СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по ОРКСЭ (модуль ОПК) предназначена для  4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Милосердие и сострадание"»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Суховская средняя общеобразовательная школа









Открытый урок

по «Основам православной культуры»

в 4 классе

Тема урока: «Милосердие и сострадание».

Учитель: Черноокая Надежда Николаевна














п. Новосуховый

2015 год





Конспект урока по Основам православной культуры


Тема урока: Милосердие и сострадание.

Урок №12, 4 класс.

Цели и задачи урока:

Цели урока:

  1. Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.

  2. Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи урока:

  1. Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.

  2. Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.

  3. Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.







Ожидаемые результаты:

- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.


Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и карточками.

Ресурсы:

- компьютер, проектор;

- интернет;

- презентация;

- учебник;

- мультфильм «Просто так!»;

- текст притчи «О добром самарянине» с вопросами для анализа;

- маршрутная карта урока;

- глоссарий,

-толковый словарь.

















План урока с хронометражем

I этап: Вводный (мотивационно - организационный) ( 4 минуты):

  1. Организация деятельности учащихся (1 минута).

  2. Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!» (2 минуты).

  3. Рефлексия 1 этапа. Дети формулируют сами тему урока и записывают на 1 ступени лестницы: познание добра в маршрутном листе свое определение милосердия (1 минута).

II этап: Основной (информационно - аналитический) ( 20 минут):

  1. Подготовка к восприятию нового материала (дети убирают те значения, которые не соответствуют милосердию) (1минута).

  2. Осмысление многогранности понятия «милосердия»(задания в маршрутных листах, слайдах презентации) (3 минуты).

  3. Работа с текстом (дети делают вывод: как нужно творить добрые дела милосердия: кому? Почему?)

а) организационный момент – 1минута;

б) выполнение задания по карточкам – 4 минуты;

в) презентация (выступление одного учащегося от группы – 2 минута);

г) самооценка – 1минута;

д) – «Притча о добром самарянине –5 минут»;

.

  1. Рефлексия II этапа урока (дети записывают выводы на 2 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе) – 3 минуты.

III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный) ( 6 минут):

  1. Самостоятельная работа учащихся на 3 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе (дети записывают кратко главное чему они научились на уроке. Продолжают предложение: «Я буду стараться в жизни быть…») – 3 минуты.

  2. Дети озвучивают свои выводы – 1 минута.

3. Задание на дом – 2 минуты.












Ход урока

      1. этап: Вводный (мотивационно - организационный)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу, потому что могу.)

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

Ребята, подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

( внимательность, сосредоточенность, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

Учитель: Ребята проверим домашнее задание. Вспомните, о каких заповедях вы узнали на прошлом уроке? («Почитай отца твоего и матерь твою», «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лги», «Не завидуй».) Чему они нас учат? Молодцы! Верно, заповеди нас учат любить отца и мать, не лгать, не завидовать, не убивать. Заповеди нам помогают различать добрые поступки от злых.

Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так! Посмотрите отрывок из мультфильма «Просто так!». Скажите какой поступок совершил этот мальчик? (Цель показа мультфильма – пробудить интерес к теме, создать благожелательную обстановку в классе, мотивирующую учащихся к учебной деятельности).

Слайд №1: мультфильм «Просто так!»

Учитель: Мальчик совершил добрый поступок, а создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (Дети отвечают)

С какой темой мы познакомимся на уроке? Правильно!

Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.

Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируют тему урока). А какое слово близкое по значению слову Милосердие? (Сострадание)

Слайд №2,

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Что такое милосердие? Что такое сострадание? Можно ли научиться милосердию? Кому и как нужно делать милосердные дела? )

2этап: Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Учитель Давайте вместе будем находить ответы на эти вопросы. А как вы думаете где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание? (В Интернете, в библиотеке, из газет и журналов, телевидения, можно спросить у взрослых).

3 этап. Основной (информационно-аналитический) Открытие нового знания.

Цель: решение устных задач и обсуждение их решений.

(Способы: диалог, групповая работа.)

( Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания).

Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы. Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе? (Дети называют: уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

Первая группа поработает со словарем и найдет значение слова Милосердие в словаре.( Прочитать вслух.)

Вторая группа найдет значение слова «Сострадание». Проверка.

Что означает слово Милосердие? А сострадание? В дальнейшей работе поможет нам лестница познания милосердия. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице. Он у вас на парте. Возьмите его и шагните на I ступеньку (приложение 4).


