Православное учение о человеке.
Урок № 9.
Цель: раскрытие понятий душа, болезни души, образ Божий в человеке.
Задачи:
- получение новых знаний о человеке с точки зрения православной антропологии, о значении души и тела в жизни человека;
- развитие аналитического мышления, навыков коллективной работы, коммуникативных способностей, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения,
- воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие.
Образовательные технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, здоровьесберегающие, безотметочные.
Видеоряд:
- Икона преподобного Герасима Иорданского, приручающего льва.
- В. Васнецов «Иван Грозный».
- А. Дейнека «Автопортрет».
- Презентация.
Звуковое сопровождение: Михайлов «Душа»
Литература:
1. Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
План урока:
1. Бог и человек. Беседа о взаимоотношениях Бога и человека.
2. Тело и душа. Раскрытие понятия «душа».
- отличие души и тела (словарная работа)
3. Происхождение и значение души. Раскрытие понятия о душе как образе Божием в человеке.
- беседа о теле человека как о храме для души.
- отличия человека от животного.
- рассказ о происхождении души (работа с врезкой из Библии в учебнике).
4. Что нужно душе? Разговор о том, как жить человеку, чтобы сохранить душу в чистоте.
- раскрытие понятия «болезни души»
- работа с учебником.
- прослушивание песни С. Копыловой «Калека» (беседа о ценности души человека)
- словарная работа, заполнение кластера.
- душа как вечный двигатель (заполнение кластера после прочтения стих. Н.Заболоцкого).
5. Подведение итога. Работа с контрольной картой.
6. Региональный компонент. Рассказ о человеке с большой душой, живущем рядом с нами.
7. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент .Актуализация знаний учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!
2. Актуализация знаний
1) Блиц – опрос «Основы православия».
Кто такие христиане?
Что значит быть православным человеком?
Что значит слово «молиться»?
Как по-другому называют Библию?
Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным?
Чем человек отличается от животных?
2. Основная часть.
1.Бог и человек.
Христиане считают, что человек так не похож на животного оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.
-Бог Сам свободен – людям Он подарил свободу.
-Бог есть любовь – и людям Он подарил любовь.
-Бог есть разум – и людям Он подарил способность мыслить.
- Бог есть Творец – и людям Он подарил способность творить.
- Дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется –
- внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у
- христиан называются «образ Бога в человеке» слайды 2,3,4,5
Ребята, а когда мы долго смотрим ночью на звездное небо, что можно почувствовать? (ответы детей: немного страшно, мир такой большой, а я такой маленький; а вдруг какой-нибудь метеорит оторвется и раздавит Землю)
- Да, это так. Но тот, кто верит в защиту Бога, не боится внезапных бедствий. Хотя и такой человек может растеряться. Ведь Бога мы не видим, как понять Его? Как узнать, как нам надо жить, какое у нас предназначение? Если мы в темноте, как найти путь? (ответы детей: нужен огонек, фонарик). Правильно и такой фонарик Бог вложил вовнутрь человека, это его душа. В нашем учебнике говорится, что для того, чтобы понять Бога, нужно всмотреться в мир своей души.
- А у вас есть душа? Где она находится? (дети показывают). Откуда вы знаете? (обычно дети не могут ответить на этот вопрос, поэтому можно обсудить словосочетание «болит душа».
2.Тело и душа.
Беседа. - Для начала выясним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик. Значит, человек — это лик веков, то есть на лике человека запечатлены многие века его существования. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии. Слайд 6
Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа.
. Как вы думаете, тело и душа болят одинаково? (ответы детей: нет).
- Значит, тело и душа могут иметь разные и сходные свойства. А если мы говорим, что человек растет, это относится к телу или к душе? (ответы детей: и к телу, и к душе).
- Как вы думаете, что такое «тело»? Тело имеет свои функции: потребность в сне, в пище, в поддержании определенного обмена веществ и т.д. Мы знаем, что тело принадлежит нашему земному, Физическому, или Плотному Миру. Слайды 8,9
- А что же такое душа? Какому Миру она принадлежит? Слайды 10,11,
Можно предложить детям командную игру «Докажи свое мнение». Первая команда считает, что тело и душа зависят друг от друга. Вторая команда считает, что не зависят. Задание: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.
Вывод: «душа отлична от тела», она не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет и наоборот. Иногда тело может рассказать о душе.
Учитель: Давайте обратимся к учебнику (рассматриваются изображения на стр. 33 и 34, делаем вывод о том, как тело может рассказать о душе).
- А вот на стр. 32 мы видим икону святого Герасима Иорданского, которому лижет руки как котенок огромный страшный лев. Прочтите слова под рисунком (дети читают: даже животные чувствуют добрую душу).
- Сейчас я раздам вам небольшие рассказы из книги «Чудесная дружба» Прочитайте их дома с родителями и нарисуйте по желанию иллюстрации.
