СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Международное гуманитарное право"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления основных положений норм Международного гуманитарного права 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Международное гуманитарное право"»

Конспект конкурсного урока

в 11 классе

по теме

«Международное гуманитарное право»


Автор: Безденежных О.С

Предмет: право

УМК: Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 11-ый класс. Учебник. Издательство ООО "Русское слово-учебник" 2012г.

Информационные источники:

  1. Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.

  2. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2002.

  3. Никитин А.Ф. Методические рекомендации к учебнику «Правоведение»:10-11 кл.: Пособие для учителя/ А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 2004.

  1. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно - деятельностных игр/ Автор-сост. В.В.Гордеева – Волгоград: Учитель, 2007.


Цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления основных положений норм Международного гуманитарного права.

Задачи:

образовательный аспект: способствовать формированию знаний норм МГП, направленных на защиту раненых, военнопленных, мирного населения; формировать понимание необходимости и важности принятия и действия МГП.

Развивающий аспект: тренировать навыки работы в группах, парах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать; устанавливать коммуникацию, обсуждать, способствовать развитию умений работать с различными видами источников, формировать исследовательские, информационные, социальные компетенции.

Воспитательный аспект: способствовать формированию активной жизненной позиции, создать условия для осознания и принятия учащимися нравственных, общечеловеческих ценностей.




Ожидаемые результаты:

  • личностные – умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

  • метапредметные – умение самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями (РегулятивныеУУД).

Умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами (Познавательные УУД).

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности (Коммуникативные УУД)

  • предметные – владение понятиями «Международное гуманитарное право», «жертвы вооруженного конфликта», «международный и немеждународный вооруженные конфликты», «Международный комитет красного креста». Владение знаниями об основополагающих принципах и положениях международного гуманитарного права.

Форма проведения: комбинированный урок


Оборудование:

Для детей: учебник, информационный кейс, карточки с заданиями.

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, информационный кейс, презентация, видеосюжеты.
















Конспект конкурсного урока



Время,

мин.

Элементы

методической

структуры

занятия

Содержание этапов занятия

Педагогическая оценка


1 мин.

Организационный момент

Здравствуйте. Я рада вас видеть.


2 мин

















Актуализация знаний

Ребята, на прошлом уроке мы знакомились с Международным правом как основой взаимоотношений государств, говорили о международной защите прав человека в условиях мирного времени, особое внимание было уделено Всеобщей декларации прав человека. Это идеал права, к которому должны стремиться все народы. Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые являют собой противоположность этому идеалу. К таким обстоятельствам относятся войны. Война для народов – это слезы и кровь, это вдовы и беспризорные, это раскиданное гнездо, погибшая молодость и оскорбленная старость.


Обратите внимание на экран, что объединяет эти страны? (Сирия, Украина, Ирак, Ливия).

Ответы учащихся


Да, вы правы, на территории этих стран в настоящее время происходят вооруженные конфликты. Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от войн.

Когда противоборствующие стороны не могут или не хо­тят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращают­ся к оружию. И тогда люди сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. Ежегодно в мире их происходит более тридцати. Эти войны унесли миллионы жизней. На карте показаны некоторые горячие точки современности.


Ребята, кто является жертвами войн?

Ответы учащихся.


По данным статистики, в настоящее время на каждого убитого военного приходится 10 погибших гражданских лиц, в случае же ядерной войны соотношение погибших военных и гражданских лиц будет 1:100.

Я уверена, что вы догадались, о чем сегодня пойдет речь.

Ответы учащихся.

Вы совершенно правы. Как защитить людей, которые не являются вооруженной силой или уже не могут воевать? На этот вопрос ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого «Международное гуманитарное право и права человека». Откройте тетради и запишите тему урока.

В ходе урока нам предстоит рассмотреть сущность МГП, источники, основные положения. Работать предстоит с учебником, словарем, информационным кейсом по теме.


Обучающиеся всего класса

















Власов Д.

Крамаренко А.





















Иванов Д.

Шевцова С.









Сканченко К.

35мин.

Проблемное объяснение нового знания с первичным закреплением во внешней речи, с использованием самостоятельной, парной и групповой работой



Человечество стремится искоренить войны. Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Несмотря на то, что международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, за последние 50 лет количество вооруженных конфликтов в мире увеличилось. Они унесли свыше тридцати миллионов человеческих жизней.

