СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Слова категории состояния" для 7 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет учителю без проблем провести данный урок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Слова категории состояния" для 7 класса»

Категория состояния как часть речи.


Урок русского языка в 7 классе.


Тип урока – урок изучения нового материала.



Цель: дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи; формировать умения определять слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий и от прилагательных в краткой форме


Задачи:

1) Актуализация знаний по темам «Наречие», «Имя прилагательное», раскрытие основных черт слов категории состояния;
2) Развитие умения находить слова категории состояния в тексте, отличать их от других частей речи
3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.


Оборудование: мультимедийный экран, компьютер, карточки с заданиями, компьютерная презентация.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая пятиминутка. (слайд 3)

Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис, запишите их:

на русском языке (по-русски)

в первую очередь (во-первых)

небрежно, плохо (кое как) и т.д.

совсем немного

очень давно

в точности так

в какое-нибудь время

неожиданно

Составьте предложения с любыми двумя получившимися наречиями, задайте к ним вопрос, подчеркните как член предложения.

  1. Подготовка к познавательной деятельности.

  2. Учитель. Ребята, перед нами сегодня стоит задача осмыслить очень своеобразную, вызывающую споры часть речи – категорию состояния. Известный лингвист А.Б. Шапиро вообще назвал слова категории состояния беспризорными. Как вы понимаете слово беспризорный? А как вы понимаете лексическое значение слова состояние? (работа со словарями)

Первый этап Задание: определите, к какой части речи относятся выделенные слова . (слайд 4)

1) Всё было тихо — лес и горы,

Всё спало в сумраке ночном.


2) В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои...


      1. Видно, на море не тихо,

Смотрит — видит дело лихо...

    1. Заполнение таблицы. Слайд 5)


Части речи

Наречие

Краткое прилагательное

Категория состояния

Вопросы

Как? Каким образом?

Каков?

Каково?

Грамматическое значение


Признак действия

Признак предмета

Состояние природы

Изменяется или нет?

Нет

Да

Нет

От какого слова зависит?

От глагола

От сущ. (мест.)

_______

Синтаксическая роль

Обстоятельство

Сказуемое

Сказуемое в односоставном безличном предложении

По таблице учащиеся должны сделать вывод о том, что категория состояния обладает собственными признаками, не относящимися ни к прилагательному, ни к наречию.


  1. Познавательная деятельность. Второй этап. Значение слов категории состояния. (слайд 6)

Задание: записать предложения, найти слоав категории состояния, определить их синтаксическую роль, найти соответствие значения.


Примеры

Значение

Чудесно в лесу.

состояние окружающей среды

На улице солнечно.

состояние природы

Тепло ему стало.

физическое состояние человека и животных

Опять тревожно,больно сердцу стало.

душевное (эмоциональное) состояние человека

Ясно было, что на поезд мы опаздываем.

интеллектуальное состояние человека

Было приятно смотреть на их работу.

оценку какого-либо состояния, положения

Нельзя читать чужие письма.

возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний(слова со значением модальности)

Мне было далеко до дому.

пространственные отношения

Пока не поздно, надо что-то сделать.

Временные отношения


Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из проделанной работы? (Вывод о многообразии значений слов категории состояния)

  1. Учитель. На доске записаны слова, являющиеся в определенном контексте категорией состояния: тепло, тихо, рано, смешно, удобно, можно, надо, совестно, стыдно, пора, время, охота, лень, недосуг, грех, жаль. Прочитайте их, подумайте и скажите: можно ли как-то сгруппировать данные слова? (слайд 7)

(Данные слова можно разделить на две группы:

1) слова на -о, соотносительные с краткими прилагательными и с наречиями (весело, рано и др.) ;

2) слова, этимологически связанные с именами существительными (пора, охота, лень и др.).

Сравните:

Опасна охота на медведя. … а мне летать охота.


  1. Первичное закрепление. а) Задание: запишите предложения, подчеркните слова категории как член предложения, укажите значение слов категориии состояния.(Возможна работа на карточках) (Приложение1)


  1. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. (И.А.Бунин)

  2. Мне жалко, что пришла зима. (О.Э.Мандельштам)

  3. Досадно, когда тебя не замечают.

  4. Так нельзя себя вести.

  5. В сырой темноте улицы было пусто и спокойно.(В.Распутин)

  6. Шурке было неловко: он понимал, что поступил нехорошо (Станюкович) .

  7. Ему и больно и смешно, / А мать грозит ему в окно… (А.С.Пушкин)

  8. Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно (А.С.Пушкин) .

  9. Мне здесь хорошо… А вы будете скучать. (В.Каверин)

  10. Пора отправляться в путь.


б) Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд 8):


1) Выражение его лица робко. Петя ведет себя робко.

2)Дитя счастливо. Он счастливо отделался от конфликта.

3) Труд человека кормит, лень портит. Ему это делать лень.

4) Он совершил тяжкий грех. Над старостью смеяться грех.

8. Задание на развитие речи: В сети Интернет многие часто пользуются так называемыми «смайликами», которые выражают чувства и состояние человека. Задание: по смайликам определите чувство или состояние человека и подберите нужное слово категории состояния для его выражения.

9. Применение знаний в новых условиях.

Задание: Посмотрите на картины русских художников И.К.Айвазовского и И.И.Левитана. Каково состояние природы, изображённое на картинах? Выразите при помощи слов категории состояния свои чувства. Запишите все подобранные слова, затем составьте с любыми 2-3 словами предложения.


  1. Подведение итогов. Итак, было ли основание у А.Б.Шапиро назвать слова категории состояния беспризорными? Ответ подкрепляйте примерами. (Да. Основанием для этого послужила разнородность относящихся к данной категории слов и их морфологическая пестрота. Одни из этих слов похожи на наречия и краткие прилагательные, другие – на имена существительные. Слова категории состояния неоднородны по значению.) Как вы считаете, нужна ли новая часть речи в языке?


  1. Домашнее задание (по выбору учащихся).Выучить записи в таблицах

1. Написать небольшое рассуждение — ответ на итоговый вопрос урока (Было ли основание у А.Б.Шапиро назвать слова категории состояния беспризорными? Ответ подкрепляйте примерами).

2. Подберите 7-8 предложений из художественной литературы со словами категории состояния.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!