СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Углубить у учащихся понятие об актуальном членении текста на «данное» и «новое» ; добиться усвоения понятия о прямом и обратном порядке слов в речи; его роли в характеристики различных стилей речи; сформулировать способ действия с данным понятием.
  2. Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи".»

Уроки 110-111

Тема: Р/Р Порядок слов в спокойной монологической речи.

Цели:

  1. Углубить у учащихся понятие об актуальном членении текста на «данное» и «новое» ; добиться усвоения понятия о прямом и обратном порядке слов в речи; его роли в характеристики различных стилей речи; сформулировать способ действия с данным понятием.

  2. Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.

  3. Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока (усиление образно- выразительной функции речи); формировать интерес к изучению русского языка.



Оборудование: Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева.



Ход урока:



1.Закрепление.

На доске эпиграф:



Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

( Н. В. Гоголь )



    • Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)

    • Как передает писатель свое восхищение русским языком? Что его волнует?

    • С помощью чего достигается эмоциональность, выразительность этого высказывания?

    • Что значит для Гоголя «наслаждение погрузиться», «изловить законы»? (понять)

    • А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)

    • Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления. Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.

    • А чему соответствуют понятия «известное», «неизвестное» в строении русской речи ? ( данное и новое)

    • Что такое данное и новое? (Д – это известное, а Н – служит развитию мысли)

    • На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).





2.Объяснение нового материала.

-Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом. Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов (так называемая грамматика Поль-Рояля)

Трое учащихся получили задание проследить во французском, английском и немецком языках особенности строения предложений (уч-ся делают сообщения)



Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.



- Да, такие языки нельзя назвать «громадами». В отличие от них русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. О причине этих поразительных возможностей синтаксиса задумывались лингвисты и писатели.

- И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:

« Язык обладает свободой, не существующей в других известных мне языках: От перестановки слов во фразе меняется смысл. Эта свобода, отсутствие обязательного уточнения, рождающегося в западноевропейских языках от жесткости синтаксиса…, - все это представляет писателю безграничные возможности , перед ним не истощенные почвы былых веков, а постоянная целина.»



- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка Д и Н )

  1. Чтение теоретического материала на стр. 169

Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)

2. Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)

- Какое произведение Тургенева перед вами ?

- Каково общее настроение стихотворений в прозе ?

- В каком отрывке показано оно ярче?

- Какой из отрывков подлинный? Почему?

- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию



3. Упр. 420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)



4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком слов?

- А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )

- Б) Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей

5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительной функции.



        1. Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.

        2. Замена прямого порядка обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н

7 .Д.Э.Розенталь пишет : « …Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении , у каждого члена предложения есть обычное , свойственное ему место… На этом основании различаются обычный порядок слов и обратный, выполняющий, как правило , функцию инверсии .»



8 .Задание ученику: В словаре найти определение «инверсии».



9. Рассмотреть таблицу .



10. Чтение стихотворения в прозе И.С Тургенева «Мы еще повоюем»

- Найти предложения с обратным порядком Д и Н . их роль , эмоциональный настрой .

-Определить порядок слов внутри Д и Н. Придается ли выразительность?

11. Возвращение к эпиграфу.

-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотри, за счет чего же достигается выразительность его цитаты?



12.Итоги урока: - Что узнали?

-Какую роль играет обратный порядок слов?

-Что для себя выделили?



Оценки за работу дома по иностр. языкам, сообщениям по карточкам и др.



Д\З – 1. Упр. 424

2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.





















Список использованной литературы:




  1. Русский язык 7 кл. М.М. Разумовской и др. – М.: Дрофа, 2009



  1. Тургенев И. С. Стихотворения в прозе. – М.: Русское слово, 2007











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!