Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"
Цели:
- познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями;
- познакомить со средой обитания водорослей;
- раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей;
- дать представление о способах размножения водорослей;
- продолжить формировать знания учащихся о высших и низших растениях.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
На какие подцарства делится царство растений?
Где обитают растения?
Каково значение растений в природе?
Как человек использует растения?
3.Изучение нового материала.
1) Сегодня мы начинаем изучение водорослей. Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов.
2)
Вы неоднократно видели водоросли. Скажите, где они встречаются?
Да, чаще всего водоросли обитают в воде. А в каких водах могут жить водоросли?
Водоросли живут и в пресных и в соленых водоемах, могут жить в стоячей и в проточной воде, а так же они обитают на влажной почве, коре деревьев, в аквариуме, на поверхности почвы в горшке с комнатными цветами. Мы с Вами знаем, что водоросли одни из самых простых растений. Поэтому они имеют более простое строение. Давайте вспомним, к каким растениям относятся водоросли?
Водоросли относятся к низшим растениям. А в чем отличие низших растений от высших?
Низшие растения не имеют дифференцированных органов. Тело водорослей называется таллом.
Так как водоросли живут в воде или во влажной среде, то они поглощают различные вещества всей поверхностью тела, соответственно и вся поверхность тела может фотосинтезировать. По способу питания они автотрофы.
3) Среди водорослей встречаются как микроскопические, так и настоящие гиганты, достигающие в длину несколько метров.
Водоросли |
Одноклеточные | Многоклеточные |
Хламидомонада, хлорелла. | Спирогира, улотрикс, кладофора. |
Из одноклеточных водорослей мы рассмотрим хламидомонаду. Она имеет грушевидную форму тела. На переднем конце находятся два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто оболочкой . Под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром. Есть так же вакуоль, в которой содержится клеточный сок. Большую часть занимает хроматофор, содержащий пигмент – хлорофилл, за счет этого водоросль имеет зеленый цвет. А раз есть хлорофилл, значит, водоросль способна к фотосинтезу. Так как водоросль может свободно двигаться, то она может выбрать благоприятное для нее место. Наиболее благоприятным для нее является наличие яркого света. У нее есть светочувствительный глазок, при помощи которого она передвигается в сторону более освещенного места. Это явление стремления к свету называется положительным фототаксином. Хламидомонада способна питаться не только продуктами фотосинтеза, но и поглощать готовые органические вещества всей поверхностью тела. Она размножается как половым, так и бесполым путем. Летом в благоприятных условиях она размножается бесполым путем – делением. Прежде чем приступить к делению хламидомонада теряет жгутики и перестает двигаться. Содержимое материнской клетки делится пополам, затем еще пополам. Каждая из четырех частей покрывается оболочкой и выбрасывает жгутики. В результате под оболочкой образуется 4 маленькие клетки. Эти клетки называются зооспорами. Основная функция зооспор – размножение и расселение организма. Впоследствии оболочка материнской клетки лопается, и дочерние клетки оказываются на свободе. Зооспоры постепенно растут и превращаются во взрослых хламидомонад.
В неблагоприятных условиях хламидомонада размножается половым путем. Содержимое делится и внутри материнской клетки образуется гамета с двумя жгутиками. Оболочка клетки разрывается, и гаметы выходят наружу. Они активно двигаются в поисках других гамет. Потом гаметы различных клеток объединяются, и образуется зигота. Зигота покрывается плотной оболочкой и способна пережить неблагоприятные условия. А как только наступают благоприятные условия, зигота делится дважды и в результате образуются 4 хламидомонады.
К многоклеточным водорослям относится – спирогира и ее мы рассмотрим. Клетки у нее расположены в один ряд. Растет она за счет деления клеток всего тела. Эта водоросль ведет неприкрепленный образ жизни и за счет течений передвигается. Например, купаясь в пруду или реке, вы обнаруживали скопления зеленой, скользкой тины? Это и есть спирогира. Клетки имеют вытянутую форму. Сверху покрыты слоем слизи. Хроматофоры имеют особое строение. Они длинные, расположены вдоль стенки клетки и опоясывают ее по спирали. Отсюда и название водоросли. В центре находится ядро с ядрышком. Большой объем клетки занимает вакуоль. Для спирогиры характерно как половое, так и бесполое размножение.
4) Роль водорослей в природе:
В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый им для дыхания.
Пища для многих морских животных.
Приют для рыб и многих других животных.
Обогащение воды кислородом в процессе фотосинтеза.
Некоторые виды участвуют в почвообразовании, когда попадают на бесплодные субстраты.
Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).
5) Роль водорослей в жизни и деятельности человека:
Являются продуктами питания для человека.
Используются в качестве добавки к корму для скота.
Изготовление удобрений.
Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
Биологическая очистка сточных вод.
Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
6) Вред, наносимый водорослями:
Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
Чрезмерное размножение в рыборазводных прудах затрудняет сезонный вылов рыбы.
Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.
4.Закрепление изученного материала.
Решение кроссворда.
Оплодотворенная яйцеклетка.
Половая клетка.
Группа отделов низших растений.
Зеленая нитчатая водоросль.
К этим водорослям относится хламидомонада.
Морская капуста.
Способ питания водорослей.
Ответы:
1 – зигота, 2 – гамета, 3 – водоросли, 4 – спирогира, 5 – одноклеточные, 6 – ламинария, 7 – автотрофы.
5.Итог урока. Выставление отметок.
6.Домашнее задание – параграф 20, заполнить таблицу.