Ребята, посмотрите на этих людей. Вы видите, как несовершенно их тело, почему же они радуются? (ответ находим в учебнике: душа может радоваться, даже если телу больно).
Вот еще изображение (обсуждение: разные дети сидят спокойно в одинаковой позе, не просят ни пить, ни есть, почему? Они это делают для тела или для души?)
- Какая фраза из учебника может сюда подойти? (душа радуется, если открывает для себя новый мир).
А когда душа болит? (ответы детей: когда поссорился с другом, нагрубил маме и т.д., то есть, когда мучает совесть).
- Ребята, скажите, почему человек, которому стыдно прячет лицо, закрывает глаза руками? (Глаза – зеркало души).
3. Происхождение и значение души.
Построение информационной карты слова. Слайды 12,13,14
- Давайте вместе составим информационную карту слова «душа».
Словосочетания: добрая душа, бессмертная душа,
Родственные слова: духовный, одухотворенный, душевный.
Ассоциации: душа на распашку, душа с Богом разговаривает, душа в пятки ушла, в чем душа держится.
Слова – друзья: внутренний мир человека, разум, свобода, любовь, творчество.
Слова – враги: бездуховность, бездушность, порок.
Пословицы и поговорки: Семья вместе, так и душа на месте. Чужая душа – потемки. Здоровая душа в здоровом теле. Чужая душа не гумно – не заглянешь.
Словарь: ДУША (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Слайды 15,16
Итак, человек состоит из тела и души и они должны научиться жить вместе.
- Как же тело и душа взаимодействуют друг с другом? Посмотрите, что написано в вашей тетради под понятиями «душа» и «тело»?
Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке.
(Здесь еще раз можно акцентировать внимание детей на том, что душа важнее тела, но и тело, как и храм нельзя осквернять ненужными надписями снаружи и несоответствующими вещами изнутри: пирсинг, татуировки, вредные привычки).
Ребята, такая душа есть только у человека. Животные, даже самые умные, не имеют свойств, данных человеку.
. Откуда у человека такая душа и такие способности? Откроем учебник на стр. 33 и прочитаем (дети находят и читают):
«…человек так непохож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.
Бог Сам свободен и людям подарил свободу…и т.д.»
- А самое главное – Бог вечен и подарил душе человека бессмертие.
Откуда православные христиане знают о том, что Бог подарил человеку свой образ? (ответы детей: из Библии).
- Давайте с вами сейчас прочитаем отрывок из Библии о том, как Бог сотворил человека, и попробуем найти те слова, которые говорят о душе. (Работа с врезкой на стр. 34). Слайд17
В результате того, что в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить.
- Давайте сейчас поиграем в игру «Доктор и больной» (проигрывается ситуация 1 из учебника, в результате беседы дети должны найти способ вылечить душу, если у человека пропал велосипед, ответ проверяем по учебнику).
- А теперь попробуем рассмотреть вторую ситуацию. Будет ли этот поступок добрым делом? (дети размышляют). Что мы можем посоветовать, чтобы вылечить душу от этой болезни?
А вот как сказала о добрых делах в своём стихотворении монахиня московского Новодевичьего монастыря: (читаем и разбираем стихотворение из учебника, стр. 34)
- Действительно, добро возвращается добром и если ты дал руку кому-то в хороводе, то эта поддержка вернется к тебе. И чем больше нас в кругу, тем больше мы сможем помочь друг другу. Слайды 18 ,19
Здесь можно поговорить о том, что человек рождается с чистой душой и нужно хранить эту чистоту.
Часто в художественных произведениях можно услышать слова «Подумай о душе!» Почему так говорят? (ответы детей: нужно жить так, чтобы уберечь свою душу от всякой нечистоты и духовных болезней. А если душа больна, нужно ее лечить) слайд19
- Разберем несколько слов, основой которых является корень «душ».
Малодушие – если человек пропускает в душу зло, в ней остается мало места для добра.
Равнодушие – чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей.
Бездушие – человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть.
Мертвая душа – так говорят о человеке, неспособном ни на что доброе.
- Но на самом деле мы уже знаем, что с точки зрения православия душа бессмертна, именно она является вечным двигателем во Вселенной.
Сейчас я прочту вам стихотворение русского поэта Николая Заболоцкого. Слайд 20
Не позволяй душе лениться! Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Чтоб в ступе воду не толочь, Освобождая от работ,
Душа обязана трудиться Она последнюю рубашку
И день и ночь, и день и ночь! С тебя без жалости сорвет.
Гони ее от дома к дому, А ты хватай ее за плечи,
Тащи с этапа на этап, Учи и мучай дотемна,
По пустырю, по бурелому Чтоб жить с тобой по-человечьи
Через сугроб, через ухаб! Училась заново она.
Не разрешай ей спать в постели Она рабыня и царица,
При свете утренней звезды, Она работница и дочь,
Держи лентяйку в черном теле Она обязана трудиться
И не снимай с нее узды! И день и ночь, и день и ночь!
