СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект использовался на открытом уроке в 9 классе на предметной неделе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»























Конспект открытого урока по биологии

по теме

«Сообщество, экосистема, биогеоценоз»









Учитель: Егорова Юлия Витальевна

























Шадринск, 2017 год

Цели урока: 1. Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии.

2. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера», о взаимосвязях организмов.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- конкретизировать знания учащихся о сообществе, экосистеме, биогеоценозе их структуре, компонентах и свойствах;

-сформировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»;

-расширить знания учащихся об экосистемах;

-закрепить экологические термины.

2. Развивающие:

1. Информационные

-продолжить развитие умений работы с различными видами и источниками информации;

- развивать умение работать со схемами, рисунками, мультимедийным проектором;

2. Интеллектуальные

-развивать умение сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности;

- развивать коммуникативные способности у обучающихся.

3. Воспитательные:

-продолжить воспитание бережного отношения к природе.



Тип урока: изучение нового материала.



Оборудование: 1. Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма;

2. ТСО: проектор, компьютер;

3. Таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.







































Структура урока



  1. Организационный момент. (2 мин)



  1. Повторение изученного материала: (5 мин)



  1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

  2. Актуализация знаний.



III. Изучение нового материала (27 мин)



IV. Рефлексия. (5 мин)



V. Домашнее задание.(1 мин)
































































Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

  1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

-Добрый день! На прошлом уроке мы с вами закончили изучать популяционно-видовой уровень организации. Сегодня мы преступаем к изучению новой главы и нового уровня организации жизни. Из этой главы вы узнаете о составе и основных свойствах экосистем, о направлениях и темпах изменений природных экосистем, о том, как происходит перенос вещества и энергии в сообществах.

-Наверное, вы уже догадались, как называется этот уровень? (Экосистемный)

На уроке мы познакомимся с новыми понятиями: «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера». Сформируем понятие о природных сообществах, их многообразии.

Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд 1)



  1. Актуализация знаний.

А для начала решим экологический пример: особь + особь +…+ особь = ( вид)
вид + …+ вид = (популяция) (дать определение популяции и вида). (Слайд 2,3)



  1. Изучение нового материала.

Могут ли особь, популяции, виды жить изолированно от других видов живых организмов? Докажите.

Вывод: (слово учителя) На определённой территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию. Такая совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство называется сообществом или биоценозом (записать определение).

  • Сообщество (биоценоз) – совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определенном пространстве и представляющих собой определенное экологическое единство. (Слайд 4)

Сообщества - не случайные образования. На формирование сообщества влияют многие факторы: абиотические (климат, химический состав воды, почвы), биотические (конкуренция, паразитизм) и антропогенные(вырубка лесов, высушивание болот, браконьерство). (Ученики называют эти факторы).



Входящие в сообщество виды снабжают друг друга всем необходимым для жизни – пищей, укрытием, условиями для размножения.



Игра 8 человек. Каждому игроку вешают на шею на веревочке табличку с названием животного и растения: лиса, сова, мышь, заяц, воробей, ястреб, берёза, зерно. Игроки выстраиваются в круг. Одному из них дается клубок. По команде он бросает клубок тому животному или растению, которое он ест или которое его ест. Игроки могут подсказывать друг другу, куда надо бросать клубок. Два раза направлять клубок тому же самому животному или растению запрещается. Игра продолжается до тех пор, пока есть, кому передавать клубок. В результате всех перебрасываний клубка образуется запутанная сеть пищевых связей-цепей, объединяющих воедино всех животных и растений.


-Представьте себе, что от охотников, от болезней и от других причин исчезли все зайцы. Учитель ножницами разрезает ниточки, ведущие к игроку с табличкой “Заяц” и уводит игрока в сторону, ниточки при этом распадаются. Но сообщество еще сохраняется.

-А если по какой-то причине погибнут и другие животные, то цепи могут разрушиться полностью. Уводит в сторону “Мышь”, “Голубя”. 


ВЫВОД: (делают ученики) чем многообразнее и разветвлённее взаимосвязи в сообществе между живыми организмами, тем более оно устойчивее.



