белый флаг-это флаг парламентеров, который используется для переговоров. Принцип, которым руководствуется МККК - « даже у войны есть пределы, ограничивающие методы и средства ведения военных действий». Таким образом, вы можете ответить на вопрос, поставленный мною в начале урока: «Можно ли защитить мирное население в ходе войн и вооруженных конфликтов?» (Ответы учащихся) К сожалению, не всегда соблюдаются законы. Так обстоит дело и с МГП. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались с помощью резолюций обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП. Но, я думаю, вы согласитесь со мной, что никакие резолюции не смогут регламентировать нравственную позицию отдельных людей. Каждый из нас должен понимать, что существуют такие моральные ценности, как любовь к ближнему, уважение к человеческому достоинству, милосердие, гуманизм. В повседневной жизни мы не должны забывать об этих нравственных нормах. |