I. Мотивационно-ориентировочный. 1. Организационный этап. (1мин) 2. Самоопределене к учебной деятельности (2 мин)
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений (4мин)
Выявление места и причины затруднения (4 мин)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)
Реализация построенного проекта. (6мин)
Физкульт-минутка. (2 мин)
VI.Первичное закрепление .
(11мин)
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (6мин)
VIII. Постановка домашнего задания с комментированием. (2 мин) IX. Рефлексия, оценка и самооценка учебной деятельности.
(2 мин)
|
- Добрый день. Начинаем наш урок. С каким настроением вы приступаете к работе?(Слайд2) – Французский писатель Анатоль Франц однажды заметил «Учить можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем. (Слайд3) Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица: « Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. Но задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Растущая потребность в упрощении вычислений и действий над дробями способствовали введению дробей, которые называются ... – Чему мы уже научились в работе с десятичными дробями?
– Как вы думаете, куда дальше в изучении десятичных дробей мы продолжим двигаться? – Правильно! Какие арифметические действия вы предлагаете рассмотреть на уроке? А теперь попробуйте сформулировать цели урока.
А начнём мы как всегда с устной работы. Для того чтобы узнать что-то новое, необходимо…(повторить уже изученный материал). Не зря говорят «новое - хорошо забытое старое». Устная работа : (слайд4) 6. Выполните действия: (Слайд5) Каким правилом сложения и вычитания дробей вы воспользовались? Т.е. алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, сложение и вычитание смешанных чисел. Давайте восстановим алгоритм: (Слайд6) 1.Суммой (или разностью) дробей является дробь. 2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности). 3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности). .(Слайд 7) Предлагаю поработать в группах над следующим заданием.
Вычислите длину АВ. а) Рисунок 1
б) Рисунок 2
Обсуждение выполненной работы а) 1. Как вычислить длину отрезка АВ по рисунку 1? | 2. Уравняйте в десятичных дробях количество цифр после запятой. | 3. Можно ли для решения данной задачи использовать алгоритм сложения смешанных чисел? Вычисляем. | 4. Чему будет равна длина отрезка АВ ?
| б) 1. Как вычислить длину отрезка АВ по рисунку 2? | 2. Что необходимо сделать с десятичными дробями, чтобы вычислить разность? | 3. Вычисляем длину отрезка АВ. | 4. Чему будет равна длина отрезка АВ? | -Однако складывать десятичные дроби можно гораздо проще, не обращая их в обыкновенные. (Слайд 8-9) -Сравните сложение и вычитание натуральных чисел со сложением и вычитанием десятичных дробей. (Слайд10)
Сходство способов записи десятичных дробей и натуральных чисел позволяет выполнять сложение и вычитание десятичных дробей в столбик.
Рассмотрим примеры: (Слайд 11) Мы выполнили действия сложения и вычитания десятичных дробей, а теперь их запишем (Слайд 12-13)
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно: 1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; 2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; 3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятые; 4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Известно, какое большое значение имеет запятая («КОСКА») в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. (Слайд 14)
Например, «Казнить нельзя, помиловать» и «Казнить, нельзя помиловать». В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства. Из приведенных примеров видно, что сложение и вычитание десятичных дробей выполнялось поразрядно, в этом и состоит главное преимущество десятичной формы записи дробей.
Задание «Разминка». (Слайды 15-16) Поставьте в нужных местах запятые:
(Слайды 17-19)
Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места! Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину вы держите, Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два! Раз и два! Электронная физминутка для глаз
(Слайды 20-21) 1)Работа у доски: №705 (а, б, в) а) 272,3+34,15=306,45 б) 15+8,009=23,009 в) 0,0078+78,78= 78,7878 №710 (а,б,в,г) а)43,57-18,4=25,17 б)56-12,25=43,75 в)37,182-5,9=31,282 г)0,21-0,184=0,026
(Слайды 22-23) 2) № 705(д) 5,934+12,8=18,734 № 710(з) 0,02-0,0061=0,0139 – Кто справился с первым заданием? Где допущена ошибка? – Кто справился со вторым заданием? Где допущена ошибка? – Повторим еще раз алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
(Слайды 24-27) А сейчас каждый проверит сам себя: насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения : тест Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука со смаликом. (Слайд 28) Учить п.42 (знать правила) №706(а,в,д), 710 (ж,и),719. ЦОР: Математический тренажер по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс) на сайте «Математика онлайн, 5-6 классы» http://www.matematika-na.ru/ (Слайд 29) Что нового узнали на уроке? Какую цель мы ставили в начале урока? Наша цель достигнута? Что нам помогло справиться с затруднением? Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? Как вы можете оценить свою работу? Выберите смалик с вашим настроением. Чтение притчи. (Слайд30) Спасибо за урок! (Слайд 31) |
(Учащиеся дают ответ с помощью сигнальных карточек-смаликов красной , желтой , зеленой..)
Ответы учащихся -Десятичными -Читать и записывать их, отмечать на координатном луче, сравнивать. -Мы должны научиться производить с ними арифметические действия. -Сложение и вычитание десятичных дробей. -Составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и научиться применять его.
3) 2) 2) 20 = =
Правилом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Работа в тетрадях.
Записывают на доске.
1. АВ = 2,7 см + 1,04 см | 2. АВ = 2,70 см +1,04 см | 3. Можно, если записать дроби в виде смешанных чисел. | 4. АВ = 2,70 + 1,04 = 3,74 (см)
|
1. АВ = 8,09 см – 0,1 см | 2. Уравнять в десятичных дробях количество цифр после запятой и перевести дроби в смешанное число. | 3. | 4. АВ = 8,09 – 0,1 = 7,99 (см) |
Учащиеся пошагово перечисляют свои действия.
Работа в тетрадях.
Выполняют движения по рекомендациям
Учащиеся за одной партой читают друг другу правило сложения и вычитания десятичных дробей на стр. 195 учебника. 2 ученика решают у доски, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание), остальные – в тетрадях Работа в парах после выполнения проводится самопроверка по образцу:
Работают самостоятельно с тестом, с последующей самопроверкой и выставлением баллов.
Записывают домашнее задание в дневник. |
Ф
Ф
И
Ф
Ф
И
Ф
П
И
И
Г
И
|
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятия; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Познавательные: умение структуировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: общеучебные: знаково-символические- моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учет разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ и синтез. УДД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Личностные: осознание ответственности за общее дело; Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие; Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения. Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму; Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха; Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.
|
Таким образом , можно выяснить настроение учащихся и ободряющими словами настроить учеников на успех, снять волнение.
В ходе обсуждения выполненной работы выявляются места и причины затруднений учащихся. Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Обсудить и записать домашнее задание.
Цели: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: действия с десятичными дробями. |