Я предлагаю ознакомиться и проанализировать статистические данные. Представить их графически и прокомментировать графики.


Самостоятельная работа учащихся. Комментарии. Работа у доски.


Какой вывод можно сделать?

Эта проблема очень актуальна для наших дней!

В войнах страдают различные категории населения, они являются жертвами войны.

Жертвы войны – военное и мирное население, страдающее в ходе войн и вооруженных конфликтов.


Человечество всегда стремилось найти способы смягчить бедствия. Ознакомьтесь с информацией учебника на стр. 214-215 и ответьте на вопросы:

1. Какие предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами?

2. Заключались ли соглашения? Какие? Назовите первый письменный договор.

Ответы учащихся

Таким образом, важными соглашениями в области правового регулирования войны стали Женевские конвенции (1864, 1906, 1929, 1949 гг.)


Эти международные документы содержат правовые нормы, которые принято называть Международным гуманитарным правом.


Запишите в тетради понятие:

Международное гуманитарное право - совокупность правовых норм, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.


В чем же сущность МГП? Прежде всего, выясним, что означает понятие гуманитарный? Как объясняется это понятие в словаре Ожегова? (Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.)

Международное право регулирует межгосударственные отношения.

Право – это система норм.


Вывод делают учащиеся. (Сущность МГП заключается в том, что оно соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на сострадание, милосердие, помощь, защиту)


Мы уже выяснили, что источниками МГП, прежде всего, являются Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним.

Перед вами извлечение из текста Женевских конвенций 1949 г., найдите и подчеркните карандашом правовые нормы, защищающие раненых, потерпевших кораблекрушение (1 группа);

военнопленных (2 группа); гражданское население (3 группа).

(Работа с документами и проблемными ситуациями из информационного кейса)


Завершаем работу, назовите основные правовые нормы, содержащиеся в конвенциях.

(Ответы учащихся)

Вывод делают обучающиеся, на доске появляется кластер

Международное гуманитарное право необходимо для:


Защита жизни Ограничение бедствий, Установление

запретов

и достоинства вызываемых войной в ходе войн

человека в

условиях войны



На экране выдержки из приказов, воспоминания великих российских полководцев. Какой вывод вы можете сделать?

« С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства… не меньше оружия поражать противника человеколюбием».

Суворов –генералиссимус Российской армии. Из приказа войскам Кубанского корпуса,1778 год.


« Будем великодушны, положим различие между врагом и мирным жителем». М.И. Кутузов Приказ войскам от 21 декабря 1812 года, г. Вильно.

« Пусть враг знает, что мы умеем не только хорошо воевать, но и порядочно относиться к пленным».

К.К.Рокоссовский Маршал Советского Союза по поводу пленения генерала- фельдмаршала Паулюса, 1942год.)


Ответы учащихся


Я с вами согласна, наши знаменитые полководцы наряду с боевыми качествами были милосердны и гуманны по отношению к гражданскому населению, военнопленным и раненым.

Во время вооруженного конфликта Конвенции и Протоколы применяются в любых обстоятельствах, также должны соблюдаться принципы гуманности. Поэтому, всегда и всюду, запрещаются: убийства, пытки, телесные наказания, нанесение увечий, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, и все виды жестокого и унизительного обращения. Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г. (Ст. 15) Ознакомьтесь с ними. (Обучающиеся зачитывают статью Конституции)

Вооруженные конфликты бывают двух типов: международные и немеждународные.

Международные – вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами. Немеждународные - вооружённое противостояние в пределах одного государства.

Ребята, просмотрев видеорилики, ответьте на вопрос:

Всегда ли соблюдаются нормы МГП?

адры, свидетельствующие о нарушениях прав человека во время военных конфликтов).


Какие нарушения вы можете назвать?


(Ответы учащихся)


Жестокое обращение с военнопленными, гражданским населением, угон в рабство, взятие заложников, грабежи, разрушение населенных пунктов, уничтожение культурных ценностей – все это включает в себя понятие

«военные преступления».

Запишите в тетради понятие

«военные преступления» - это применение запрещенных международными соглашениями средств и методов войны.


Совершивший военное преступление, несёт ответственность на основе норм международного права. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам заключения. Нюрнбергский процесс утвердил принцип уголовной ответственности отдельных физических лиц за международные преступления.