Продолжите предложение и запишите значение этого слова. (Кратко дети записывают свое понимание слова «милосердия» на 1 ступени. Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует.

Учитель: Что у вас получилось? (Дети называют свои варианты ответов).

Молодцы! (слайд 3)

слайд 4

Учитель: Идем дальше по нашему маршруту. Внимание на экран. Прочитайте слова и подумайте, какие слова лишние?

Слайд №5:

Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию. (Желающие выходят к доске и щелкают на значения, не соответствующие теме урока, эти значения исчезают с экрана: месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность).

А можно ли научиться милосердию? Давайте попробуем. Задание в ваших маршрутных картах (приложение 4).

Выполним его в парах.

Учитель: Приведите свои примеры милосердных дел.

Слайд №6: «добрые дела милосердия»:

Так можно или нет научиться милосердию?

Вы отлично справились с заданием!

Молодцы!

4 этап Физкультминутка (Песня «Дорогою добра».)

Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

Для этого необходимо:

Поработать по учебнику стр.42-43. В тексте встретятся незнакомые слова, давайте откроем свой глоссарий (тематический словарь к уроку) и разберем значение этих слов: Негоже- негодный, ненужный, притча-поучительная история; самарянин- в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев.

(Дети читают текст)

Учитель: Слайд №8: «Милосердный самарянин»: Кому мы должны делать добрые дела? Какой вывод можно сделать? Чему учит эта притча? (Помогать ближнему).







Слайд №9: Почему нужно делать добрые дела? Потому что в этом заключается смысл жизни.




Учитель: Давайте вместе шагнем на вторую ступеньку лестницы и ответим на вопросы, кратко записав выводы. Что у вас получилось? Озвучьте!

Дети отвечают: Дела милосердия нужно делать с чистым сердцем и чистой совестью ; творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним), а не только родным, друзьям или близким людям (вывод 2 группы); дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому они делаются .


5 этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности) самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Учитель: Мы прошли две ступени нашего маршрута в познании тайны слова милосердие, сочувствовали и сострадали. Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.

А теперь каждый из вас самостоятельно должен подняться на третью, самую высокую ступень и кратко записать главное, чему вы научились сегодня на уроке. Я верю в вас! Вы справитесь! (Дети пишут свои мысли по теме на 3 ступени).

Учитель: Кто готов озвучить то новое, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будете дарить другим. Просто так!!!

(Так может выглядеть окончательно заполненная лестница познания милосердия (приложение №4):











Лестница познания милосердия




3.Я буду стараться в жизни быть милосердным, творить дела добрые с чистым сердцем и чистой совестью всем, кто в этом нуждается (ближним), спасая и радуя себя и тех, кому делаю добро; в этом смысл жизни.







2.Дела милосердия- нужно творить Как? Кому? Почему?

Дела милосердия нужно творить:

1 группа: с чистым сердцем, с чистой совестью, 2 группа: делать всем, кто нуждается в твоей помощи; 3 группа: дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому оказывается милость.


1. Милосердие – это сердце, которое радует, любит, жалеет, милует.

2. Сострадание- это умение принять боль чужого человека, как свою собственную.





Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Где будем применять полученные знания?


Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах.


Домашнее задание (на выбор): 1. Ребята, вы наверное обратили внимание на выставку книг о милосердии и сострадании, вы можете пойти в библиотеку, выбрать себе понравившуюся книгу и прочитать ее.

2. Выучить отрывок из стихотворения

Я. Полонского «Умей жалеть…»)., который вы найдете в этом сборнике.

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.


Ребята,

Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»

Слайд №10 «Спешите делать добро»:

Звучит песня «Дорогою добра.»



Литература:

  1. Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Кураев – М.: Просвещение, 2012г,/ (стр 42-45)

  2. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. (на основе текста протоерея Александра Соколова. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт – Петербург, 2009г. ) (стр 309-310)

  3. Учебник литературы. Литература 5 класс. Часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2012г










Глоссарий

(тематический словарь к уроку)


«мил» - услада, удовольствие, радость

негоже – негодный, ненужный

притча – поучительная история

самарянин – в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев.






























Маршрут движения



Лестница познания милосердия








3. Я буду стараться в жизни быть…











2 Дела милосердия…- нужно творить Как? Кому? Почему?








1 Милосердие-…


















Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________







Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________










Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________











Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________









Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________






Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________









Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.

Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.


Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.


Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.


Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.


Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!