Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Суховская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по «Основам православной культуры»
в 4 классе
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Учитель: Черноокая Надежда Николаевна
п. Новосуховый
2015 год
Конспект урока по Основам православной культуры
Тема урока: Милосердие и сострадание.
Урок №12, 4 класс.
Цели и задачи урока:
Цели урока:
Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.
Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.
Задачи урока:
Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям. Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.
Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.
Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;
познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;
коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;
- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;
- познакомятся с притчей о добром самарянине;
- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и карточками.
Ресурсы:
- компьютер, проектор;
- интернет;
- презентация;
- учебник;
- мультфильм «Просто так!»;
- текст притчи «О добром самарянине» с вопросами для анализа;
- маршрутная карта урока;
- глоссарий,
-толковый словарь.
План урока с хронометражем
I этап: Вводный (мотивационно - организационный) ( 4 минуты):
Организация деятельности учащихся (1 минута).
Просмотр отрывка из мультфильма «Просто так!» (2 минуты).
Рефлексия 1 этапа. Дети формулируют сами тему урока и записывают на 1 ступени лестницы: познание добра в маршрутном листе свое определение милосердия (1 минута).
II этап: Основной (информационно - аналитический) ( 20 минут):
Подготовка к восприятию нового материала (дети убирают те значения, которые не соответствуют милосердию) (1минута).
Осмысление многогранности понятия «милосердия»(задания в маршрутных листах, слайдах презентации) (3 минуты).
Работа с текстом (дети делают вывод: как нужно творить добрые дела милосердия: кому? Почему?)
а) организационный момент – 1минута;
б) выполнение задания по карточкам – 4 минуты;
в) презентация (выступление одного учащегося от группы – 2 минута);
г) самооценка – 1минута;
д) – «Притча о добром самарянине –5 минут»;
.
Рефлексия II этапа урока (дети записывают выводы на 2 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе) – 3 минуты.
III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный) ( 6 минут):
Самостоятельная работа учащихся на 3 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе (дети записывают кратко главное чему они научились на уроке. Продолжают предложение: «Я буду стараться в жизни быть…») – 3 минуты.
Дети озвучивают свои выводы – 1 минута.
3. Задание на дом – 2 минуты.
Ход урока
этап: Вводный (мотивационно - организационный)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (Хочу, потому что могу.)
Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.
Ребята, подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?
( внимательность, сосредоточенность, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)
Учитель: Ребята проверим домашнее задание. Вспомните, о каких заповедях вы узнали на прошлом уроке? («Почитай отца твоего и матерь твою», «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лги», «Не завидуй».) Чему они нас учат? Молодцы! Верно, заповеди нас учат любить отца и мать, не лгать, не завидовать, не убивать. Заповеди нам помогают различать добрые поступки от злых.
Учитель: А сейчас улыбнитесь! Просто так! Посмотрите отрывок из мультфильма «Просто так!». Скажите какой поступок совершил этот мальчик? (Цель показа мультфильма – пробудить интерес к теме, создать благожелательную обстановку в классе, мотивирующую учащихся к учебной деятельности).
Слайд №1: мультфильм «Просто так!»
Учитель: Мальчик совершил добрый поступок, а создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.
Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (Дети отвечают)
С какой темой мы познакомимся на уроке? Правильно!
Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.
Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируют тему урока). А какое слово близкое по значению слову Милосердие? (Сострадание)
Слайд №2,
Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Что такое милосердие? Что такое сострадание? Можно ли научиться милосердию? Кому и как нужно делать милосердные дела? )
2этап: Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
Учитель Давайте вместе будем находить ответы на эти вопросы. А как вы думаете где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание? (В Интернете, в библиотеке, из газет и журналов, телевидения, можно спросить у взрослых).
3 этап. Основной (информационно-аналитический) Открытие нового знания.
Цель: решение устных задач и обсуждение их решений.
(Способы: диалог, групповая работа.)
( Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания).
Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы. Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе? (Дети называют: уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)
Первая группа поработает со словарем и найдет значение слова Милосердие в словаре.( Прочитать вслух.)
Вторая группа найдет значение слова «Сострадание». Проверка.
Что означает слово Милосердие? А сострадание? В дальнейшей работе поможет нам лестница познания милосердия. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице. Он у вас на парте. Возьмите его и шагните на I ступеньку (приложение 4).
Продолжите предложение и запишите значение этого слова. (Кратко дети записывают свое понимание слова «милосердия» на 1 ступени. Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует.
Учитель: Что у вас получилось? (Дети называют свои варианты ответов).
