СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Сочинение по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи деятельности учителя: Создание условия для Составления и записи текста по репродукции картины В.Д,Поленова «Золотая осень»

Планируемые результаты обучения:  Предметные:научатся составлять текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сочинение по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»"»

Класс:3

Учитель :Старикова Б.С.

Тема:Сочинение – описание по картине В.Д.Поленова


Задачи деятельности учителя: Создание условия для Составления и записи текста по репродукции картины В.Д,Поленова «Золотая осень»

Планируемые результаты обучения: Предметные:научатся составлять текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.

Метапредметные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;организовывать своё рабочее место, определять цель и составлять план выполнения задания под руководством учителя;слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Личностные: овладение навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми сверстниками, проявлять эстетические чувства.

Оргмомент Целеполагание по с. 37 упр.63

1. Предварительная работа  Учитель читает отрывок из стихотворения И.А.Бунина (сам текст написан на доске): - О каком времени года идёт речь в этом стихотворении?

     

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит

Над светлою поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье…

           

2. Беседа по содержанию картины.

На доске открывается репродукция картины В.Д.Поленова «Золотая осень». Ученики внимательно рассматривают её.

- Картина называется «Золотая осень».

                                    Рассказ о художнике

        Эта картину написал Василий Дмитриевич Поленов(1844-1927)- один из выдающихся русских художников. Он родился в Петербурге ,в культурной дворянской семье .Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в петербургский университет, получил юридическое образование, но одновременно по вечерам он занимался в Академии художеств, которую так же с успехом закончил.. С 1882 года художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, его учениками были Остроухов, Коровин, Левитан. Занимался просветительской деятельностью, создавал декорации в театре. Многие его картины имели большой успех и получили известность («Московский дворик», «Бабушкин сад»)

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника. (1924 г)

- Почему картина называется «Золотая осень»? 

        Картина называется так потому, что художник выбрал то время, когда деревья стоят разноцветные, в основном желтые, красные. Поэтому по цвету, они напоминают цвет золота. Это - середина осени. Поленов хотел показать красоту этого времени

- Что привлекло ваше внимание на этой картине?

- Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (радость, хочется обнять весь лес, побегать по опушке, помолчать и т.д.).

- Попробуем понять, почему картина вызывает именно такое настроение. Какой день изобразил художник? (День тёплый, солнечный, погожий)

 - С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости? Какие краски (тона) выбрал Левитан, чтобы показать «золото» осени?
(Художник выбрал чистые, яркие краски: голубые, жёлтые зелёные, красные, оранжевые, коричневые)

- Какие деревья вы видите на картине?

- Какого цвета наряд у берёз? (она все золотые).
- Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый. (Небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, солнечные зайчики на траве, на реке).

3. Словарная работа

- Вспомните, что такое эпитет, сравнение.
- Подберите эпитеты, которые вы будете использовать в сочинении.

Эпитеты

День:

погожий, хороший, теплый, осенний

Небо

ясное,  голубое, светлое, лазурное


легкие, воздушные, белые, пушистые


жёлтые, золотые, разноцветные, осенние, красивые, нарядные

Берёзы

стройные, гибкие, белоствольные.

Трава

жёлтая, зелёная


голубая, зеркальная, синяя, извилистая, блестящая.

Солнце

игривое, осеннее, лучистое.

Подберите сравнения.

Облака

Облака плывут как стая белых лебедей, как волшебные кораблики

Плывущие облака похожи на белоснежную пушистую вату

Река

Река, как зеркало»

Река - вьётся , как голубая лента

Деревья

Березки, как девушки на балу в белых платьях с яркими лентами в волосах
Лес раскинулся по берегам реки пышным пестрым ковром

4. Составление плана сочинения 

Составление рассказа.

Сколько частей будет в рассказе? ( Три части: вступление, основная часть и заключение)

О чем вы напишите в 1 части? ( О художнике и его картине)

О чём напишите в основной части? ( Дадим описание природы, изображённой на картине)

Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнёте предложения, в которых выразите своё мнение, своё впечатление о картине?


5.  Написание сочинения и его проверка.

        Учащиеся ещё раз обдумывают структуру сочинения, учитель помогает им наводящими вопросами.

- С чего следует начать?

- Что нужно написать в основной части?

- Какой будет концовка?

Лексико – орфографическая подготовка. картина, ранняя осень, осенний пейзаж, видим, спокойно, голубые, река, жёлтые, перелески, золотые, берёзки, словно, танцуют, лёгком, хоровод, возвышается, зелень, деревья-великаны, земля, пожелтевшая, трава, дорожка, стремительно, бежит, зовёт, горизонт, заливные, веет, прохлада, тишина.

На картине В.Д. Поленова ранняя осень.

Спокойно катит свои голубые воды река. Всюду жёлтые перелески. Золотые берёзки словно танцуют в лёгком хороводе. Над ними возвышается густая зелень деревьев- великанов. На земле пожелтевшая трава. Дорожка стремительно бежит и зовёт нас вдаль. К горизонту уходят заливные луга.

От картины веет прохладой и тишиной.

Дети составляют план коллективно под руководством учителя.

1О художнике и его картине.  Какое время года изображено на картине?
2. Какой день, как изображено небо, солнце?
3. Река.
4. Наряд деревьев5. Земля.
6. 
Какие чувства вызывает картина.
- С чего бы вы начали сочинение по картине?
Со вступления. Можно написать о художнике и его картинах. С того, что Поленов изобразил красивую пору - осень.
- Что бы вы написали после вступления?

(Стал бы подобно описывать деревья, реку, небо и т.д.)

 - Каково было бы заключение в вашем сочинении?
(Обязательно написала бы о том, какое красивое время  года - осень, и  как Поленов хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась)

- Художник с помощью красок и кисти передал безмерную красоту родной земли, осенней природы, а  вы при описании картины постарайтесь использовать богатые возможности русского языка


        Учащиеся пишут сочинение- описание картины. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия темы.

.

Примерный текст сочинения.

        На картине художника В.Д.Поленова изображена золотая осень.

        Стоит погожий осенний денёк. Светит лучистое солнышко. По ясному  небу, как стая белых лебедей, плывут пушистые облака.

        В центре картины голубой лентой вьётся река. В ней, как в зеркале, отражаются лазурная гладь небес и деревья, одетые в разноцветные наряды.

        Пышным ярким  ковром, раскинулся  по берегам реки осенний лес. Пожелтевшие листья, блестят в солнечных лучах, как золотые. Белоствольные березки заплели в свои косы яркие оранжевые ленты. Они будто стройные девушки, водят хоровод на солнечной полянке. В кругу березок возвышаются горделивые стройные сосны. Они любуются волшебным золотым нарядом берез и машут им своими пушистыми зелёными платочками.

        Земля  тоже надела  золотистый наряд, лишь кое-где мелькают маленькие островки ещё зелёной травы. Лесная тропинка манит и зовёт за собой в эту разноцветную сказку.

        Картина радостная, волшебная. Замечательная пора – золотая осень. Художник Поленов очень точно передал ее красоту. Очень хочется очутиться  в этом месте: послушать шум реки, полюбоваться  осенним нарядом  деревьев, погреться под лучами ласкового и игривого солнышка.







Скачать

© 2016, 4154 169

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!