- Что говорит поэт в этом стихотворении? (ответы детей: душа должна не стоять на месте, а трудиться). Правильно, если человек работает над своей душой, к концу жизни он может стать похожим на светлого ангела, а если ленивая душа как камень катится под горку, в конце жизни человек уподобляется мрачному демону.
- Наверное, вам приходилось слышать такие выражения: “душа вся в огне”, “в душе пылает огонь” и так далее. Где можно встретить такие высказывания? Верно, их чаще всего можно встретить в стихах или прозе, когда поэты и писатели пишут о любви. Это не метафоры, как думают некоторые, наоборот, именно эти выражения очень точно передают истину. Душа человека невидима для нашего земного физического зрения, и принадлежит она такому же невидимому Духовному Миру. А еще этот Духовный Мир называют Миром Огня, или Огненным Миром. Этим Огнем заполнено все пространство Космоса, поэтому его называют небесным Огнем.
- Как вы думаете, что из себя представляет небесный огонь? Конечно, это не такой огонь, который мы видим в пламени костра или свечи, хотя природа их одна и та же. Физический, плотный огонь костра или свечи сравнительно груб по своим свойствам. Такой плотный огонь способен согревать наше тело или, если он чересчур силен, нанести ожоги. Но в природе существует и другой, невидимый, тонкий Огонь, который невозможно увидеть глазами, но его может почувствовать наша душа. Этот Огонь бывает разного свойства. Если он вспыхнет резким пламенем, то может даже опалить душу и причинить ей боль. Если же он горит мягко, ровно и спокойно, то такой Огонь согревает душу человека. Вы не раз сами чувствовали действие такого Огня на себе. Когда вы были маленькими, и у вас случалось свое детское горе, к кому вы бежали?
- Ну, конечно, вы бежали к маме. Она ласково, с любовью глядела на вас, прижимала к своей груди, гладила по голове, и вы успокаивались, вам становилось хорошо. Это на вас действовал Огонь любви вашей мамы, который излучало ее сердце. Если в минуту горя и отчаяния люди со всей искренностью обращаются с молитвой к Высшему Миру, то к ним сходит и прикасается к их душе небесный Огонь Любви, который посылают на Землю наши Старшие Космические Братья — Великие Святые Души. И тогда, во время такой молитвы, сердце человека согревается этим Огнем, и человек получает утешение. Такую же радость и покой ощущают люди, общаясь с живущими на земле в плотном теле Святыми, потому что сердце Святого излучает Огонь Любви и сострадания. Любовь — это Огненное чувство, оно принадлежит душе человека, а душа наша живет в нашем сердце. Вот почему, когда мы видим несправедливость, видим, как страдает другой, несправедливо обиженный, человек, у нас начинает болеть сердце — это болит наша душа. Человеческая душа, будучи Божиим дыханием, всегда стремиться к духовному миру.
Слайд 21. А теперь подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? (дети отвечают, постепенно открывается слайд.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе
Контрольная карта
Как человек может сделать свою душу богаче?
Когда человека хвалят, его душа становиться богаче
Чем больше человек отдает людям, тем больше приобретает для своей души
Когда человек приобретает материальные блага, его душа становится богаче
В чем главное отличие человека от животного?
Человек не отличается от животного ничем
Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся
Внешний вид
В чем проявляется «Образ Божий» в человеке?
В умении любить, в способности выбрать путь добрых дел и поступков
В недостойном поведении
В умении подстраиваться под текущую ситуацию
Зачем Бог даровал человеку свободу?
Чтобы человек делал только то, что хотел
Чтобы человек свободно и добровольно вступал на путь истины и добра и мог, если захочет, выбрать для себя жизнь с Богом
Чтобы сделать жизнь человека проще
Тренажер
Животные | Люди |
Бояться Кушают Чувствуют Чувствуют боль Беспокоятся | Сострадают Ищут истину Говорят Думают Философствуют Помогают ближним Создают что-то новое Творят Сорадуются Подвластны совести |
Закончи предложение
И создал Господь Бог человека из ____(сажи, камня, праха земного).
Закончи предложение
Вдунул Бог в лицо человека ______(слово, ветер, дыхание жизни).
Заполни пропуск
И сотворил Бог человека по ______(образу, желанию, решению) Своему.
Материал для введения регионального компонента. В любом городе, поселке, селе есть люди, которые несмотря на недостатки в теле, болезни, инвалидность могут жить полной жизнью и обогащать жизнь окружающих их людей. Поэтому можно сделать еще один важный вывод: Повредить душе страшнее, чем повредить телу.
Об этом говорит в своем Евангелии апостол Матфей: Какая польза человеку,
если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
И я желаю вашим душам здоровья и большого роста.
3.Заключительная часть урока.
Домашнее задание:
Проанализируйте в тетради один день из своей жизни по табличке:
Мои добрые дела | Добрые дела окружающих |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
Поразмышляйте вместе с родителями, как надо заботиться о своей душе? Напишите об этом в тетради сочинение-миниатюру.