Молодцы! (слайд 3)
слайд 4
Учитель: Идем дальше по нашему маршруту. Внимание на экран. Прочитайте слова и подумайте, какие слова лишние?
Слайд №5:
Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию. (Желающие выходят к доске и щелкают на значения, не соответствующие теме урока, эти значения исчезают с экрана: месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность).
А можно ли научиться милосердию? Давайте попробуем. Задание в ваших маршрутных картах (приложение 4).
Выполним его в парах.
Учитель: Приведите свои примеры милосердных дел.
Слайд №6: «добрые дела милосердия»:
Так можно или нет научиться милосердию?
Вы отлично справились с заданием!
Молодцы!
4 этап Физкультминутка (Песня «Дорогою добра».)
Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.
Для этого необходимо:
Поработать по учебнику стр.42-43. В тексте встретятся незнакомые слова, давайте откроем свой глоссарий (тематический словарь к уроку) и разберем значение этих слов: Негоже- негодный, ненужный, притча-поучительная история; самарянин- в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев.
(Дети читают текст)
Учитель: Слайд №8: «Милосердный самарянин»: Кому мы должны делать добрые дела? Какой вывод можно сделать? Чему учит эта притча? (Помогать ближнему).
Слайд №9: Почему нужно делать добрые дела? Потому что в этом заключается смысл жизни.
Учитель: Давайте вместе шагнем на вторую ступеньку лестницы и ответим на вопросы, кратко записав выводы. Что у вас получилось? Озвучьте!
Дети отвечают: Дела милосердия нужно делать с чистым сердцем и чистой совестью ; творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним), а не только родным, друзьям или близким людям (вывод 2 группы); дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому они делаются .
5 этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности) самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учитель: Мы прошли две ступени нашего маршрута в познании тайны слова милосердие, сочувствовали и сострадали. Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.
А теперь каждый из вас самостоятельно должен подняться на третью, самую высокую ступень и кратко записать главное, чему вы научились сегодня на уроке. Я верю в вас! Вы справитесь! (Дети пишут свои мысли по теме на 3 ступени).
Учитель: Кто готов озвучить то новое, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будете дарить другим. Просто так!!!
(Так может выглядеть окончательно заполненная лестница познания милосердия (приложение №4):
Лестница познания милосердия
| | 3.Я буду стараться в жизни быть милосердным, творить дела добрые с чистым сердцем и чистой совестью всем, кто в этом нуждается (ближним), спасая и радуя себя и тех, кому делаю добро; в этом смысл жизни. |
| 2.Дела милосердия- нужно творить Как? Кому? Почему? Дела милосердия нужно творить: 1 группа: с чистым сердцем, с чистой совестью, 2 группа: делать всем, кто нуждается в твоей помощи; 3 группа: дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому оказывается милость. | |
1. Милосердие – это сердце, которое радует, любит, жалеет, милует. 2. Сострадание- это умение принять боль чужого человека, как свою собственную. | | |
Какую задачу ставили?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Где будем применять полученные знания?
Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня. Но сколько ни говори о милосердии – это лишь мысленное представление, до тех пор, пока оно не реализовано в добрых делах.
Домашнее задание (на выбор): 1. Ребята, вы наверное обратили внимание на выставку книг о милосердии и сострадании, вы можете пойти в библиотеку, выбрать себе понравившуюся книгу и прочитать ее.
2. Выучить отрывок из стихотворения
Я. Полонского «Умей жалеть…»)., который вы найдете в этом сборнике.
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
Ребята,
Я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»
Слайд №10 «Спешите делать добро»:
Звучит песня «Дорогою добра.»
Литература:
Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Кураев – М.: Просвещение, 2012г,/ (стр 42-45)
Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. (на основе текста протоерея Александра Соколова. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт – Петербург, 2009г. ) (стр 309-310)
Учебник литературы. Литература 5 класс. Часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2012г
Глоссарий
(тематический словарь к уроку)
«мил» - услада, удовольствие, радость
негоже – негодный, ненужный
притча – поучительная история
самарянин – в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев.
Маршрут движения
Лестница познания милосердия
| | 3. Я буду стараться в жизни быть… |
| 2 Дела милосердия…- нужно творить Как? Кому? Почему? | |
1 Милосердие-… | | |
Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 1. Приведите примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.
Стихотворение Я. Полонского «Умей жалеть…»).
Умей жалеть, но пусть желанья
Все будут чисты, как кристалл;
Умей прощать, и состраданье
Пусть будет вечный идеал.
Себя суди ты только строго,
Других ошибки забывай,
Всегда иди прямой дорогой
И никогда не унывай.