В большинстве случаев привлечение к ответственно­сти лиц, совершивших военные преступления, осуществляют сами государства.

Т. о, ответственность может быть как на национальном, так и на международном уровне.

Итак, мы рассмотрели сущность МГП, источники, основные положения.


На экране вы видите символику, кто может объяснить, что она означает?

(Ответы учащихся)


В 1859 году недалеко от г. Сольферино на севере Италии произошла битва между австрийскими и французскими войсками. После битвы, продолжавшейся 16 часов, на поле боя остались 40 тысяч убитых и раненых. Вечером того же дня гражданин Швейцарии Андри Дюнан случайно оказался в этой местности. То, что он увидел, привело его в ужас. Тысячи, истекающих кровью раненых, умирали в мучениях. Призвав мирных жителей из соседних деревень, А. Дюнан немедленно принялся оказывать раненым помощь, не обращая внимания на то, к какой стороне они принадлежат.

Вернувшись в Швейцарию, Андри Дюнан , даже спустя 3 года, никак не мог забыть кошмар, свидетелем которого он стал. Он взялся за перо и написал необыкновенную книгу «Воспоминание о битве при Сольферино». Прочитав эту книгу, начинаешь проклинать войну. Однако Дюнан счел, что нельзя просто лить слезы над людским горем, необходимо помогать страдающим.

В заключение своей книги он выдвинул 2 предложения:

  • создать сообщество по оказанию помощи раненым

  • принять конвенцию о защите раненых и медицинского персонала на поле боя.

9 февраля 1863 года благотворительное Женевское общество

« Поощрения общественного блага» приняло решение создать комиссию из 5 человек для изучения возможности претворения идей А .Дюнана в жизнь. Так был создан международный комитет по оказанию помощи раненым, который позже стал называться Международный комитет Красного Креста.

Международный комитет Красного Креста (МККК) образован в 1880году И теперь штаб - квартира МККК находится в Женеве. Он имеет представительства почти в 60 странах, осуществляет свою деятельность более, чем в 80 странах мира.

Многие годы делегатами Международного комитета Красного Креста становились граждане Швейцарии. С середины 90 –х годов 20 века появляются и граждане других стран. Первым из россиян, кому была доверена эта почетная и ответственная должность, стал Арчил Крюков в 2001 году. Он представлял Международный Красный Крест в Восточноафриканской республике, где был конфликт между двумя основными народностями, населяющими Руанду

В задачи Международного комитета Красного Креста входит:

- посещение военнопленных, а также гражданских лиц, задержанных в связи с военным вооруженным конфликтом;

- розыск, пропавших без вести;

- воссоединение разлученных семей;

- предоставление продовольствия, воды и медицинской помощи гражданским лицам, которые лишены самого необходимого;

-распространение знаний о международном гуманитарном праве и контроль за соблюдением его норм;

- привлечения внимания к нарушениям МГП и содействие его развитию.

Чтобы распознать людей и имущество, имеющих соответствующее право на защиту, используют международные отличительные знаки и эмблемы. Отличительные знаки должны быть больших размеров, хорошо видимы.

1.Для всех медицинских образований и духовных служащих отличительный знак- красный крест на белом фоне, этот знак не имеет религиозного смысла. Является отличительной эмблемой для обозначения медицинских формирований вооруженных сил. Эмблема употребляется как защитный и как отличительный знак. Во время вооруженных конфликтов эмблема используется прежде всего в качестве защитного знака для обозначения персонала учреждений,

Мусульманские страны, сначала Турция , а затем и другие, приняли знак красного полумесяца.

2. Знак белоголубого щита означает культурные ценности.

3.Знак трех оранжевых кругов, расположенных на белом поле обозначают установки и сооружения, содержащие опасные силы.

4. Синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне - объекты и персонал гражданской обороны.

6. Белый флаг-это флаг парламентеров, который используется для переговоров.

Принцип, которым руководствуется МККК - « даже у войны есть пределы, ограничивающие методы и средства ведения военных действий».


Таким образом, вы можете ответить на вопрос, поставленный мною в начале урока: «Можно ли защитить мирное население в ходе войн и вооруженных конфликтов?»

