Тема урока: Правописание букв И-Ы после Ц.
Цели урока:
- опираясь на фонетические, традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правописания;
- проанализировать с обучающимися написание гласных ы-и после ц;
- прививать навык использования, расширяя словарный запас обучающихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний (тема «О-Е после шипящих в корне слова»)
а). Словарный диктант «Проверь себя» (слайды 2-5)
На экране поочерёдно появляются рисунки, учащимся необходимо записать слово, выделить орфограмму.
Способ проверки: самопроверка (слайд 6) .
б) «Словарный аукцион» (слайд 7).
Задание: назвать слово, в корне которого после шипящих пишется буква О. Тот, кто называет последнее слово, получает оценку «5».
3.Подготовка к активной деятельности на уроке – изучению новой темы (слайд 8)
Учитель: представьте, что нам предстоит написать такую фразу: «Цыган на лекции листал страницы, а Синицын читал цитаты». Какой звук после Ц слышится на месте пропуска? (звук [ы]).
А как называется орфограмма, которую мы сегодня изучаем? (Правописание букв И-Ы после Ц).
Значит, перед нами встаёт выбор написания букв – И или Ы.
Итак, в словах на лекции, цитаты пишется буква И, а в словах цыган, страницы, Синицын – буква Ы. чтобы разобраться, когда пишется та или иная буква, нам надо знать правило (слайд 9).
4.Изучение нового материала
Буква Ц похожа на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона. В корнях слов и в словах на –ЦИЯ пишется буква И, в суффиксах и окончаниях – Ы. В опорном конспекте получился «домик» для буквы Ц. Исключения можно запомнить фразой: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц». (мнемонический прием: хоровое проговаривание фразы, содержащей исключения - слайд 10)
5..Физкультурная минутка
Мы писали, мы писали –
Наши пальчики устали.
Тихо встанем рядом –
Отдохнуть нам надо!
(сидя за партами, ученики сжимают и разжимают пальцы на руках, встают, встряхивают руками в воздухе).
Учитель: Вытянув руки вперед, зеркально рисуем в воздухе буквы А, Б, Е, Ж, З. А сейчас так же напишите в воздухе свое имя.
Отдохнули мы немного
И опять пора в дорогу:
Будем мы читать, писать,
Язык русский изучать.
6. Первичное закрепление.
а) Задание «Угадай словечко!»
(По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание).
7. Закрепительное упражнение (слайд 12)
Задание: выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограмму.
Способ проверки: самопроверка.
8. Работа с текстом (слайды 13-16)
Метод: поэтапное чтение (вступление – основная часть – заключение) прогнозирование, анализ.
а) Слайд 13.
Учитель: - Какую структурную часть текста вы прочли? (вступление)
- Какое настроение у данного текста? (радостное, восторженное)
- По каким словам вы это определили? (никогда не забуду этот день. Так было интересно! и др.)
- Найдите слова с изучаемой орфограммой (цирк)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (о случае в цирке)
б) Слайд 14.
Учитель: Какая это часть текста?(основная часть)
- поясните значение слова ЦИЛИНДР. (головной убор цилиндрической формы).
- поменялось ли настроение текста? С помощью каких слов передаются чувства и эиоции автора?
- попробуйте догадаться, как закончится последнее предложение и весь текст.
- найдите слова с изучаемой орфограммой.
в) Слайд 15.
Учитель: Какая это структурная часть текста?(заключение)
- как вы думаете, сколько лет автору данного текста?
Перед нами – отрывок из воспоминаний знаменитого клоуна Ю.В.Никулина. Он писал этот текст, будучи уже взрослым мужчиной, однако не растерял чувства восторга и радости.
г) Слайд 16.
Учитель: - Какой из заголовков отражает главную мысль текста? (детская мечта знаменитого клоуна)
- А какой – его тему? (посещение цирка)
- Почему есть различие в заголовках? (тема текста – это то, о чем говорится в тексте, а главная мысль – то, зачем это рассказывается).
9. Устный пересказ текста.
10. Рефлексия. (Слайд 17).
- В чём смысл правила написания и-ы после ц?
- На что нужно обратить внимание прежде всего при использовании этого правила? (на состав слова)
- С какими словами-исключениями вы ознакомились сегодня?
- Задание «Неоконченное предложение»: закончить формулировку правила.
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание (Слайд 18): правило, дифференцированное задание.
а) на «3» - карточка.
Списать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
- Отец ск…зал Ну Юра пойдем в ц…рк!
- Так было интерес…но!
- Очень пор…ЗИЛ меня трюк с ц…линдром.
- Когда мы в…рнулись домой я первым делом маме ск…зал Мама а меня заметил клоун он со мной разг…вваривал!
б) на «4» - изложение по тексту Ю.В.Никулина.
в) на «5» - мини-сочинение «Никогда не забуду этот день»
13. « На закуску»
Игра « Найди лишнее слово»
Улиц…, ц…плёнок, ц…фра
Станц…я, синиц…н, ц…ган
Ц…трусовый, ц…рк, нарц…с
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по теме "Правописание букв и-ы послец"»
Тема урока: Правописание букв И-Ы после Ц.
