Актуализация прежних знаний | Ребята, посмотрите на доску. Как вы видите, на доске написаны словосочетания с предлогами. Давайте, прочитаем первое словосочетание, И второе А теперь, назовите мне, пожалуйста, предлоги из данных словосочетаний. Спасибо. А чем эти 2 предлога отличаются друг от друга? Правильно. Молодцы. | Читают: «остался из-за дождя» Читают: «в течение дня шел дождь». Отвечает: из-за, в течение Отвечают: предлог из-за состоит из одного слова, а предлог в течение из 2х слов. | Коммункативные, регулятивные, познавательные |
Объяснение нового материала | Ребята, вот мы и подошли к нашей теме. Как мы выяснили, предлоги могут состоять из 1 слова или из 2 и более слов. Постарайтесь сформулировать определение, что такое простые и составные предлоги. Молодцы! Итак, ребята. Запомните, предлоги, которые состоят из одного слова - это простые предлоги, такие как около, вокруг, из-за, за и др.., а предлоги, состоящие из 2х и более слов – составными, это такие предлоги как: в течение, в заключение, в отличие и др.. В рабочих тетрадях запишем сегодняшнее число и тему нашего урока. (озвучиваю). | Отвечают: «простые предлоги состоят из 1 слова (из-за), а составные из 2х и более слов (в течение). Учащиеся записывают правило в тетради- справочники. Записывают. | Коммуникативные, регулятивные, познавательные |
закрепление | Итак, ребята. Мы с вами определили, что такое простые и что такое составные предлоги. А сейчас давайте попробуем выполнить упражнение. (к доске выходит 1 ученик) Диктую. «И сидят они по-братски за столом, плечо в плечо». Учащийся у доски объясняет, как пишется наречие «по-братски» Выделяет предлоги, объясняет структуру. (выставляю оценку и вызываю другого ученика) (Диктую) В заключение вечера был концерт. (выставляю оценку) Сейчас запишите себе в тетрадях 2 предложения. (Диктую). Насилу отыскали дорогу. На силу не надейся. (задание дается для того, чтобы учащиеся умели отличать наречия от существительных с предлогом) (Спрашиваю кого-нибудь) «Определите, какой частью речи являются слова в начале предложений. Молодцы, а как вы отличили наречие от существительного с предлогом? Молодцы! Ребята, запишите данное правило в тетради- справочники. Еще, ребята, существует одно правило, как отличить существительное с предлогом от наречия. Давайте запишем с вами еще несколько предложений. (диктую). Вдали за рекой потух огонек. В дали голубой столбом уж кружился песок золотой. Ребята, а как в этих предложениях отличить существительное с предлогом от наречия? Молодцы. Ну, а сейчас давайте поработаем с учебником. Открываем на странице 114. Выполняем упражнение 262-е. Упражнение выполняем по заданию. (один ученик читает задание). Спасибо. Итак, ребята. Делим страничку на 2 части. В 1 колонку выписываем простые глаголы, а во 2 – составные. Задание выполняем самостоятельно. Позже проверим. (задание дается для того, чтобы учащиеся умели различать простые и составные предлоги) Давайте проверим, что у вас получилось. (один ученик читает, что у него получилось в 1 колонке? Молодец. 5. Ребята, у всех так? У кого не так, исправляем. (второй ученик читает, что у него получилось во 2 колонке? Молодец, 5. Ребята, у всех так? Если нет, исправляем. | 1 ученик идет к доске, все остальные пишут в тетрадях. Записывает. Отвечает: наречие пишется через дефис Выделяет предлоги за, в. Оба предлога являются простыми, т.к. состоят из одного слова. Уходит, садится. 2 ученик Идет к доске. Записывает. ( выделяет предлог в заключение дает ему определение, что предлог составной, т.к. состоит из 2х слов. Уходит. Садится. Записывают в тетрадях. Отвечает один ученик. В 1м предложение насилу – это наречие, во 2м – существительное с предлогом. Отвечает: если в предложение можно добавить конкретность между существительным и предлогом, то это будет существительное с предлогом. На силу ( на свою силу). Записывают. Записывают. Отвечают. С помощью вопроса. В 1м предложении можно задать вопрос где ? (вдали за рекою). Вопрос где, указывает нам на то, что перед нами наречие. Во 2м предложении вопрос какой? (в дали голубой). Вопрос какой указывает нам на то, что это существительное с предлогом. Читает: выпишите сначала простые предлоги, а потом составные. Выполняют задание. Читает: через, из-за, на, около, вроде, навстречу, по, вокруг. Отвечают. Исправляют. Читает: в течение, в связи, в следствие, в заключение. Отвечают. Исправляют. | Коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные |
Подведение итогов | Закрываем дневники. У нас осталось еще время. давайте поработаем устно. (следующее задание дается для успешного закрепления нового материала, умения отличать простые предлоги от составных.) Итак, я читаю словосочетание, а вы определяете какой в нем предлог. Я встретился с ним около школы. В связи с засухой, этот год выдался неурожайным. Дети перелезли через забор. Молодцы, ребята. Я вижу, вы хорошо усвоили новые знания, применили их на практике. (озвучиваю оценки за урок) До свидания! | Отвечают: простой Отвечают: составной. Отвечают: простой. прощаются | Коммуникативные, личностные, регулятивные |