Совокупность растений входящих в биоценоз называют фитоценозом. (Слайд 5) Границы фитоценозов совпадают с границами биоценозов и носят названия по доминирующим видам. Рассмотрим на примере ельника. (Слайд 5)



Еловый лес – совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве – сплошной зелёный ковёр мхов. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники – такой лес называется ельником-черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником-кисличником. На почвах, особенно бедных и очень сырых под елями расстилается сплошной довольно толстый ковёр мха кукушкина льна.

Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно. На границе лесов и тундры на севере нашей страны имеется переходная зона- лесотундра. На границе леса и степи простирается зона лесостепи.



Виды связаны не только между собой, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи используют термин «биогеоценоз» или «экосистема».

  • Экосистема (от греч. oikos— жилище и systema — объединение) — это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс. (Слайд 6)



Экосистема и биогеоценоз — близкие понятия, но если термин «экосистема» подходит для обозначения систем любого ранга, то  «биогеоценоз» — понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определёнными единицами растительного покрова — фитоценозами.

 

Не любая экосистема является биогеоценозом, но любой биогеоценоз — экосистема.(Слайд 7)



Уче­ние о био­гео­це­но­зе и сам тер­мин со­здал рус­ский бо­та­ник Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич Су­ка­чёв. (Слайд 8)

Эко­си­стем на Земле очень много, су­ще­ствен­ным свой­ством каж­дой из них яв­ля­ет­ся кру­го­во­рот ве­ществ и по­то­ков энер­гии.


Энергия и вещества постоянно необходимы живым организмам, и они черпают их из окружающей природы, тем самым образуя круговорот вещества и энергии. Совершенно ясно, что, если бы живые организмы безвозвратно заимствовали все необходимые им питательные вещества из неживой природы, ничего при этом не возвращая обратно, запасы питательных веществ на Земле иссякли бы и жизнь прекратилась. Этого не происходит, потому что питательные вещества постоянно возвращаются в окружающую среду в результате жизнедеятельности самих организмов.

Биогеоценозы могут быть разных размеров: (Слайд 9)

  • кочка среди болота или пень в лесу, нора с ее населением, аквариум- примеры микробиогеоценозов, или микроэкосистем.

  • определенную растительную ассоциацию со всеми ее компонентами ( например, ельник-кисличник, ельник- брусничник и т.п.), озеро можно назвать мезобиогеоценозом, или мезоэкосистемами,

  • а океан, суша и отдельные типы растительности (лес, степь, луг и т.п.)являются макробиогеоценозами, или макроэкосистемами.



По ходу объяснения обучающиеся составляют схему.

По происхождению экосистему можно разделить на (Слайд 10)

  • Естественную- формируются под влиянием природных факторов (луг, болото)

  • Искусственную- создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности (поля, парки, лесопосадки, скверы)



По ходу объяснения обучающиеся составляют схему:

Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза?

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. (Таблица 1)

Задание. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

  • состоят из большого числа видов;

  • способны к саморегуляции;

  • неспособны к саморегуляции;

  • состоят из небольшого числа видов;

  • все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;

  • значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;

  • единственным источником энергии является солнечный свет;

  • основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;

  • основной движущей силой эволюции является естественный отбор;

  • процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему, эта экосистема называется биосферой. Она охватывает часть атмосферы, часть литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863—1945).

IV.Рефлексия

1. Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы?

2. Можно ли считать сообществом все популяции птиц, населяющие лесной массив?

3. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?

V. Домашнее задание пр. 5.1(Слайд 11)




































































Таблица 1 Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.

Сравниваемая категория

биогеоценоз

агроценоз

Направление действия отбора

Действует естественный отбор, выбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор, формирует устойчивую экосистему

Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью

Круговорот основных питательных элементов

Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью.

Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется

Видовое разнообразие и устойчивость

Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость

Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.

Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости

Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия).

Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.

Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади)

Биомасса экосистем суши

превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами.

Занимая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы









Задание 1. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

  • состоят из большого числа видов;

  • способны к саморегуляции;

  • неспособны к саморегуляции;

  • состоят из небольшого числа видов;

  • все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;

  • значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;

  • единственным источником энергии является солнечный свет;

  • основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;

  • основной движущей силой эволюции является естественный отбор;

  • процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.



































































Лиса



Заяц




Ястреб




Береза



Мышь



Зерно




Сова



Воробей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!