Цели урока:
опираясь на фонетические, традиционные, этимологические, словообразовательные законы русского правописания;
проанализировать с обучающимися написание гласных ы-и после ц;
прививать навык использования, расширяя словарный запас обучающихся.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний (тема «О-Е после шипящих в корне слова»)
а). Словарный диктант «Проверь себя» (слайды 2-5)
На экране поочерёдно появляются рисунки, учащимся необходимо записать слово, выделить орфограмму.
Способ проверки: самопроверка (слайд 6) .
б) «Словарный аукцион» (слайд 7).
Задание: назвать слово, в корне которого после шипящих пишется буква О. Тот, кто называет последнее слово, получает оценку «5».
3.Подготовка к активной деятельности на уроке – изучению новой темы (слайд 8)
Учитель: представьте, что нам предстоит написать такую фразу: «Цыган на лекции листал страницы, а Синицын читал цитаты». Какой звук после Ц слышится на месте пропуска? (звук [ы]).
А как называется орфограмма, которую мы сегодня изучаем? (Правописание букв И-Ы после Ц).
Значит, перед нами встаёт выбор написания букв – И или Ы.
Итак, в словах на лекции, цитаты пишется буква И, а в словах цыган, страницы, Синицын – буква Ы. чтобы разобраться, когда пишется та или иная буква, нам надо знать правило (слайд 9).
4.Изучение нового материала
Буква Ц похожа на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона. В корнях слов и в словах на –ЦИЯ пишется буква И, в суффиксах и окончаниях – Ы. В опорном конспекте получился «домик» для буквы Ц. Исключения можно запомнить фразой: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц». (мнемонический прием: хоровое проговаривание фразы, содержащей исключения - слайд 10)
5..Физкультурная минутка
Мы писали, мы писали –
Наши пальчики устали.
Тихо встанем рядом –
Отдохнуть нам надо!
(сидя за партами, ученики сжимают и разжимают пальцы на руках, встают, встряхивают руками в воздухе).
Учитель: Вытянув руки вперед, зеркально рисуем в воздухе буквы А, Б, Е, Ж, З. А сейчас так же напишите в воздухе свое имя.
Отдохнули мы немного
И опять пора в дорогу:
Будем мы читать, писать,
Язык русский изучать.
6. Первичное закрепление.
а) Задание «Угадай словечко!»
(По лексическому значению узнать слово, записать его, пояснив написание).
7. Закрепительное упражнение (слайд 12)
Задание: выписать слова с пропущенными буквами, выделить орфограмму.
Способ проверки: самопроверка.
8. Работа с текстом (слайды 13-16)
Метод: поэтапное чтение (вступление – основная часть – заключение) прогнозирование, анализ.
а) Слайд 13.
Учитель: - Какую структурную часть текста вы прочли? (вступление)
- Какое настроение у данного текста? (радостное, восторженное)
- По каким словам вы это определили? (никогда не забуду этот день. Так было интересно! и др.)
- Найдите слова с изучаемой орфограммой (цирк)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (о случае в цирке)
б) Слайд 14.
Учитель: Какая это часть текста?(основная часть)
- поясните значение слова ЦИЛИНДР. (головной убор цилиндрической формы).
- поменялось ли настроение текста? С помощью каких слов передаются чувства и эиоции автора?
- попробуйте догадаться, как закончится последнее предложение и весь текст.
- найдите слова с изучаемой орфограммой.
в) Слайд 15.
Учитель: Какая это структурная часть текста?(заключение)
- как вы думаете, сколько лет автору данного текста?
Перед нами – отрывок из воспоминаний знаменитого клоуна Ю.В.Никулина. Он писал этот текст, будучи уже взрослым мужчиной, однако не растерял чувства восторга и радости.
г) Слайд 16.
Учитель: - Какой из заголовков отражает главную мысль текста? (детская мечта знаменитого клоуна)
- А какой – его тему? (посещение цирка)
- Почему есть различие в заголовках? (тема текста – это то, о чем говорится в тексте, а главная мысль – то, зачем это рассказывается).
9. Устный пересказ текста.
10. Рефлексия. (Слайд 17).
В чём смысл правила написания и-ы после ц?
На что нужно обратить внимание прежде всего при использовании этого правила? (на состав слова)
С какими словами-исключениями вы ознакомились сегодня?
Задание «Неоконченное предложение»: закончить формулировку правила.
11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание (Слайд 18): правило, дифференцированное задание.
а) на «3» - карточка.
Списать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
Отец ск…зал Ну Юра пойдем в ц…рк!
Так было интерес…но!
Очень пор…ЗИЛ меня трюк с ц…линдром.
Когда мы в…рнулись домой я первым делом маме ск…зал Мама а меня заметил клоун он со мной разг…вваривал!
б) на «4» - изложение по тексту Ю.В.Никулина.
в) на «5» - мини-сочинение «Никогда не забуду этот день»
13. « На закуску»
Игра « Найди лишнее слово»
Улиц…, ц…плёнок, ц…фра
Станц…я, синиц…н, ц…ган
Ц…трусовый, ц…рк, нарц…с