Класс:3
Учитель :Старикова Б.С.
Тема:Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова
Задачи деятельности учителя: Создание условия для Составления и записи текста по репродукции картины В.Д,Поленова «Золотая осень»
Планируемые результаты обучения: Предметные:научатся составлять текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.
Метапредметные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;организовывать своё рабочее место, определять цель и составлять план выполнения задания под руководством учителя;слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
Личностные: овладение навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми сверстниками, проявлять эстетические чувства.
Оргмомент Целеполагание по с. 37 упр.63
1. Предварительная работа Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске): - О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной стоит
Над светлою поляной.
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье:
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…
2. Беседа по содержанию картины.
На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.
- Картина называется «Золотая осень».
Рассказ о художнике
Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)
Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)
- Почему картина называется «Золотая осень»?
Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени
- Что привлекло ваше внимание на этой картине?
- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).
- Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)
- С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)
- Какие деревья вы видите на картине?
- Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).
3. Словарная работа
- Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
- Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.
Эпитеты
День: | погожий, хороший, теплый, осенний |
Небо | ясное, голубое, светлое, лазурное |
| легкие, воздушные, белые, пушистые |
| жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные |
Берёзы | стройные, гибкие, белоствольные. |
Трава | жёлтая, зелёная |
| голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая. |
Солнце | игривое, осеннее, лучистое. |
- Подберите сравнения.
Облака | Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату |
Река | Река, как зеркало» Река - вьётся , как голубая лента |
Деревья | Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром |
4. Составление плана сочинения
Составление рассказа.
Сколько частей будет в рассказе? ( Три части: вступление, основная часть и заключение)
О чем вы напишите в 1 части? ( О художнике и его картине)
О чём напишите в основной части? ( Дадим описание природы, изображённой на картине)
Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнёте предложения, в которых выразите своё мнение, своё впечатление о картине?
5. Написание сочинения и его проверка.
Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.
- С чего следует начать?
- Что нужно написать в основной части?
- Какой будет концовка?
Лексико – орфографическая подготовка. картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, жёлтые, перелески, золотые, берёзки, словно, танцуют, лёгком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовёт, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.
На картине В.Д. Поленова ранняя осень.
Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду жёлтые перелески. Золотые берёзки словно танцуют в лёгком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев- великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовёт нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.
От картины веет прохладой и тишиной.
Дети составляют план коллективно под руководством учителя.
1. О художнике и его картине. Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев5. Земля.
6. Какие чувства вызывает картина.
- С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору - осень.
- Что бы вы написали после вступления?
(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)
- Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время года - осень, и как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)
- Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка
Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.
.
Примерный текст сочинения.
На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.
Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.
В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.
Пышным ярким ковром, раскинулся по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.
Земля тоже надела золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.
Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться осенним нарядом деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.