ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Тема: С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон»
Цели:Создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я Маршака; расширять читательский опыт; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Планируемые результаты:
– личностные: смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и «незнания», оценивают свои действия, поступки;
– метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, одноклассников, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
– предметные:полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.
Педагогические задачи: учить читать вслух плавно целыми словами, выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания, определять эмоциональный характер текста, формировать умения отмечать на вопросы по содержанию стихотворения, ранжировать произведения по их тематике, пробудить интерес к творчеству С. Маршака, развивать воссоздающее и творческое воображение.
Ресурсы и оборудование: Компьютер, проектор, экран, портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора.
Этап урока | Действия учителя | Действия обучающихся | УУД |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Павловна и сегодня урок литературного чтения буду проводить я. Начинается урок Он пойдет ребятам впрок Постарайтесь всё понять и внимательно читать. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Слушают, выполняют действия правильной посадки. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2. Изучение нового материала | Целеполагание (на экране буквы: САМУИЛЯКОВЛЕВИЧМАРШАК, записанные в обратном направлении) 1 СЛАЙД — Прочтите буквы справа налево. Что получилось? (Самуил Яковлевич Маршак) — Ребята, а вам знакомо это имя? А ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О НЕМ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ? КАКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ЗНАКОМЫ ВАМ (Детки в клетке, Кошкин дом, Вот какой рассеянный, Сказка о глупом мышонке, Где обедал воробей…) 2 СЛАЙД СЛЫШАЛИ ЛИ ВЫ ТАКИЕ СТИХИ: Где обедал воробей? – В зоопарке у зверей. Пообедал у лисицы, У моржа попил водицы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена, А мохнатый рыжий львенок Чуть не съел меня спросонок. Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну И сказал: - Нужны пошире, И не две, а все четыре. Бедный маленький верблюд: Есть ребенку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра! Эй, не стойте слишком близко – Я тигренок, а не киска!
- ЧТО ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ о Самуиле Яковлевиче Маршаке? Хотите познакомиться с другими его стихами? Давайте сформулируем цель урока: дети отвечают - ….. | | |
| Основной этап Рассказ учителя о С.Я. Маршаке. — Самуил Яковлевич Маршак – это имя знакомо всем с детства. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. В городе есть улица, которая носит имя С.Я. Маршака. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей и трое из них стали писателями. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. Первая детская книга его называлась «Детки в клетке». Самуил Яковлевич прожил долгую жизнь, написал много статей, пьес и сказок. Это был одарённый человек. Он был поэтом и прозаиком, переводчиком и драматургом, сатириком и редактором и просто хорошим, интересным человеком. --------------------------------------------------------------- Где родился С.Я. Маршак? Сколько детей было в семье? Какая была его семья? Где прошло детство? Когда начал писать первые стихи? Как называлась первая детская книга? | Слушают Отвечают на вопросы | коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; |
Физминутка «Старушка и пудель» | Ребята, вы хорошо поработали, я предлагаю отдохнуть. Однажды старушка Отправилась в лес. (Ходьба на месте) Приходит обратно, А пудель исчез. (Повороты влево-вправо с подниманием плеч) Искала старушка Четырнадцать дней, (Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками) А пудель по комнате Бегал за ней. (Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью) | Выполняют движения с учителем | |
| Сегодня мы познакомимся с с новым произведением С.Я. Маршака, которое называется «Угомон». - ПРЕДПОЛОЖИТЕ, о чем это стихотворение? Кто такой или что такое угомон? Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Угомон» - Ребята, понравилось ли вам произведение? Чем понравилось? - Кто главный герой? Угомон Кто такой Угомон? - Совпали ли ваши предположения с прочитанным? А если мы заглянем в толковый словарь, то узнаем, что «угомон» это разговорное слово, обозначает «успокоение от шума, возни». — Какие картины вы представляли, когда слушали стихотворение? — Могла ли в действительности произойти эта история? Существует ли в реальной жизни Угомон? Можно ли назвать это произведение сказкой? Словарная работа — Все ли слова в стихотворении были понятны? — Хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые мы встретим в тексте и спросить, как вы понимаете их значение? «нынче» — сегодня «бушует» — проявляет себя буйно, с необычной силой «бас» — мужской низкий голос. Подготовка к выразительному чтению — Прежде чем вы прочтёте текст в учебнике, посмотрим какие предложения в нём встречаются? (Вопросительные, восклицательные, повествовательные) Вопросительные предложения необходимо читать как будто вы задаёте вопрос, с выделением голосом одного главного слова. (Прочитать первое предложение) Восклицательные предложения следует читать с эмоциональной окраской. Мы уже знаем содержание произведения, поэтому, при чтении, голосом должны передать как шумно ребята «успокаивали» друг друга. Важно выделять при чтении слова автора и героев. Обратить внимание детей на темп чтения. Он зависит от содержания. Вначале скорый, ближе к концу, с появлением героя «Угомона» темп чтения снижается, голос понижается. Последняя фраза читается медленно. Чтение стихотворения детьми по 2 строчки. Беседа по вторичному восприятию текста — Что случилось нынче в школе? (ответы детей своим словами или по тексту) — Что же предпринял дежурный? — Послушали ли его другие ученики? — Смогла ли успокоить класс учительница пения? — Кто пришел на шум и помог всем? —У вас были такие случаи в классе? -Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. - Ребята, вы согласны с Угомоном? Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ 6.7 СЛАЙД | Слушают аудиозапись Отвечают на вопросы Ребята составляют слово. УГОМОН - Это тот, кто успокаивает, когда шумят. - Мы будем читать об Угомоне. Слушают аудиозапись отрывка стихотворения «Угомон» - Понравилось! -Главный герой Угомон. - Это может быть милиционер, или дежурный по школе, или директор, учитель. - Потому что это кто- то успокаивал ребят. - Это всё таки вымышленный персонаж. На самом деле ребят может на уроке успокаивать только учитель. Ответы детей. Дети читают произведение. - Они расшумелись и стали успокаивать друг друга. -Нет. -Они ещё больше расшумелись. Дети находят и читают. - Мы изучаем математику, русский язык, литературное чтение, окружающий мир . -Надо хорошо работать на уроках, не отвлекаться, внимательно слушать учителя. Ребята читают хором с экрана. - На уроке я сижу, Не кричу, и не стучу. Ручку прямо поднимаю, если спросят- отвечаю. Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь, не кричи, а только руку подними. | познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов; – предметные:полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста. коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов; |
Физминутка | Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой! Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал. Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад. А потом ты покатился и назад не воротился. | Выполняют движения с учителем | |
| Ребята, Вы в школе изучаете много предметов. Какие это предметы? …. Какие математические действия вы уже умеете выполнять? Вам уже хорошо знакома таблица сложения и вычитания, но в математике есть и другие действия – умножение и деление. С этими действиями и таблицами вы будете знакомиться позже на уроках математики. А сегодня С.Я. Маршак познакомит вас с действием таблицей умножения. Работа в парах — Самостоятельно прочитать стихотворение «Дважды два» на стр. 101 и объяснить почему «Таблица умножения достойна уважения»? Таблица Умножения Достойна Уважения. Она всегда во всем права: Чтоб ни случилось в мире, А все же будет дважды два По-прежнему четыре. Дети читают стихотворение, обсуждают ответ на вопрос. Во время ответа пары один ученик читает стихотворение, а другой высказывает свое мнение. | Ответы на вопросы | |
Игра «Угадай-ка» | С.Я. Маршак написал много о школе, но не только стихотворений, но и загадок. Игра «Угадай-ка» На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей.(Буква) Это книга не простая: По ней буквы изучаю. (Букварь) Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час. А вы, друзья, не бейте нас! (Часы) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч) Как безлиственная ветка, Я, пряма, суха, тонка. Ты встречал меня, нередко На страницах дневника. (Единица) | Ответы на вопросы | |
Итог | – Какие цели ставили ПЕРЕД СОБОЙ на урок? - Что вы сегодня узнали нового о С.Я Маршаке? …. - С какими его стихотворениями вы познакомились? - Чему учит стихотворение «Угомон»? (Правильному отношению друг к другу). Текст, напечатанный в учебнике только часть сказки об Угомоне. Полностью вы можете прочитать её, взяв книгу в библиотеке или найти в Интернете, написав название и автора произведения. | Отвечают на вопросы | познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов. |
Рефлексия | – Что особенно запомнилось и понравилось на уроке? — Выразите своё настроение, продолжив предложение: (Слайд 9) — Мне понравилось… — Особенно запомнилось…. — Хорошо получилось… — Вызвало затруднение Словесное оценивание детей! Д/З в 1 классе не задается. – Спасибо за урок! | Ответы на вопросы. Продолжи предложение | Регулятивные: стимулировать активность учащихся, их стремление к диагностике успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке. |
Самоанализ урока литературного чтения 1 класс. 3 четверть. УМК "Школа России",
учебник «Азбука»Горецкого В.Г.
Тема: С.Я.Маршак «Угомон», «Дважды два»
Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я.Маршака; расширять читательский опыт; формировать понятие о дисциплине и порядке.
Педагогические задачи: учить читать вслух плавно целыми словами, выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания, определять эмоциональный характер текста, формировать умения отмечать на вопросы по содержанию стихотворения, ранжировать произведения по их тематике, пробудить интерес к творчеству С. Маршака, развивать воссоздающее и творческое воображение.
Планируемые результаты образования:
– личностные: смыслообразование – имеют ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов и границ собственного знания и «незнания», оценивают свои действия, поступки;
– метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимают оценку учителя, одноклассников, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату; коммуникативные –понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют задавать вопросы, слушать одноклассников, владеют диалогической формой речи; познавательные –осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, умеют осмысленно читать литературный и познавательный текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
– предметные:полно и правильно отвечают на вопросы по содержанию стихотворения, выполняют «Книжкины задания», представляют в своем воображении образ Угомона, читают текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста.
Ресурсы и оборудование: Компьютер, проектор, экран, портрет С.Я. Маршака, выставка книг с произведениями автора.
Тип урока: урок новых знаний
Формы и методы обучения: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию. В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше.
Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием. На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, работа в парах и индивидуальные формы работы. Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями. Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.
Достижению цели способствовали следующие методы:
-беседы;
- самостоятельные работы учащихся;
- использование в качестве наглядности мультимедийной техники;
- работа с раздаточным материалом.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, физкультминутка.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.
Рефлексия полученных знаний была организована с использованием методики «Тест незаконченных предложений».
На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
18