СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Правописание букв и-ы послец"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Правописание букв И-Ы после Ц.

Цели урока:

  • опираясь на фонетические, традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правописания;
  • проанализировать с обучающимися написание гласных ы-и после ц;
  • прививать навык использования, расширяя словарный запас обучающихся.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний (тема «О-Е после шипящих в корне слова»)

а). Словарный диктант «Проверь себя» (слайды 2-5)

На экране поочерёдно появляются рисунки, учащимся необходимо записать слово, выделить орфограмму.

Способ проверки: самопроверка (слайд 6) .

б) «Словарный аукцион» (слайд 7).

Задание: назвать слово, в корне которого после шипящих пишется буква О. Тот, кто называет последнее слово, получает оценку «5».

   3.Подготовка к активной деятельности на уроке – изучению новой темы (слайд 8)

Учитель: представьте, что нам предстоит написать такую фразу: «Цыган на лекции листал страницы, а Синицын читал цитаты».  Какой звук после Ц слышится на месте пропуска? (звук [ы]).

А как называется орфограмма, которую мы сегодня изучаем? (Правописание букв И-Ы после Ц).

 

Значит, перед нами встаёт выбор написания букв – И или Ы.

Итак, в словах на лекции, цитаты пишется буква И, а в словах цыган, страницы, Синицын – буква Ы. чтобы разобраться, когда пишется та или иная  буква, нам надо знать правило (слайд 9).

  4.Изучение нового материала

Буква Ц похожа на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона. В корнях слов и в словах на –ЦИЯ пишется буква И, в суффиксах и окончаниях – Ы. В опорном конспекте получился «домик» для буквы Ц. Исключения можно запомнить фразой: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц». (мнемонический прием: хоровое проговаривание фразы, содержащей исключения - слайд 10)                            

5..Физкультурная минутка

Мы писали, мы писали –

Наши пальчики устали.

Тихо встанем рядом –

Отдохнуть нам надо!

(сидя за партами, ученики сжимают и разжимают пальцы на руках, встают, встряхивают руками в воздухе).

Учитель: Вытянув руки вперед, зеркально рисуем в воздухе буквы А, Б, Е, Ж, З. А сейчас так же напишите в воздухе свое имя.

Отдохнули мы немного

И опять пора в дорогу:

Будем мы читать, писать,

Язык русский изучать.

 

6. Первичное закрепление.

 а) Задание «Угадай словечко!»

(По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание).

7. Закрепительное упражнение (слайд 12)

Задание: выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограмму.

Способ проверки: самопроверка.

8. Работа с текстом (слайды 13-16)

Метод: поэтапное чтение (вступление – основная часть – заключение) прогнозирование, анализ.

а) Слайд 13.

Учитель: - Какую структурную часть текста вы прочли? (вступление)

- Какое настроение у данного текста? (радостное, восторженное)

- По каким словам вы это определили? (никогда не забуду этот день. Так было интересно! и др.)

- Найдите слова с изучаемой орфограммой (цирк)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (о случае в цирке)

б) Слайд 14.

Учитель: Какая это часть текста?(основная часть)

- поясните значение слова ЦИЛИНДР. (головной убор цилиндрической формы).

- поменялось ли настроение текста? С помощью каких слов передаются чувства и эиоции автора?

- попробуйте догадаться, как закончится последнее предложение и весь текст.

- найдите слова с изучаемой орфограммой.

в) Слайд 15. 

  Учитель: Какая это структурная часть текста?(заключение)

- как вы думаете, сколько лет автору данного текста?

Перед нами – отрывок из воспоминаний знаменитого клоуна Ю.В.Никулина. Он писал этот текст, будучи уже взрослым мужчиной, однако не растерял чувства восторга и радости.

г) Слайд 16.

Учитель: - Какой из заголовков отражает главную мысль текста? (детская мечта знаменитого клоуна)

- А какой – его тему? (посещение цирка)

- Почему есть различие в заголовках? (тема текста – это то, о чем говорится в тексте, а главная мысль – то, зачем это рассказывается).

9. Устный пересказ текста.

10. Рефлексия. (Слайд 17).

  • В чём смысл правила написания и-ы после ц?
  • На что нужно обратить внимание прежде всего при использовании этого правила? (на состав слова)
  • С какими словами-исключениями вы ознакомились сегодня?
  • Задание «Неоконченное предложение»: закончить формулировку правила.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание (Слайд 18): правило, дифференцированное задание.

а) на «3» - карточка.

Списать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.                    

  1. Отец ск…зал Ну Юра пойдем в ц…рк!
  2. Так было интерес…но!
  3. Очень пор…ЗИЛ меня трюк с ц…линдром.
  4. Когда мы в…рнулись домой я первым делом маме ск…зал Мама а меня заметил клоун он со мной разг…вваривал!

б) на «4» - изложение по тексту Ю.В.Никулина.

в) на «5» - мини-сочинение «Никогда не забуду этот день»

13. « На закуску»

Игра « Найди лишнее слово»

Улиц…,  ц…плёнок, ц…фра

Станц…я, синиц…н, ц…ган

Ц…трусовый, ц…рк, нарц…с

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Правописание букв и-ы послец"»

Тема урока: Правописание букв И-Ы после Ц.