(Ответы учащихся)

К сожалению, не всегда соблюдаются законы. Так обстоит дело и с МГП. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались с помощью резолюций обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП. Но, я думаю, вы согласитесь со мной, что никакие резолюции не смогут регламентировать нравственную позицию отдельных людей. Каждый из нас должен понимать, что существуют такие моральные ценности, как любовь к ближнему, уважение к человеческому достоинству, милосердие, гуманизм. В повседневной жизни мы не должны забывать об этих нравственных нормах.














Обучающиеся класса

(индивидуально)




Крамаренко А.
















Обучающиеся класса

(индивидуально)



Иванов Д.



Шевцова С.



Дурнева А.




































Власов Д.



Сканченко К.


Рязанцев В.

Рыка Д.




Обучающиеся класса

(по группам)














Обучающиеся класса

(по группам)














Обучающиеся класса

(индивидуально)


Тихая А.











Хаткин А.






Шевцова С.












































Сканченко К.


Рыка Д.


Шевцова С.


Власов Д.





































































































































































Власов Д.

Крамаренко А.

Сканченко К.

Шевцова С.

















5 мин.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Я предлагаю вам выполнить задание, которое позволит еще раз задуматься о важности защиты прав человека, как в мирное, так и военное время.

(Обучающиеся выполняют индивидуально задание)

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного списка слов, которые необходимо вставить на место пропусков. Нарушение прав человека и основных ________ (А) является не только личной трагедией, но и создает условия для социальных и политических беспорядков и порождает насилие и конфликты с обществами и государствами между ними. _________(Б) человека провозглашены во Всеобщей декларации прав человека. Эта декларация не носит обязательного характера. В ней провозглашаются цели и принципы, и она имеет характер __________ (В) обязательства. Вместе с тем большое количество ___________ (Г) во многих странах основано на принципах, провозглашенных во Всеобщей декларации. Кроме того, значительное количество стран включают ее положения в свои_____________(Д). Ее принципы лежат в основе многих пактов, конвенций и договоров по правам человека, заключенных с 1948 г. В отличие от __________(Е), конвенция или договор обладают силой закона. Стороны подписавшие такой документ, называются подписавшими сторонами и несут не только моральные, но и правовые обязательства выполнять его положения.

1) права 2)закон 3)конституция 4)обязанности 5)мораль 6)инструкция 7)гарантия 8)декларация 9)свобода

(Взаимопроверка, обсуждение)



Балашова Н.

Ситнянская К.

Сканченко К.

Рязанцев В.

Тихая А.

Рыка Д.

Власов Д.

Крамаренко А.

Шевцова С.

Хаткин А.

Иванов Д.

Дурнева А.

2 мин.

Итог урока

Я предлагаю вам закончить предложение, используя тезисы из норм МГП


Я за …

Я против …














Потому что …

(Ответы учащихся).


Молодцы. Сегодня на уроке вы познакомились с основными принципами, положениями МГП.

Дома вы прочтете п.41

На выбор:

  1. Привести примеры нарушений прав человека в современном мире во время вооруженных конфликтов.

  2. Мини – сочинение на тему «Влияние войн на судьбы людей».

Ребята, сегодня мне понравилась ваша работа, особенно хочу отметить …, они получают «5», ……………….. «4»

Ребята перед вами две картины выдающихся художников Пабло Пикассо «Герника», В. Верещагина «Апофеоз войны». Подчеркивая высокий художественный уровень «Герники», современники в то же время указывали и на ее политическое значение. Поэт Мишель Лейрис писал: «Герника» - это предупреждение о приближении конца света, который может наступить, если не обуздать темные силы».

Художник – баталист В. Верещагин о своей картине говорил: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим. Это и есть истинная цена любой войны». Такова была гражданская позиция человека, участника многих войн. Я надеюсь, что ваша позиция созвучна с позицией художника.

Б. Шоу сказал: «Мы научились летать в небе как птицы, мы научились плавать под водой как рыбы, осталось теперь научиться жить на земле как люди». Именно этого я и желаю всем нам!


Спасибо за урок, до свидания.


Балашова Н.

Ситнянская К.

Сканченко К.

Рязанцев В.

Тихая А.

Рыка Д.

Власов Д.

Крамаренко А.

Шевцова С.

Хаткин А.

Иванов Д.

Дурнева А.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!