Цели урока:

  • опираясь на фонетические, традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правописания;

  • проанализировать с обучающимися написание гласных ы-и после ц;

  • прививать навык использования, расширяя словарный запас обучающихся.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний (тема «О-Е после шипящих в корне слова»)

а). Словарный диктант «Проверь себя» (слайды 2-5)

На экране поочерёдно появляются рисунки, учащимся необходимо записать слово, выделить орфограмму.

Способ проверки: самопроверка (слайд 6) .

б) «Словарный аукцион» (слайд 7).

Задание: назвать слово, в корне которого после шипящих пишется буква О. Тот, кто называет последнее слово, получает оценку «5».

3.Подготовка к активной деятельности на уроке – изучению новой темы (слайд 8)

Учитель: представьте, что нам предстоит написать такую фразу: «Цыган на лекции листал страницы, а Синицын читал цитаты». Какой звук после Ц слышится на месте пропуска? (звук [ы]).

А как называется орфограмма, которую мы сегодня изучаем? (Правописание букв И-Ы после Ц).



Значит, перед нами встаёт выбор написания букв – И или Ы.

Итак, в словах на лекции, цитаты пишется буква И, а в словах цыган, страницы, Синицын – буква Ы. чтобы разобраться, когда пишется та или иная буква, нам надо знать правило (слайд 9).

4.Изучение нового материала

Буква Ц похожа на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона. В корнях слов и в словах на –ЦИЯ пишется буква И, в суффиксах и окончаниях – Ы. В опорном конспекте получился «домик» для буквы Ц. Исключения можно запомнить фразой: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц». (мнемонический прием: хоровое проговаривание фразы, содержащей исключения - слайд 10)

5..Физкультурная минутка

Мы писали, мы писали –

Наши пальчики устали.

Тихо встанем рядом –

Отдохнуть нам надо!

(сидя за партами, ученики сжимают и разжимают пальцы на руках, встают, встряхивают руками в воздухе).

Учитель: Вытянув руки вперед, зеркально рисуем в воздухе буквы А, Б, Е, Ж, З. А сейчас так же напишите в воздухе свое имя.

Отдохнули мы немного

И опять пора в дорогу:

Будем мы читать, писать,

Язык русский изучать.



6. Первичное закрепление.

а) Задание «Угадай словечко!»

(По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание).

7. Закрепительное упражнение (слайд 12)

Задание: выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограмму.

Способ проверки: самопроверка.

8. Работа с текстом (слайды 13-16)

Метод: поэтапное чтение (вступление – основная часть – заключение) прогнозирование, анализ.

а) Слайд 13.

Учитель: - Какую структурную часть текста вы прочли? (вступление)

- Какое настроение у данного текста? (радостное, восторженное)

- По каким словам вы это определили? (никогда не забуду этот день. Так было интересно! и др.)

- Найдите слова с изучаемой орфограммой (цирк)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (о случае в цирке)

б) Слайд 14.

Учитель: Какая это часть текста?(основная часть)

- поясните значение слова ЦИЛИНДР. (головной убор цилиндрической формы).

- поменялось ли настроение текста? С помощью каких слов передаются чувства и эиоции автора?

- попробуйте догадаться, как закончится последнее предложение и весь текст.

- найдите слова с изучаемой орфограммой.

в) Слайд 15.

Учитель: Какая это структурная часть текста?(заключение)

- как вы думаете, сколько лет автору данного текста?

Перед нами – отрывок из воспоминаний знаменитого клоуна Ю.В.Никулина. Он писал этот текст, будучи уже взрослым мужчиной, однако не растерял чувства восторга и радости.

г) Слайд 16.

Учитель: - Какой из заголовков отражает главную мысль текста? (детская мечта знаменитого клоуна)

- А какой – его тему? (посещение цирка)

- Почему есть различие в заголовках? (тема текста – это то, о чем говорится в тексте, а главная мысль – то, зачем это рассказывается).

9. Устный пересказ текста.

10. Рефлексия. (Слайд 17).

  • В чём смысл правила написания и-ы после ц?

  • На что нужно обратить внимание прежде всего при использовании этого правила? (на состав слова)

  • С какими словами-исключениями вы ознакомились сегодня?

  • Задание «Неоконченное предложение»: закончить формулировку правила.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание (Слайд 18): правило, дифференцированное задание.

а) на «3» - карточка.

Списать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.

  1. Отец ск…зал Ну Юра пойдем в ц…рк!

  2. Так было интерес…но!

  3. Очень пор…ЗИЛ меня трюк с ц…линдром.

  4. Когда мы в…рнулись домой я первым делом маме ск…зал Мама а меня заметил клоун он со мной разг…вваривал!

б) на «4» - изложение по тексту Ю.В.Никулина.

в) на «5» - мини-сочинение «Никогда не забуду этот день»

13. « На закуску»

Игра « Найди лишнее слово»

Улиц…, ц…плёнок, ц…фра

Станц…я, синиц…н, ц…ган

Ц…трусовый, ц…рк, нарц…с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!